Эрехтейон

Эрехтейон ( греч. Ἐρέχθειον ) - Памятник древнегреческой архитектуры (421-406 до н. н.э.), храм на месте спора Афины и Посейдона-Эрехтея на Акрополе в Афинах за право владения Аттикой. Он имеет уникальный для греческой архитектуры асимметричный план.


1. Архитектура и реликвии

В Эрехтейон - древнейшем святилище Афин - находилась священная деревянная статуя Афины, по легенде, упала с неба, святилище Гефеста и героя Бута, могила легендарного афинского царя Кекропа; светильник Каллимаха, горевший непрерывно, несмотря на масло наливать в него только один раз в год. Во дворе Эрехтейона росла масло, которую подарила городу Афина, и было соленый источник, который высек Посейдон своим трезубцем при споры с Афиной.

Эрехтейон заменил давний храм, находившийся на этом же месте, разрушен персами. Строительство нового храма было инициировано Перикла и продолжалось с перерывами до 406 до н.е. Поскольку он стоял на неровной области и, собственно, не был единственным храмом, а совокупностью нескольких святилищ, то его план значительно отступал от традиционных греческих храмов. Эрехтейон не имел снаружи окружной колоннады, а был украшен с трех сторон отдельными портиками.

Три его портики расположены на разных уровнях. с запада - портик, ведущей к храму Афины Паллады, с северной - вход в святилище Посейдона-Эрехтея, у южной стены храма - всемирно известный портик кариатид.


1.1. Кариатиды

Южный портик - Пандрозейон - названный по имени дочери Кекропа Пандрозы, не имел фриза, а его архитрав, состоявший из трех горизонтальных полос, подпирали НЕ колонны, а шесть кор, или кариатид, размещенных на высоком парапете. Это шесть фигур молодых женщин, одетых в афинский костюм ( туника, гемидиплоидий и пеплос), на них опираются тяжелые квадратной формы плиты.

Это первый в истории мирового искусства случай использования подобных женских фигур для поддержки балок. Пять кариатид Пандрозейона сих пор остались стоять на своих местах. Шестая же вместе с частями архитрава и парапета вывезена лорд Эльджин к Лондон и теперь хранится в Британском музее. В Афинах она заменена терракотовой копией.


1.2. Фриз

Вся постройка была окружена фризом с накладными белыми фигурами, однако он не сохранился. Обломки фриза Эрехтейона, сюжетом которого были миф о Эрехтея и кекропидив, сейчас зберагаються в Музеи акрополя. Они свидетельствуют о том, что и другие скульптурные украшения Эрехтейона отличались необычайной тонкости обработки. Эффектность фриза увеличивалась темным фоном Элевсине | елефсинского мрамора, на котором были укреплены фигуры, выполненные из белого паросського мрамора.


Источники

п ? в ? р Афинский акрополь
Объекты, которые сохранились Acropolis3.JPG
Объекты, не сохранились
Создатели
Реставраторы