Эндрю Саррис

Эндрю Саррис ( англ. Andrew Sarris , * 31 октября 1928, Бруклин, Нью-Йорк - ? 20 июня 2012) - американский кинокритик, сторонник теории авторского кино.


1. Жизнеописание

Эндрю Саррис родился в Бруклине 31 октября 1928 в семье греков-иммигрантов, Георга и Темис Саррис, детство провел в районе Озон-парке ( Куинз). [1] После завершения школы имени Джона Адамса поступил в Колумбийский колледж, где получил диплом в 1951 году.

Вступил в войска связи США, после завершения службы некоторое время прожил с матерью, после чего отправился в Париж, где познакомился с Франсуа Трюффо и Жан-Люком Годаром. В двадцать семь лет начал писать для журнала Film Culture, а в 1960 году написал первую рецензию в еженедельнике The Village Voice, где опубликовал текст, посвященный Психо Хичкока. Впоследствии работал в газете The New York Observer, где он в частности писал о Франсуа Трюффо, Макса Офюльса, Жана-Люка Годара, Микеланджело Антониони, Ингмара Бергмана и Акира Куросава.

Был главным редактором англоязычной версии журнала Cahiers du cin?ma, в частности стал известным через популяризацию теории авторского кино в США и пропаганда этого термина как возможного варианта перевода французского выражения "la politique des auteurs", предложенного Франсуа Трюффо в эссе ?Заметки теории автора" (1962). Британо-канадскький кинокритик Робин Вуд перевел этот термин как "(о) авторская политика", критикуя перевод Эндрю Саррисом из-за того, что он вызывал ассоциации с романтической концепцией Автора.

В 1966 году на показе фильма Кеннета Энгера "Подъем скорпиона" (1963) познакомился со своей будущей женой Молли Гаскелл, на которой женился три года спустя.

В 1968 году была издана книга Саррисом "Американское кино: режиссеры и направления (1929-1968)", в которой были изложены основательную оценку режиссеров звуковой эры. Эта работа повлияла на многие другие критики и способствовала тому, что в критическом дискурсе стали уделять больше внимания режиссерам. В "Американском кино" Саррис предлагает свой ​​"пантеон" из четырнадцати выдающихся режиссеров, которые работали в Соединенных Штатах. В список попали американцы Роберт Флаэрти, Джон Форд, Д. В. Гриффит, Говард Хоукс, Бастер Китон и Орсон Уэллс; немцы Фриц Ланг, Эрнст Любич, Ф. В. Мурнау, Макс Офюльз и Джозеф фон Штернберг; британцы Чарли Чаплин и Альфред Хичкок; и француз Жан Ренуар. Саррис также создал список "второстепенных" режиссеров, куда попали Билли Уайлдер, Дэвид Лин и Стэнли Кубрик. В своей книге "Вы ничего еще не услышали: американский звуковой фильм, история и память, 1927-1949" Саррис извинился за то, что не смог оценить Билли Уайлдера, и добавил его к своему "пантеона".

Когда Саррис писал для изданий NY Film Bulletin и The Village Voice, его воспринимали как соперника Полин Кейл, резко раскритиковала "теорию Автора" в своем эссе "Круги и квадраты".

Карьера Эндрю Саррисом подробно обсуждается в книге "Ради любви к фильмам: история американской кинокритики", сначала другими кинокритиками, которые рассказывают о том, как он позаимствовал теорию автора из французских изданий, а затем и самим Саррисом, который объяснял, каким образом он применил теорию автора в своей рецензии на фильм Психо (1960) Альфреда Хичкока. Говоря о своей длительную полемику с Кейл, Саррис отмечает, что, странным образом, они "создали друг друга, вступив в диалектическое противостояние". [2]

Саррис регулярно продолжал писать о кино до 2009 года на страницах The New York Observer и был профессором кино в Колумбийском университете, своей alma mater, в частности читая курсы по истории мирового кино, американского кино и об Альфреде Хичкока до выхода на пенсию в 2011 году. Саррис стал соучредителем Национального общества кинокритиков. Такие критики как Джим Гоберман, [3] Кеннет Турен, [4] Ермонд Уайт, [5] Майкс Филлипс и Энтони Скотт признавали его влияние на собственные тексты.

Умер в больнице святого Луки на Манхэттене 20 июня 2012 через осложнения после травмы, полученной в результате падения.


2. История и критика

"Метод" Саррисом, изложенный в книге "Американское кино", критиковали как елитистський и субъективный. Те режиссеры, не попали в пантеон, рассматривались такими заголовками книги как Дальняя сторона рая, Дополнительные льготы, меньше, чем бросается в глаза, немного симпатично, Напряженная серьезность, странность, Новички, Предметы для дальнейшего исследования, Освободите место для клоунов! И Разное. [6]

Критика теории Автора часто возникает из-за непонимания ее характера. Саррис был вынужден защищать свое эссе ?Заметки о теории Автора" в книге "Американское кино", отметив следующее: "эта статья была написана в манере, которая мне казалась откровенной, немного нерешительным и экспериментальной, она определенно не планировалась как попытка дать окончательное обоснование" . [7] В дальнейшем он также отметил, что теория Автора должно рассматриваться скорее не как теория, но как "собрание фактов, напоминание о фильмах, которые должны быть спасены, жанры, которые должны быть реабилитированы, режиссеров, которые должны быть открыты снова" . [8]


3. Библиография

  • The films of Josef von Sternberg. - New York, Museum of Modern Art, 1966. - 54 p.
  • The American cinema; directors and directions, 1929-1968. - New York, Dutton, 1968. - 383 p.
  • The film / Andrew Sarris. - Indianapolis, Bobbs-Merrill, 1968. - 64 p.
  • Confessions of a cultist: on the cinema, 1955-1969 / Andrew Sarris. - New York, Simon and Schuster, 1970. - 480 p., ISBN 0-671-20554-4.
  • Hollywood voices; interviews with film directors / Andrew Sarris. - Indianapolis, Bobbs-Merrill, 1971. - 180 p.
  • The primal screen; essays on film and related subjects / Andrew Sarris. - New York, Simon and Schuster, 1973. - 337 p., ISBN 0-671-21341-5.
  • The John Ford movie mystery / Andrew Sarris. - London: Secker and Warburg for the British Film Institute, 1975. - 192 p., ISBN 0-436-09940-3.
  • Politics and cinema / Andrew Sarris. - New York: Columbia University Press, 1978. - 215 p., ISBN 0-231-04034-2.
  • You ain't heard nothin 'yet: the American talking film: history & memory, 1927-1949 / Andrew Sarris. - New York: Oxford University Press, 1998. - 573 p., ISBN 0-19-503883-5.

Примечания

  1. Michael Powell. Andrew Sarris, Village Voice Film Critic, Dies at 83 / / NY Times, June 20, 2012.
  2. For the Love of Movies: The Story Of American Film Criticism AT The TCM Movie Database.
  3. J. Hoberman (2005-10-18). "Get Reel". The Village Voice . Проверено 2011-02-23 .
  4. "Sight & Sound; Critics On Critics". BFI. 2010-03-25 . Проверено 2011-02-23 .
  5. "THE CRITIC-Filmmaker Magazine - Winter 2004". Filmmaker Magazine . Проверено 2011-02-23 .
  6. Sarris, Andrew. The American Cinema. New York: Dutton, 1968.
  7. Sarris, Andrew. The American Cinema. New York: Dutton, 1968.
  8. Sarris, Andrew. Quoted in Kent Jones " Hail the Conquering Hero: Andrew Sarris Profiled. " / / Film Comment Magazine Online.