Надо Знать

добавить знаний



Эрнст Теодор Амадей Гофманн


ETA-Hoffmann.JPG

План:


Введение

Эрнст Теодор Амадей Гофманн ( нем. Ernst Theodor Amadeus Hoffmann (Стандартное сокращение в западноевропейских языках ETA Hoffmann) * 24 января 1776, Кенигсберг - ? 25 июня 1822 Берлин) - немецкий писатель, композитор, художник, представитель романтизма. Псевдоним как композитора - Иоганн Крейслер.


1. Биография

1.1. Юность

Родился Эрнст Теодор Вильгельм Гофманн 24 января 1776 г. в столице Восточной Пруссии - Кенигсберге. Брак родителей был странным. Отец - Кристоф Людвиг Гофман ( 1736 - 1797) - служил адвокатом при прусском верховном суде в Кенигсберге. Биографы отмечают, что он был человеком настроения, отказывался муз, но был склонен к попойки. Мать - Ловиза Альбертина Дерфер ( 1747 - 1796) - была женщиной очень набожной, нелюдимым, со склонностью к пиетизма. Супружеская жизнь этих совершенно разных людей сопровождалось частыми семейными скандалами, которые привели в конце концов к тому, что через несколько лет после рождения сына они разорвали брак. Эрнст Теодор Амадей вместе с матерью переехал в дом Дерфер, где и прошли его детские и юношеские годы. Материалов, которые свидетельствовали бы о том, как жилось мальчику в бабушкином доме, сохранилось мало. Известно, что ни мать, ни дядя - Отто Вильгельм Дерфер - не очень заботилась о воспитании мальчика. Единственным человеком, от которого мальчик получал хоть немного любви и заботы, была тетка - Иоганна Софи Дерфер. Обстановка дерферивського дома сказалась на характере Гофмана. Он рос довольно замкнутым ребенком, трудно сходился с людьми. Часто предоставлен самому себе, он много времени уделял занятиям с музыки. В 12 лет Гофман свободно импровизировал на клавире, органе, играл на скрипке и Гамба, изучал теорию музыки. Домашние занятия были дополнением к основной образования, Гофман получил, посещая лютеранскую школу, куда поступил в 1781 г. (По др.. Источникам - в 1782 г.).

В Кенигсберге Гофман встретил и первую любовь. Объектом его поклонения стала Дора Хатт, которая была старше его на 10 лет. Гофман давал ей уроки музыки и боготворил свою возлюбленную. Именно образ Доры Хатт угадывается у героини-баронессе из новеллы "Майорат", написанной значительно позже. Первая любовь принесло Гофману больше страданий, чем радости. Скандал, разразившийся в Кенигсбергского обществе, заставил Гофмана принять предложение с Глогау. В 1796 г. он покинул Кенигсберг и к 1798 г. работал в суде города Глогау. Занятия юриспруденцией не приносили Гофману радости, пребывание в обществе дяди Иоганна Людвига не соответствовали его духовным запросам. Единственным спасением оставались занятия искусством. Именно в Глогау произошли важные для Гофмана встречи. Здесь он познакомился с Иоганном Самуэлем Хампи, одаренным музыкантом, который, как и Гофман, вынужден был служить чиновником. Дружба с Хампи связывала Гофмана всю жизнь. Не менее важной была и встреча с художником Алоиз Молинари. Вместе с ним Гофман расписывал церковь иезуитов в Глогау, а через несколько лет запечатлел образ художника в новелле "Церковь иезуитов", которая появилась в сборнике "Ночные рассказы". Составив в июне 1798 г. экзамен на референтария, Гофман отправился в Берлин. Путь его пролегал через Дрезден.


1.2. Первый берлинский период

Первый берлинский период жизни Гофмана пришелся на 1798 - 1800 pp. Он, как и прежде, работает в суде, но выполнение чиновничьих обязанностей тяготит его меньше, чем в Глогау, поскольку молодая прусская столица старалась не отставать от своих старых европейских сестер. Образцом для подражания стал Париж. В Берлине были театры, шумели многолюдные салоны, в которых бурно обсуждались вопросы политики, события французской революции, велись разговоры о искусство. Так, предметом обсуждения в 1799 г. стал роман Фр. Шлегеля "Люцинда", романтическая история о любви. Бурная жизнь Берлин нравилось Гофману. Не оставлял он и музыкальных занятий, совершенствуя свое умение в Й.Ф. Рейхардта. Здесь был написан зингшпиль "Маска" ( 1800). Гофман попытался добиться постановки своего произведения на сцене Национального театра, но руководитель А.В. Иффпанд отклонил предложение молодого композитора. Но Гофман не оставил занятий искусством. Он копировал произведения античных мастеров, совершенствовался в портретном живописи, оттачивал свое мастерство как розписувальник и ... составил в 1800 г. экзамен на чин асессора, после чего получил направление в г. Познань. Берлин Гофман покидал с неохотой, но перевод в Польшу освобождало его от гнета дерферивськои семьи.


1.3. Познань

1800 - 1802 pp. Гофман провел в Познани. По сравнению с Берлином, это был тихий город. Вынужден заниматься юриспруденцией, Гофман считал обременительными эти обязанности. Наблюдательный человек, он не мог не заметить отношение поляков в прусских чиновников, которые заполонили Познань. Гофману, среди предков которого были люди разных национальностей, был чужд пруссацький национализм, поэтому когда судьба свела его с очаровательной полькой Михалина Рорер-Тищинською, голубоглазый и темноволосой Мишей, он, не колеблясь, обвенчался с ней 26 июля 1802 г. С тех пор мягкая и терпеливая Михалина стала верным другом и опорой для Гофмана, разделив с ним до конца все тяжелые испытания, которых в их жизни было немало.

Брак с полькой, дочерью городского писаря, лишенного места из-за плохого знания немецкого языка, привел к окончательному разрыву с семьей Дерфер. Гофман не мог больше рассчитывать на поддержку влиятельного дяди. Непростое положение, в котором оказался Гофман, осложнилось тем, что на бал-маскараде в 1802 г. он распространял карикатуры, обозначены удивительной портретным сходством с известными в городе людьми. Автора карикатур обнаружили без особых усилий, и расправа с человеком, решилась подорвать общественное мнение, незамедлительно. Вместе с юной женой Гофман вынужден был покинуть Познань.

Так они оказались в захолустном городке на берегу Вислы - Плоцке. "Заключение" продолжалось с 1802 по 1804 pp. Самой в это время была для него отсутствие культурной атмосферы.


1.4. Расцвет как композитора

1804 - 1807 pp. он провел в Варшаве. Служебные обязанности, как и раньше, забирали много времени, но Гофман мог справиться с ними быстро, поэтому вполне посвящал свой досуг занятиям музыкой. Конце 1804 г. он закончил двохактний зингшпиль "Веселые музыканты", положив в основу текст романтика К. Брентано, а 6 апреля 1805 г. состоялась премьера. Через год на сцене Варшавского театра был поставлен еще один зингшпиль - "Незваные гости, или Каноник из Милана". В Варшаве увидели свет пять сонат Гофмана. С "местного музыкального дилетанта" Гофман именно здесь превратился в одну из заметных фигур в музыкальном мире, получил признание широкой публики. В Варшаве раскрылись не только композиторские способности Гофмана, но и его певческий талант, дирижерский дар. Впервые за дирижерским пультом варшавская публика увидела Гофмана 3 августа 1806 г. во время открытия дворца Мнишкив.

1 сентября 1808 г. Гофман прибыл в Бамберг, где ему суждено пробыть до 1815 г. Заняв место капельмейстера в театре, который находился в довольно плачевном состоянии, с присущим ему энтузиазмом Гофман приступил к делу. Здесь он закончил и поставил оперы "Любовь и ревность", "Напиток бессмертия", написал музыку к трагедии С. Вернера "Крест над Балтикой", начал работу над оперой "Ундина". Всего в Бамбергский период он создал около 32 крупных и малых произведений. В Бамберге Гофман открыл школу пения, как критик сотрудничал со "всеобщей музыкальной газетой", опубликовав в ней в 1809 г. новеллу "Кавалер Глюк".

25 августа 1813 г. Гофман "встретился" с Наполеоном, который после поражения под Дрезденом переезжал городов. Мощным толчком к творчеству для Гофмана стала победа над французами. 26 ноября 1813 г. Гофман начал работать над "Дрезденской сказкой" "Золотой горшок".

3 августа 1816 г. в Берлине с большим успехом была осуществлена ​​постановка оперы Гофмана "Ундина". Роскошные декорации к опере были изготовлены Шинкелем, главную партию исполняла очаровательная Иоганна Еунике, последняя любовь маэстро. Публика наградила автора первой немецкой романтической оперы бурными овациями, Гофман был безумно счастлив и растроган. Признание как композитор был одним из редких его "звездных часов".


1.5. Литературное наследие

Но росла и количество литературных произведений. В Берлине он написал роман "Эликсир дьявола" ("Die Elexiere des Teufels"), новеллы "Песочный человек", "Церковь иезуитов", которые вошли в сборник "Ночные рассказы" ("Nachtstucke", 1817). Поэтическое слово стало для Гофмана основным способом выражения собственного "я", единственным средством воплощения своего отношения к окружающему миру и его жителей. В Берлине Гофман оказался на вершине литературной славы. Его произведения публиковались в альманахах "Урания" и "Блокнот любви и дружбы", он писал для "Берлинского карманного календаря" и "Блокнот компанейских развлечений". Прибыли росли, но их едва хватало на посещение погребке у Лютера и Вагнера, где, начиная с осени 1817 г., Гофман стал завсегдатаем.

Творческое наследие Гофмана обширна и разнообразна, собственно литературная ее часть представлена ​​произведениями разных жанров : это романы, новеллы, сказки, либретто, которые маэстро писал своих музыкальных произведений, эссе, критические статьи. Первые попытки пера исследователи датируют 1795 годом. Есть свидетельства, что того же года Гофман работал над утраченными романами "Корнаро, мемуары графа Юлиуса фон С." и "Таинственная".


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам