Надо Знать

добавить знаний



Эразм Роттердамский



План:


Введение

Портрет 1523 года

Эразм Роттердамский ( лат. Desiderius Erasmus Roterodamus , Имя при рождении нидерл. Gerrit Gerritszoon , * 27 октября, 1466 / 1469 - 12 июля, 1536) - мыслитель эпохи позднего Возрождение. Выбранный им латинское имя состоит из трех частей: имени Desiderius, что происходит от слова desiderium (желание, стремление), грецкого слова εράσμιος, что значит любимый, любимый и латинизированной названия города, в котором он родился - Роттердама.

Эразм был выдающимся знатоком латыни своей эпохи. Его произведения - образец чистой классического языка. Мыслитель всю жизнь оставался католиком, хотя и критиковал церковь за излишества.

Трудом жизни Эразма было издание классического текста Библии на греческом языке. Кроме того известным произведением мыслителя является книга Похвала глупости.


1. Биография

1.1. Ранние годы

Эразм родился в 1466 или 1469 году в Роттердаме. Несмотря на то, что он всю жизнь отождествлял себя с этим городом, Эразм прожил там всего четыре года, и никогда туда не возвращался. О его семье почти ничего неизвестно, кроме того, что можно найти в его собственных записях. Почти нет сомнений в том, что будущий мыслитель был внебрачным ребенком. Впоследствии его отец стал священником. О маме известно лишь то, что ее звали Маргарет, и она была дочерью врача. Несмотря на незаконный статус сына, родители заботились о нем до своей смерти в 1483 году во время эпидемии. Юноша получил лучшее образование, учась в нескольких монастырских и напивмонастирських школах.


2. Посвящение и монашеские года

В возрасте 25 лет, в 1488 или 1492, Эразм рукополагал на священника, хотя, похоже, никогда не испытывал влечения к пастырскому призвание, а институт монашества стал одним из главных тем в его критике излишеств церкви, которая не прекращалась всю жизнь мыслителя. Вскоре после ординации, Эразм получил возможность покинуть монастырь - его репутация великолепного знатока латыни и умение хорошо писать получила для него приглашение на должность секретаря епископа Камбре. Учитывая шаткое здоровье, неприязнь к монахам и любовь к гуманитарным наукам, ему дали временное освобождение от обязанностей священника. Позже папа Лев X придал этому освобождению перманентный статус.


3. Обучение и творческий период

В 1495 году с согласия епископа Эразм поехал на учебу в Парижский университет. Университеты были в то время центром схоластической науки, хотя уже начали попадать под влияние гуманизма. Эразм учился в Париже, Левене, Англии и Базеле, хотя не принадлежал твердо к одному из этих мест. В Англии он подружился с ведущими мыслителями эпохи короля Генри VIII : Джоном Колетом, Томасом Мором, Джоном Фишером, Томасом Линакра и Уильямом Гросин. Некоторое время он преподавал в Кембридже.

Вернувшись из Англии, Эразм решил усовершенствовать свои знания греческого языка, что позволило бы ему на более глубоком уровне изучать теологию и подготовить новое издание Библии в переводе Жерома. Несмотря на хроническую нехватку денег, Эразм сумел, упорно работая день и ночь и умоляя друзей помочь ему книгами и деньгами на учителей, выучить язык за три года.

Эразм предпочитал жизни независимого ученого, и сознательно старался избегать связей, которые могли бы ограничить его свободу мысли и литературного самовыражения. При жизни ему нередко предлагали почетные и выгодные должности в академическом мире, но он видмолявся, предпочитая неопределенным, но вполне достаточным гонорарам независимого деятеля литературы. Период с 1506 по 1509 год он провел в Италии, частично в издательстве Альдус Манутиса в Венеции, но его связи с итальянским ученым миром были все же не такими широкими, как можно было бы надеяться.

Пребывания Эразма в Левене сделало его мишенью для критики со стороны кругов, враждебных принципов литературных реформ, которым он посвятил свою жизнь. Чувствуя притеснения, он нашел убежище в Базеле, где благодаря швейцарской гостеприимства получил возможность свободно высказываться, и где его окружали верные друзья. В течение долгих лет он плодотворно сотрудничал с выдающимся издателем Фробена. В Базель, до Эразма, стекались сторонники из всех уголков Европы.

Писать Эразм начал поздно, сначала досконально изучив латынь, но потом много печатался, высказывая свои соображения по поводу актуальных вопросов тогдашней философской и религиозной проблематики. Его критика церковных учреждений была обусловлена ​​не сомнения в религиозной доктрине, или неприязнью к церковных институтов как таковых, а скорее борьбой против средневекового формализма и за либерализацию мышления. Эта борьба стала стержнем Эразмова жизнь предоставила ему целостности. Ища свободы и незаангажированности мыслитель оказался в центре европейской мысли. Среди тех, с кем Эразм переписывался, более 500 выдающихся политических и научных деятелей эпохи.

Эразм умер в 1536 году в Базеле. Традиционно считается, что его последними словами были "Боже милостивый" ( нидерл. Lieve God ).


4. Библия

Начало 16-го века ознаменовалось публикациями Святого письма на многих европейских языках. Прошло всего полвека со времени изобретения книгопечатания в Европе. Этот период ознаменовался сбором многочисленных рукописей и установлением канонических текстов. Одним из таких проектов была работой над многоязыковой Библии в Испании. Подготовка Нового Завета завершилась в 1514 году, но публикация задерживалась, пока не будет готов Ветхий Завет. Папа Лев Х предоставил Еразме исключительные права на публикацию греческого текста Библии. Узнав в 1515 году о существовании испанского многоязычного проекта, Эразм, который в то время находился в Англии, начал собственные поиски рукописей, чтобы успеть опубликовать свой вариант к изданию испанского. В результате напряженной работы в условиях нехватки времени в 1516 году увидел свет Новый Завет на греческом языке с латинским переводом и комментариями - "Novum Instrumentum omne, diligenter ab Erasmo Rot. Recognitum et Emendatum". Для этого издания Эразм использовал несколько разных рукописей, поскольку не имел единого полного.

Второе издание (1519) года использовало в названии слово Testamentum (завещание) вместо Instrumentum. Оно стало основой для немецкого перевода Мартина Лютера. Было продано 3300 экземпляров Нового Завета, учитывая оба издания. Третье издание появилось в 1522 году. В 1527 году вышел 4-й вариант с греческим текстом, текстом Вульгаты и Эразмова переводом на классическую латынь. С издания 1535 текст Вульгаты выбросили.

Таким образом, в течение многих лет Эразм работал над установлением принятого текста (Textus Receptus) важнейшей книги христианства. Он посвятил эту работу папе Льву Х - покровителю знаний. Закончив работу, Эразм сразу же начал печатать "Парафразы Нового Завета" - популярное изложение содержания отдельных выдержек. 6 таких книг были написаны на латыни, но быстро переводились на другие языки.


5. Эразм, Лютер и зарождения протестантства

5.1. Попытка нейтральности в дискуссии

Движение Мартина Лютера начался сразу же после публикации Нового Завета, и стал тяжелым испытанием для Эразма. Конфликт между европейским сообществом и римско-католической церковью стал настолько острым, что избежать призывов присоединиться к дискуссии стало невозможным. Эразм находился тогда на вершине славы и обе стороны неизбежно обращались к нему, требуя поддержки. Однако по своему характеру и привычкам, мыслитель противился мысли становиться на ту или иную сторону. Критикуя избыточности и глупость в церковных рядах, он всегда подчеркивал, что не испытывает неприязни к церковникам и не нападает на церковные учреждения, как. Мир смеялся над Эразмова сатирой, однако никто не ставил под сомнение тот плодотворный вклад, которым он зарекомендовал себя в глазах виднейших представителей церковного мира.


5.2. Несогласие с Лютером

Эразм с симпатией относился к основным положениям лютеранской критики церкви. Он уважал Лютера, а Лютер всегда подчеркивал свое восхищение знаниями Эразма. Лютер надеялся Эразмова поддержки своей деятельности, которая, по его мнению, была не чем иным, как естественным продолжением Эразмова дела. Раннее переписка свидетельствует Лютером захвата всем тем, что Эразм сделал для установления разумных принципов христианства. В своих письмах великий протестант призывает мыслителя присоединиться к лютеранской партии. Эразм отказался, отметив, что, поступив таким образом, он подорвал бы свой авторитет, как лидера движения за чистое знание, которое он считал своим жизненным призвание. По его словам он может влиять на религиозные реформы только с позиции независимого ученого. Прямой в своих поступках Лютер расценил Еразмови колебания, как уклонение от ответственности, продиктованы либо трусостью или отсутствием преданности. Однако Эразм чувствовал страх перед изменением доктрины и придерживался мнения, что в ее рамках найдется достаточно места для дорогих для него изменений.


5.3. Вопрос свободы воли

Во время длительного спора Эразм дважды позволил себе высказаться по спорным вопросам доктрины, хотя такое поведение было несвойственной его характеру и репутации. Одной из острых тем стал вопрос свободы воли. В De libero arbitrio diatribe sive collatio, опубликованном в 1524 году, Эразм освещает взгляды лютеран по этому вопросу, одновременно трезво излагая мнения другой стороны. "Диатриба" не делает выводов и не призывает к действиям, стало недостатком в глазах последователей Лютера. Лютер отвечает в 1525 году нападками на "Диатриба" и на самого Эразма в De servo arbitrio, даже обвиняя его в том, что тот не христианин.

Тем чамсом начались общественные беспорядки, которых Эразм боялся, а Лютер считал неизбежными. Эразм был рад, что держался в стороне реформ, если они привели к таким последствиям, однако ему горько упрекали, что именно он начал "трагедии" (которой называли протестантизм римо-католики).

Когда в 1529 году город Базель стало официально "рефомованим", Эразм оставил свое тамошнее жилье и перебрался в имперского города Фрайбург.


5.4. Вопрос евхаристии

Доктрина причастия была одним из ключевых вопросов реформации. В 1530 году Эразм опубликовал новое издание ортодоксального трактата Алегруса против еретика Баренгара из Тура, что датировался 11 века. В предисловии Эразм твердо выразил свою веру в истинности Христова тела во время посвящения при евхаристии. Этим он отказался от утверждений базельского лидера антисакрименталистив Иоганна Околампадиуса о том, что Эразм придерживается одинаковых с ним взглядов, розпосюджувалися с целью убедить общественность в участии мыслителя в раскольнической движении.


6. Литературное творчество

Кроме работы над Библией, Эразм напечатал немало книг светского характера, относясь к ним скорее как к приятной развлечения.

6.1. Пословицы

Эразм любил собирать пословицы всех времен и народов. Ему самому приписывается фраза: "В стране слепых человек с одним глазом - зрячий".

В 1500 году увидело свет первое издание "Collecteana Adagiorum" - сборника латинских и греческих поговорок. В дальнейшем сборник много раз переиздавалась с дополнениями и Эразмова комментариями, что сами сосредоточены на актуальных вопросах тогдашней жизни.

Среди высказываний, которые ввел в живой язык Эразм, находим

  • Торопиться медленно
  • Водить за нос
  • Это ясно даже ребенку
  • Вылупиться из одного яйца
  • Сделанного не переделаешь
  • Живой труп
  • Время покажет
  • Крокодиловы слезы

и многие другие

Еразме принадлежит также выражение "ящик Пандоры" , появившийся в результате ошибки-перекладывая "Пандору" Гесиода, он перепутал "pithos" (кувшин) с "pyxis" (ящик).


7. Похвала глупости

Страница из первого издания "Похвалы глупости"

В 1511 году Эразм издал написанную им двумя годами ранее книгу "Похвала глупости" ( греч. Μωρίας Εγκώμιον , лат. Stultitiae Laus ), Которая стала самым известным произведением автора. Книга начинается с посвящения Томасу Мору, вторую автора, фамилия которого ассоциируется с греческим словом "морияс", что значит "глупость".

Речь ведется от имени богини глупости, которая на все лады превозносится тем влиянием и уважением, которые она получила в обществе.

Эразмова сатира высмеивает все сферы и явления тогдашней жизни, включая самого Эразма Роттердамского, но больше мыслитель глумится над неправдою и суеверием монахов, заплесневелым доктринами.

Заканчивается книга пламенным призывом к праведности и христианских добродетелей.

"Похвала глупости" считается одной из самых влиятельных книг западной цивилизации и катализатором Реформации. Она сразу же стала популярной, понравилась Папе, еще при жизни автора была переведена на немецкий и французский. В новейшую эпоху долго изучали, как образец риторики.


8. Sileni Alcibiadis

Изданная в 1515 году и переиздана в 1517 "Sileni Alcibiadis" является книгой, в которой ярко сформулирована Эразмова вера в необходимость перемен. Латинское слово "sileni" означает вещь, внутренняя сущность которой лучше и выше внешность. По мнению Эразма в Sileni принадлежали Христос и апостолы и сама церковь. Люди называют церковью священников, епископов, пап, но эти люди лишь служители церкви. Автор критикует тех, кто теряет богатство церкви, жиреют за счет народа. Богатство не должно ставиться выше всего остального. Настоящая миссия церкви - помочь людям жить христианской жизнью. Священники должны быть чистыми, а они сбиваются с праведного пути и всем равнодушно. Эразм критикует папскую роскошь, Утверждая, прежде всего надо ставить верность Святому письму.


9. Другие произведения

Перу Эразма относятся также

  • "Enchiridion militis Christiani" - "Книга христианского рыцаря" (1503), в которой Эразм излагает свои взгляды на повседневную жизнь христианина, и осуждает главное зло того времени - формализм.
  • "Institutio principis Christiani" - "Воспитание христианского принца". Книга вышла за 16 лет "Принца" Макиавелли. Акценты в ней расставлены совершенно иначе. Для Эразма важнее, чтобы обладателя любили, а не боялись.
  • "Ecclesiastes" - "Проповедник" (1536), где Эразм делится своими взглядами на принципы христианской проповеди.

10. Историческое значение

Эразм Роттердамский был одним из виднейших мыслителей эпохи, предшествовавшей реформации церкви, человеком большой учености и знаний, последней в истории "человеком, который знал все". Его работа над Библией и критические произведения подготовили переход к новым временам и способствовала утверждению принципов гуманизма.

Взвешенная позиция Эразма по протестантизма принесла ему врагов в обоих лагерях. В 1543 году его книги были публично сожжены Мюнстере.

11. Украинских библиография

  • Эразм Роттердамский Похвала глупости. - Киев: Днепр, 1981.
  • Эразм Роттердамский Похвала глупости, вид. 2-е. - Киев: Основы, 1993.

См.. также


Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам