Надо Знать

добавить знаний



Эстетика



План:


Введение

Первая страница "Эстетики" (1750) Александра Готлиба Баумгартена (1714-1762).

Эстетика ( греч. αισθητικός - Чувственно познавательный, от aisthēta - осязаемые вещи и aisthanesthai - познавать) - философская наука, изучающая природу (функции, общие законы и закономерности) эстетического сознания (деятельности человека и общества, бытия), наука о прекрасном.

Эстетика - наука о чувственное познание мира; наука о неутилитарной, созерцательное или творческое отношение человека к действительности, наука, изучающая специфический опыт освоения окружающей действительности, в процессе чего субъект чувствует, переживает состояние духовно-чувственной эйфории, подъема, радости, катарсиса , духовного наслаждения и т.д., чувствует свою органическую причастность к Универсума, свою сущность безраздельно с Первопричиной, Богом. [1]

Целью эстетики является философское изучение искусства и формирование критических суждений об искусстве. Эстетика охватывает кроме вопросов о природе красоты, также общие вопросы по оценке художественных предметов - что мы имеем в виду когда говорим, что какой-то художественный изделие является хорошим и как мы определяем стандарты такого суждения. Объективные подходы утверждают, что красота или ценность есть в самом объекте и сами эстетические суждения являются или верными или ложными.


1. Эстетические представления в природе и искусстве

Сферами эстетических представлений является природа и искусство. Их объединяет понятия образа.

Образ - отражение внешнего мира в нашей сознания, полученное с помощью органов чувств. Для животного при восприятии информации главным является импринтинг (образ более сильно запоминается в зависимости от его эмоциональной окраски). Однако чем более развитое существо, тем больший поток информации, которую ей нужно воспринимать. Отбор информации - характеристика сложного головного мозга, таким образом, для человека импринтинг не главным. Только человек может создать обобщенный образ, не основывается непосредственно на образах внешнего мира, только человек образ присутствует только в его сознании, может наделить материальными жизнью - описать словами, записать в нотах и т.д. Таким образом искусство - результат эволюции сознания.

Чувства позволяют нам мгновенно ориентироваться в мире. Органы чувств мгновенно надежно анализ информации об окружающей среде. Чувственная информация невербальная, непонийна, обмениваться ею крайне сложно, она трудно поддается анализу и ее невозможно ивдтвориты. Из этого возникает вопрос: можно ли считать эстетику наукой, поскольку научные знания должны быть объективными и не зависеть от субъективных характеристик личности. Во-первых, наша субъективность - понятие относительное, поскольку все люди принадлежат к одному биологического вида. В природе различие и единство - одинаково важные черты. Само понятие индивидуальности возникает только с разделением труда (для первобытного человека главной ценностью было единство с коллективом). Во-вторых, эстетика - это философия искусства. Искусство, в отличие от наших чувств, длительное, его можно анализировать и проверять с помощью разума.

Художественный образ - отражение действительности средствами искусства, составляет основу языка искусства. Художественный образ - диалектическое единство таких характеристик, как единичное и общее, конкретное и абстрактное, субъективное и объективное:

  • единичное и общее - художник должен получить множество впечатлений об окружающем мире для того, чтобы создать один целостный художественный образ;
  • конкретное и абстрактное - конкретное - это явление, данное в непосредственных ощущениях, в многообразии проявлений. Абстрактное - единственная черта, которую человек выделяет как наиболее важную. Абстрагирование позволяет человеку ориентироваться в мире, классифицировать его.
  • субъективное и объективное - художник одновременно объективно изображает явление мира и передает свое отношение к нему. При абсолютных различиях субъективных позиций художники могут создавать объективные образы той эпохи, в которой они живут.

2. Теории возникновения искусства

Мирон V в. до н.э. - "Афина и Марсий" (копия): показано, как Афина бросает флейту, а Марсий ее находит

1). Мифологическое объяснение - прослеживается благодаря мифам, которые дошли до наших времен. В Стародавший Греции протекторатом искусства выступал бог Аполлон. Многочисленные мифы повествуют о происхождении музыкальных инструментов ( Гермес изобрел кифару, Афина - флейту), о сверхъестественной силе искусства ( Орфей и Эвридика, Пигмалион и Галатея). Подобный пример находим и в Библии : царь Давид играл на псалтирници, свою игрой побеждал безумие Саула. Эта версия объяснения возникновения искусства подчеркивает важность искусства;

2). Материалистическую трактовку искусства - К. Маркс высоким искусством признавал труд. Конечно, для пользования орудиями труда человек должен овладеть своей рукой. Но для танца и пения не нужны специальные инструменты. Для первобытного человека создание орудия труда было скорее искусством, чем работой (например: "Песня о Гаявату" Лонгфелло - индеец обращается к деревьям, животных для того, чтобы они стали соучастником его творчества);

Хосе де Рибера (1591 - 1652) - Аполлон снимает кожу с Марсия за то, что фавн осмелился состязаться с ним в игре на музыкальных инструментах

3). Биологическая версия - животные проявляют доестетичну поведение в период брачных игр. Безусловно, человеческое представление о прекрасном не сводится к брачных игр, могут идти вразрез с биологическими инстинктами.

В основе споров по поводу происхождения искусства положено понятие мимесиса. Первое известное нам формулировки этого понятия принадлежит Демокриту - он считал, что человек учится всему, подражая природе. В Платона искусство - подражание подражанию (человек подражает внешний материальный мир, который, в свою очередь, является отражением мира идей). Аристотель не сводил искусство к мимесиса, однако считал, что, подражая природе, человек учится понимать мир.

Искусство не является простым подражанием, поскольку результатом творческого акта является образование нового. Искусство - часть духовной культуры человека. На ранней стадии духовная культура была синкретической (неделимой единством различных качеств, которые впоследствии, в процессе человеческой истории, выделились в обособленные сферы), поэтому искусство подражает полифункциональность обряда, ритуала, включает в себя все виды человеческой деятельности


3. Функции искусства

См.. Функции искусства

4. История эстетики

Несмотря на то, что эстетика - сравнительно молодая наука, ее предмет чрезвычайно древний. Неосознанно имеет представления о прекрасном уже первобытный человек. Для животных характерна доестетична поведение - брачные танцы бабочек, пение птиц и т.д.

Для человека понятие прекрасного долгое время было сопряжено с сакральным.

Субъективные взгляды рассматривают ценность как привнесенную наблюдателем - она ​​может быть делом чисто личных преференций или, как считал Кант, чем-то, что может быть универсально согласованным. Существуют также различные подходы к оценке красоты и художественных изделий, включая аналитические позиции, обсуждают стандарты и логику такой оценки, и тех кто принимает во внимание общественное или нравственное значение искусства.


5. Проблема соотношения формы и содержания

Соотношение формы и содержания - один из главных критериев оценки любого явления, в том числе и произведения искусства. Форма и содержание - философские категории, в искусстве служат обозначению основных сторон художественного произведения и искусства в целом.

Содержание - явление действительности, воспроизведенное художником. Включает в себя круг жизненных явлений, которые изображены в произведении (тема) и их интеллектуально-эмоциональную оценку, отношение к ним художника (идея произведения). Эстетические теории объективного идеализма утверждают, что содержанием искусства является абсолютная идея, мировой дух, воля, а искусство - средство познания духовной сущности мира. Эстетические теории субъективного идеализма утверждают, что содержание искусства - произвольная деятельность субъекта, эманация внутреннего "я" художника, которое оторвано от реального мира. Материалистическая эстетика утверждает, что искусство черпает содержание из реальности, из отношений, противоречий общественной жизни.

Форма - средства, которыми художник воспользовался при воспроизведении явлений действительности. В структуре формы выделяют два уровня - внешний и внутренний. Внешняя форма безпоседерньо зависит от материала, которым пользуется искусство (слово, звук и т.д.) - индивидуальная для каждого вида искусства (рифма, строфа в поэзии, гармония, полифония в музыке и т.д.). Внутренняя форма - непосредственное образная конкретизация содержания, ее основные элементы - сюжет, персонажи в литературе, мелодические темы - в музыке. Форма в искусстве имеет относительно самостоятельную ценность: демонстрирует мастерство творца, его умелое использование материала произведения. Восприятие художественной формы - крайне сложный процесс, включающий в себя наслаждение эстетическими качествами формы, осознание ее как отдельного языка искусства, как осмысление и переживание самого содержания произведения. Наконец, реципиент (зритель, слушатель) должен самостоятельно достроить форму художественного произведения, дарит наслаждение от сотворчества с автором. Одним из важных компонентов формы является жанр.

Пит Мондриан "Композиция красного, желтого, синего и черного", 1930

Переоценка формальных качеств привела к появлению художественной концепции формализма (в живописи - абстракционизм, абстрактный экспрессионизм, минимализм, кубизм, в музыке - футуризм, авангард).

Тема и идея произведения должны соответствовать формальным приемам, однако прогресс в искусстве и заключается в постоянном изменении, поновлюванни жанровых возможностей.

Взаимоотношения содержания и формы - типичный пример единства диалектических противоположностей (характерихуеться как противоречиями и конфликтами между ними, так и взаимодополняемости). Эстетическое восприятие предполагает одномоментный акт сопоставления формы и содержания. В искусстве содержание и форма конкретного произведения неделимые, изменение одного элемента влечет за собой изменение другого. Известная четкая формула В.И.Ленина : "Форма содержательная, содержание сформирован". [2] [3]


См.. также

6. Источник

  • Энциклопедия Макмиллан: The Macmillan Encyclopedia. Лондон: Макмиллан Лондон Лимитед, 1981, 1983, 1984, 1985. (Англ.)

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам