Надо Знать

добавить знаний



Эрнест Генри Шеклтон


Shackletonhead.jpg

План:


Введение

Эрнест Генри Шеклтон ( англ. Ernest Henry Shackleton ; 15 февраля 1874 - 5 января 1922) - английский полярный исследователь, один из главных представителей периода, известного как Героическая эпоха исследования Антарктики. Кавалер Королевского Викторианского ордена и Ордена Британской империи.


1. Ранние годы

Эрнест Шеклтон родился 15 февраля 1874 г. в Колки-хауз ( Ирландия) в семье врача Генри Шеклтона. В школе особыми способностями не отличался, был не очень прилежным, часто вызывал недовольство учителей и воспитателей своей непоседливостью. Генри Шеклтон хотел, чтобы его сын был врачом. Однако, узнав о желании Эрнеста стать моряком, отец не стал возражать. Когда Эрнест окончил школу, отец использовал свои знакомства, чтобы устроить сына юнгой на клипер ?Хогтон Тауэр". Шеклтон плавал на клипере четыре года.


2. Экспедиция Роберта Скотта

После возвращения из кругосветного плавания Шеклтон сдал экзамен на младшего штурмана и получил место третьего помощника на пароходе "Монмоус-шайр". В январе 1901 г. был переведен на транспорт "Карисбрук Кастл", а в конце этого года младший лейтенант королевского военного флота Шеклтон уже правил вахту на мостике экспедиционного судна "Дискавери" Британской антарктической экспедиции, которую возглавлял Роберт Скотт.

6 августа 1901 г. экспедиционное судно "Дискавери" отошло от берегов Англии, а через пять месяцев уже находилось в водах моря Росса. 2 ноября 1902 г. Роберт Скотт, Эдвард Уилсон и Эрнест Шеклтон отправились на трех собачьих упряжек в Южного полюса. Две недели их сопровождаемая вспомогательная партия. Последний день 1902 г. застал группу Скотта на 82 ? 15 'ю. ш. Дальше путь преградило ледовое пропасть. Группа Скотта вынуждена была возвращаться. 14 января 1903 г. путешественники добрались состава. С февраля их, обессиленных от холода и цинги, встретила вспомогательная партия, при поддержке которой исследователи добрались до судна. Состояние здоровья Шеклтона заставил Скотта отправить его в Англию на судне "Морнинг".

Шеклтон первый оповестил мир об открытии экспедиции Роберта Скотта. Ему и достались первые лавры. Шеклтон получил звание лейтенанта флота и новое назначение - руководителя подготовки вспомогательной экспедиции для освобождения закованного льдом "Дискавери". Для этого был снаряжен два судна - "Морнинг" и "Терра Нова". Шеклтон взялся за дело с присущей ему энергией и отлично справился с ней: вспомогательная экспедиция была подготовлена ​​и отправлена ​​вовремя. Позже она освободила "Дискавери" из ледового плена, и экспедиция Скотта вернулась на родину.


3. Экспедиция "Нимрода"

В 1907 г. Э. Шеклтон возглавил самостоятельную антарктическую экспедицию на китобойном судне "Нимрод". 10 марта 1908 г. геолог Томас Дэвид, физик Дуглас Моусон и четверо спутников Шеклтона впервые поднялись на вершину действующего вулкана Эребус (3794 м). В октябре следующего года Шеклтон начинает штурм Южного полюса. Но 9 января заканчиваются продукты и, не дойдя 180 км до цели, Шеклтон был вынужден повернуть назад. К побережью надо было преодолеть 1175 км, чтобы успеть вернуться до 1 марта (после этой даты их судно должно было выйти в океан, чтобы не оказаться в ледовом плену). За семь недель смельчаки должны пройти путь, на который до этого они потратили 2,5 месяца, идя к полюсу. 25 февраля стало ясно, что всем вместе до корабля не добраться. Шеклтон и еще один его товарищ решили осуществить отчаянный марш-бросок, чтобы успеть к отплытию корабля. И это им удалось. Все члены экспедиции были спасены. По расчету Шеклтона, они прошли в оба конца 2750 км.

Географические результаты похода оказались значительными: было открыто несколько горных хребтов, которые подходили с юга и запада к шельфового ледника Росса. 14 июня 1909 г. Англия встретила Эрнеста Шеклтона и его товарищей как национальных героев. Эрнеста Шеклтона был избран почетным членом двадцати географических и других научных обществ мира, а в Швеции, Дании, Италии и Германии его подвиг был отмечен орденами.


4. Имперская Транс-Антарктическая экспедиция 1914-1917 гг

Поскольку Южный полюс был уже открыт в 1911 г. норвежцем Руаль Амундсен, Шеклтон решил пересечь материк Антарктиду через Южный полюс. Большая популярность, поддержка правящих и финансовых кругов Великобритании способствовали этому. Шеклтон сравнительно легко получил нужные средства. Уже в конце 1913 г. он занялся подготовкой новой экспедиции. Из старых полярников дали согласие на участие пять человек. Остальные были набраны из них. Экспедиция разделилась на два самостоятельных отряда. Главный должен был отправиться на судне "Ендюранс" в море Уэдделла, на берегу которого организовать базу с продовольственными запасами (отсюда на партию ждал переход через материк). Второй отряд отправился на судне "Аврора" до моря Росса, на берегу которого должен оборудовать базу и расставить продовольственные склады от базы до ледника Бирдмора.

До конца июля 1914 г. все приготовления в Лондоне было закончено. "Ендюранс" готов был к отплытию, но, видимо, удача отвернулась от Шеклтона. Весь ход этой экспедиции - сплошная цепь злоключений. 10 января 1915 г. "Ендюранс" подошел к берегам Антарктиды, а через пять суток был зажат льдами. Начался многомесячный дрейф. В октябре 1915 г. раздавленный льдами "Ендюранс" затонул. Люди высадились на лед, разбили лагерь. Лагерь, который состоял из трех спасательных шлюпок, различного оборудования и припасов, экипаж окрестил "Кэмп-Дамп", что означает "лагерь-склад". Экспедиция находилась очень далеко от очагов цивилизации и не могла рассчитывать на помощь спасателей. И для того чтобы выжить, нужно было прибегнуть к чрезвычайным мерам.

Шеклтон собрал всех членов экспедиции. Единственный шанс на спасение, заявил он, заключается в том, чтобы попытаться дотянуть лодки волоком льдом к чистой воде, а затем плыть к Южной Джорджии - ближайшего острова, который находился на расстоянии 1300 км от них. Каждому члену команды было разрешено взять с собой не более 1 кг личных вещей. Чтобы убедить своих товарищей не сожалеть о потерянном, Шеклтон швырнул на лед свои часы с массивным цепочкой и кошелек с золотыми монетами. Затем, на удивление всем, положил на снег и Библию, подаренную ему английской королевой перед началом экспедиции.

Итак, полярникам не оставалось ничего другого, как влез в сани и лодки и двигаться в направлении открытой воды. Тянуть такой груз был очень тяжело и утомительно, и разгоряченные за день люди очень мерзли по ночам, когда температура снижалась. За первые пять дней они преодолели всего 14 км, и настроение заметно ухудшилось. Многие заболели. Полярники вынуждены были пристрелить еще нескольких собак. Возникли споры, и Е.Шеклтон напомнил недовольным, что, если они будут проявлять неповиновение, то по завершению экспедиции не получат ни платы, ни премиальных.

Три месяца члены экспедиции выбирались из ледовой пустыни, пробирались через паковый лед, еда и топливо заканчивались. Наконец в начале апреля 1916 г. они добрались воды и спустили на воду свои лодки. И хотя тянуть их льдом теперь нужды не было, трудностей и проблем у экипажа не уменьшилось. Лодки были небольшие и перегружены. Люди очень боялись попасть в шторм. Ночами, когда все в лодках спали, вблизи иногда появлялись косатки. Когда делали привал на льду, то часто вынуждены прерывать отдых, спеша, чтобы не оказаться в ледовом плену.

Через двенадцать дней после начала этого опасного плавания путешественники увидели землю. Но это была не Южная Георгия, куда они надеялись попасть, а о.Элефант, расположенный на 1100 км дальше на запад. Несмотря на это, члены экипажа были счастливы, что остались живы и выдержали все трудности перехода. Впервые за последние полгода их ноги стояли на твердой земле. На о. Элефант было множество птиц и морских слонов, которые могли обеспечить людей пищей. Для устройства укрытия путешественники перевернули вверх дном два меньших лодки. Поскольку остров был расположен далеко от баз антарктических исследователей, а выводить снова в море свою хрупкую флотилию Шеклтон опасался, он решил отправиться в плавание на самом лодке с маленькой командой на борту. Другие участники экспедиции должны были ждать их возвращения на острове.

Одной из самых ценных черт характера Эрнеста Шеклтона была его способность организовать различные совместные работы, и в это рискованное плавание он взял с собой команду из самых одаренных и беспокойных людей. Шеклтон сделал это, чтобы не создавать на острове напряженности при подавляющего длительного ожидания.

Э. Шеклтон на своей лодке должен был преодолеть в Южную Георгии 1125 км. Там была расположена китобойная база. На пути к ней мореплаватели выдерживали большие испытания. Все же через 17 дней они достигли Южной Георгии. У самого берега страшная буря повредила руль лодки и его отнесло волнами на край острова, противоположной той, где находилась китобойная база. Южная Георгия, как и о. Элефант, была длинным и узким куском суши, к тому же еще и очень гористым. Поскольку лодка не могла больше идти под парусом, обессиленные мореходы вынуждены были перебираться по суше через горы.

20 мая 1916 г. усталые путешественники услышали шум фабрики, работали на китобойной базе в Стромнесси. Впервые с декабря 1914 г. они могли видеть других людей, а не только членов своей экспедиции.

Спасти участников экспедиции, оставшихся на о. Элефант, оказалось непростой задачей. Прошло 14 изнурительных недель, прежде чем все участники трансантарктического экспедиции смогли вновь увидеть друг друга. Мощная лед, туманы и неистовые штормы заставляли прерывать спасательные плавания и возвращаться назад.

Эрнест Шеклтон на спасательном судне прибыл на о. Элефант только 30 августа 1916 Пока небольшой челнок приближался к берегу, он, стоя на носу, с тревогой думал о том, все 22 участника экспедиции, оставленные на острове, встречают его сегодня на берегу. К счастью, все были живы и здоровы. Таким образом, Шеклтона, благодаря его мужеству, решимости, изобретательности удалось сохранить всех до единого участников экспедиции.

Несмотря на все неудачи, постигшие Шеклтона, его экспедиция в целом сделала немало полезного для науки, пополнив знания о метеорологический и ледовый режим, глубины морей Уэдделла и Росса.


5. Последняя экспедиция

Место захоронения Эрнеста Шеклтона

Через несколько лет после возвращения на родину Эрнест Шеклтон организует новую полярную экспедицию. 24 сентября 1921 г. экспедиционная шхуна "Квест" отплыла из Плимута на юг. Судно было оснащено по последнему слову мореходной техники, приспособлено для серьезных океанографических работ. На нем работала радиостанция, были гирокомпас, приборы для наблюдений над верхними слоями атмосферы, глубоководные лоты, моторные лебедки. 4 января 1922 г. "Квест" бросил якорь в бухте Грютвикен у знакомого поселения китобоев. Шеклтон сошел на берег, чтобы повидаться со своими друзьями, которые так заботились проблемой спасения экспедиции "Ендюранса". Вечером он вернулся на судно возбужден, рад, что закончились все приготовления и что утром можно отправляться на юг. Но этой же ночью 5 января 1922 г. умер от сердечного приступа. С согласия вдовы покойного тело Эрнеста Шеклтона был похоронен на Южной Джорджии в Грютвикени. А когда "Квест" на обратном пути из Антарктиды снова зашел на Южную Джорджию, друзья Шеклтона воздвигли на его могиле памятник - крест на вершине холма, составленного из гранитных обломков.

С 47 лет, которые прожил Э. Шеклтон, 32 он посвятил организации полярных экспедиций, во многих из которых был основной движущей силой. Отношение полярников к Э. Шеклтона лучше выразил Реймонд Пристли, член экспедиции на "Нимрод":

Если хочешь быстро и четко достичь цели - зови Амундсена, если надо провести научные исследования - ищи Скотта, а когда не знаешь, что делать, и ничто уже не помогает, падай на колени и моли о Шеклтона.


Источники


Литература

  • Capparell, Stephanie; Morrell, Margot (2001). Shackleton's Way: Leadership lessons from the great Antarctic explorer. New York, NY: Viking. ISBN 0-670-89196-7.
  • Hurley, Frank (2004). South with Endurance: Shackleton's Antarctic Expedition 1914-1917, the photographs of Frank Hurley. London: Bloomsbury. ISBN 0-7475-7534-7.
  • Huntford, Roland (2002). The Shackleton Voyages: A Pictorial Anthology of the Polar Explorer and Edwardian Hero. ISBN 0297843605.
  • Lansing, Alfred (2001). Endurance: Shackleton's Incredible Voyage. London: Weidenfeld & Nicolson. ISBN 978-02978-2919-5.
  • Mill, Hugh Robert (2006). The Life of Sir Ernest Shackleton. London: William Heinemann.
  • Perkins, Dennis NT (2000). Leading at the Edge: Leadership Lessons from the Extraordinary Saga of Shackleton's Antarctica Expedition. New York: AMACOM. ISBN 0-8144-0543-6.
  • Turley, Charles (1914). The Voyages of Captain Scott. London: Smith, Elder & Co.
  • Worsley, Frank A. (1931). Endurance: An Epic of Polar Adventure. London: Philip Allen.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам