Эрмитажный театр

Эрмитажный театр в 1824 году

Эрмитажный театр - лучший из театров 18 века Петербург, построенный возле комплекса зданий Эрмитажа и сохранившееся до наших дней. Сооружение строили по частям в 1784 - 1787 годов (проект арх. Дж. Кваренги, прораб - арх. Ф. Лукини).


История

Все 18 века идет под сильным увлечением театром. Неудивительно, что театральные здания быстро возникают рядом с царским дворцом. Часто это отдельное помещению, построенное из дерева. Использование свечей и открытого огня приводило к пожарам, и театральные здания часто горели. С тех пор и пошло печальное пословица: тот не театр, не горел, как показатель давности основания театра.

В Зимнем дворце, построенном архитектором Варфоломея Растрелли в 1754-1761 гг, был и театр. Но перестройки дворца уничтожили его. Во времена Екатерины II в необходимости в театральном здании появилась снова. В пристройке к дворцу, так называемом Малому Эрмитаже и происходили малые театральные представления. Но маленькие помещения павильонов плохо подходили к значительным театральным эффектам и роскошных декораций эпохи барокко. Возникла идея построения отдельного помещения для театра.

Заказ на строительство получил архитектор из Италии Джакомо Кваренги.


Здание театра

Джакомо Кваренги. Эрмитажный театр, проект завесы, рисунок.
Разрез через Театральную зала
Мост-переход через Зимнюю канавку.
Современный концерт в Эрмитажном театре

Набережная Невы в этом городе уже давно была тесно застроена дворцами. После нескольких проектов остановились на варианте построения театра на фундаменте старого дворца Петра I. Дворец Петра разобрали, а на уровне 2-го этажа и разместили новое помещению театра. Сложное расположение нового здания побудило строить его частями. Особенно тяжелой была проблема связи новой постройки с инуючимы, которые запрещали трогать. Архитектор выровнял театр по высоте с существующими трехэтажными зданиями и сделал три этажа в самой театральной здания. Это логично привязало его пристройку к всего ансамбля.

Еще одной технической препятствием была Зимняя канавка. Через нее перебросили эффектный городов-переход по второму этажу (арх. Ю. Фельтен).

Фасад на Неву не имел сильных архитектурных акцентов, а удлиненный блок украсили руст, пилястры, скульптуры в нишах. Отошел архитектор и от сословного театра 18 века с обязательной царской ложей. Эрмитажный театр имел устройство театра древне Греции - амфитеатром, а для императрицы и приближенных вельмож ставили кресла в партере.

Однако театральная сцена имела все технические приспособления для декораций и сценических эффектов суток. Эрмитажный театр был настолько удачным произведением архитектора, то в 1787 напечатал альбом с чертежам здания.

Эрмитажный театр позже претерпел несколько реконструкций. Наиболее крупной была реконструкция 1895-1898 гг сделана архитектором А. Ф. Красовским. В 1895 г. во время ремонта Эрмитажного театра восстановили и театральный занавес. Эскиз для нее сделал художник и искусствовед Эрнст Липгарт (1847-1932), известный блестящими атрибуции картин старых итальянских мастеров.

Интерьеры Джакомо Кваренги сохранили, а реконструкции подлежали служебные помещения и техническая часть театра. Театр имеет и мемориальное значение, потому что на его сцене выступали известные актеры и певцы, среди которых Анна Павлова, Федор Шаляпин, Матильда Кшесинской, Святослав Рихтер, Мстислав Ростропович.

В 20 веке театральный зал использовалась как конференц и лекторий музея Эрмитаж.


Источники

  • Эрмитаж. "История и архитектура зданий" (Пиявский В. И. и др.) Л, "Аврора", 1974 (рус)
  • Авраменко С. И. "Воспоминания об Эрмитажном театре", СПб, 1992 (рус)