Надо Знать

добавить знаний



Эсхил



План:


Введение

Эсхил

Эсхил ( греч. Αισχύλου , англ. Aeschylus , 525 до н.е., Элевсине - 456 до н.е.) - древнегреческий трагик, автор классической трагедии, первый из трех великих афинских трагиков V в. до н. е. наряду с Софоклом и Еврипиду.


1. Биография

Известия о жизни Эсхила известны главным образом из жизнеописания, содержащийся в составе рукописи его трагедий XI ст. Согласно этим данным, Эсхил родился в 525 до н.е. в соседнем с Афинами городке Элевсине, его отцом был Эвфорион, принадлежал к древней афинской аристократии, эвпатридов. Эсхил сражался с персами в Марафонской битве ( 490 до н.е., этот факт с гордостью отмечается в его эпитафии), где погиб его брат Кинагир, участвовал также в битве при Саламине ( 480 до н.е.), поскольку рассказ об этом бое в "Персах" скорее всего относится очевидцу, и, вероятно, при Платеях ( 479 до н.е.). В молодости Эсхила, во времена упадка Писистратидов, Афины были малозначительным городом, но ему пришлось стать свидетелем триумфа демократического строя, который вывел Афины на ведущее место в греческом мире, что произошло после греко-персидских войн.

Впервые Эсхил принял участие в состязании трагиков ок. 500 до н.е., во время первой Олимпиады, вместе с Хирилом и Пратином, но первый приз ему удалось получить только в 484 до н.е., когда ему исполнилось сорок один год. В 472 получил первую награду за трилогию, включавшую "Персов", в 467 победила фиванская тетралогия, у 463 - тетралогия о Данаид, в 458 - шедевр "Орестея", единственная греческая трилогия, которая дошла до нас. Эсхил получал первое место не менее 13 раз и 15 посмертно (что было возможно только потому, что как исключение его пьесы были допущены к повторным постановкам). Афиняне очень высоко ценили его произведения. Об этом можно судить уже по тому, что после его смерти в Афинах было принято постановление, что всякий желающий поставить пьесу Эсхила "получит хор от властей (т.е. получит разрешение сделать постановку драмы на празднике Дионисий). Эсхил несколько раз ( 471 - 469) ездил на Сицилию и ставил там свои драмы, а также сочинил трагедию "Етнянкы" в честь основания Этны тираном Гиерон, тогдашним правителем Сиракуз. Предание о том, будто в 468 до н.э Эсхил покинул Афины, потому что его возмутил успех младшего соперника Софокла, очевидно недостоверный, поскольку в 467 до н.э Эсхил уже вновь в Афинах на постановке своей трагедии "Семеро против Фив". После 458 до н.е. Эсхил снова поехал в Сицилию, где умер в г. Гели в 456 до н.э Надгробная надпись считается произведением самого поэта:

Здесь, в земле хлибодайнои Гелы, умер навсегда
Житель афинский - Эсхил, Эвфорион сын.
Длинноволосые мидийцы смогли оценит его силу,
А марафонские роща и племя - свидетели отваги его.

Как и все трагики до Софокла, он сам исполнял роли в своих драмах, но нанимал также и профессиональных актеров. Считается, что именно Эсхил совершил чрезвычайно важный шаг в развитии драмы, введя в действие второго актера.


2. Творчество

Прометей прикованный, издание 19 века, Париж

Эсхил объединял свои трагедии в трилогии (тетралогии с дополнительной сатирической драмой), посвященные общей теме, например судьбе рода Лайя. Неизвестно, был ли он первым, кто начал создавать подобные единые трилогии, однако использование именно такой формы открывало широкий простор для мысли поэта и стало одним из факторов, позволивших ему достичь совершенства. Считается, что Эсхил был авторов девяностых драм, названия 79 нам известны, из них 13 - сатирических драмы, обычно ставились как дополнение к трилогии. Хотя до нас дошло только 7 трагедий, их состав определился в результате тщательного отбора, произведенного в последние века античности, где они были в школьном чтении, и поэтому их можно считать лучшими или наиболее типичными плодами поэтического дарования Эсхила. Каждую из этих трагедий следует упомянуть особо.

  • "Персы" ("Persai"), единственная историческая драма, дошедшая до нас со всей греческой литературы, описывает поражение персов при Саламине в 480 до н.е. В трагедии поэт обратился к реальным событиям греко-персидской войны, участником которой был он и его соотечественники. Это произведение было чрезвычайное значение именно для афинских зрителей, ведь в отличие от некоторых греческих полисов, Афины смогли отразить нападение. Эсхил видел залог победы своих соотечественников над сильным врагом в том, что афиняне защищали не только свою родину, личную свободу, но и свою демократию, равенство гражданских прав, которых не было в других греков и персидских воинов, зависящих от деспотической власти своего правителя.
  • "Прометей прикованный" ("Προμηθευς Δεσμώτης", "Prometeus desmotes"). Относительно времени постановки трагедии "Прометей прикованный" данных нет, но считается, что трагедия относится к позднему периоду творчества Эсхила. Вероятно, это была часть трилогии, посвященной Прометею. Сюжет трагедии заимствован из мифа о наказании Прометея, который вопреки воле Зевса похищает с Олимпа огонь и дарит его людям. К этому времени люди вели полузвериных образ жизни, а богов-олимпийцев совсем не обходили их бедствиях. Прометей не только принес огонь, но и научил людей обрабатывать землю, строить жилища, лечить болезни, читать и писать, приносить жертвы богам. За непослушание Зевс, которому Прометей когда-то помог обрести власть над миром, приказал приковать титана к скале на краю света. Образ благосклонного к людям учителя-Прометея получил чрезвычайной важности среди афинян в период расцвета ремесленничества, торговли, искусства и медицины.
  • Трагедия "Семеро против Фив" ("Έπτα επι Θήβας", "Hepta epi Thebas"), поставленная в 467 до н.е., является изложением истории сыновей Эдипа, Этеокла и Полиника. Это завершающая часть трилогии, первые две трагедии были посвящены лайе и его сыну Эдипу. (Ди. Семеро против Фив).
  • Трагедия "Просительницы" ("Hiketides") излагает историю пятидесяти дочерей Даная, пожелавшие уйти из Египта, чтобы не выходить замуж за своих двоюродных братьев, сыновей Египта, и нашли убежище в Аргосе. Из-за обилия архаизмов эта трагедия долгое время считалась самым ранним из сохранившихся произведений Эсхила, однако папирусный фрагмент, опубликованный 1952, позволяет датировать ее примерно 463 до н.е.
  • Трилогия "Орестея" была написана в 458 до н.е. и состоит из следующих частей:
    • "Агамемнон" ("Άγαμεμνον"),
    • "Жертва у гроба" ("Хоэфоры", "Χοηφόροι", "Choeforoi"),
    • "Эвмениды" ("Ευμενίδες", "Eumenides").

Сохранилось также более 400 отрывков из произведений, в которых открытие папирусов время от времени добавляются новые. Вместе с другими фрагментами и античными свидетельствами они часто проливают дополнительный свет на творчество великого афинского драматурга, которого уже древние называли "отцом трагедии". Эсхил был заслуженна признание как у своих современников, так и у потомков. Под непосредственным влиянием Эсхила находились Софокл и Еврипид, Аристофан признал его первенство, некоторые из его трагедий послужили прототипами для произведений римских поэтов Энния, Акция, Сенеки. В эллинистическую эпоху его произведения уже не относились: ими занимались только грамматики и историки литературы. На драматургов Нового времени Эсхил повлиял посредством трагедий Сенеки. Известный еще со времен Ренессанса, пробудил особый интерес XVIII в. Сильное влияние Эсхила наблюдался в период романтизма. Английские поэты ( Байрон, Шелли, Китс) создали и распространили представление о "прометеизм". В конце XIX в. трагедии Эсхила снова вышли на сцену и относятся до наших дней, особенно "Орестея", в центре которой находятся вечные нравственные проблемы: выбор между долгом и родственным чувством, право на месть и ее возможные границы, ответственность человека за принятое решение. Влияние Эсхила на искусство было меньше, чем на поэзию.


2.1. Произведения, которые не сохранились

  • Две части тетралогии, которая содержала "Персы" и сатирическая драма, связанная сюжетно:
    • Трагедия "Фине" ("Fineus").
    • "Главк Понтийский" ("Gloukos Pontieus").
    • Сатирическая драма "Прометей-огненосец" ("Prometeus Pyrkaeus").
  • "Прометей раскованный" ("Prometeus lyomenos").
  • Две части Фив тетралогии, с которой сохранились "Семеро против Фив" и сатирическая драма, связанная сюжетно:
    • "Лай" ("Laios").
    • "Эдип" ("Oidipus")
    • Сатирическая драма "Сфинкс".
  • Сатирическая драма "Протей" ("Proteus"), тема которого была взята из Одиссеи.
  • "Мирмидонян" ("Myrmidones"), трагедия, недавно открытая благодаря находкам папирусов.
  • Сатирическая драма "Рыбаки" ("Diktyulkoi").
  • Две части трилогии, в которую входили "Просительницы":
    • "Египтяне" ("Aigyptioi").
    • "Данаиды" ("Danaides").
  • "Етнеянкы" ("Aitnai" или "Aitnaiai").
  • "Ниоба".
  • "Кассандра".
  • "Этеокл".
  • "Клитемнестра".
  • "Фриних".

3. Стиль и язык

Стиль и язык Эсхила согласованы со смыслом. Высокая патетичность следует по подбору слов и их связи. Эсхил создает неологизмы, красочные метафоры и описания. Однако речь простых людей, которые появляются в его трагедиях, - повседневная и понятна. И все же сегодняшнего читателя удивит не столько образная речь Эсхилово трагедии, сколько ее ритмичное благоустройства. Различные метрические единицы, переплетаясь даже в пределах одного и того же строки, творят своеобразную ритмическую канву, что создает определенные трудности для переводчиков.


4. Драматургическое мастерство

Эсхил стал настоящим творцом греческой трагедии. Когда он начинал писать, трагедия представляла собой преимущественно лирическое хоровое произведение и, вполне вероятно, состояла из хоровых партий, изредка прерываемые репликами, которыми обменивались предводитель хора ( корифей) и единственный актер (впрочем, по ходу драмы он мог играть несколько ролей). Эсхил усовершенствовал драматическую технику: ограничил участие, а следовательно, и значение хора; ввел на сцену второго актера, что позволило развитие действия и оживления диалога. Судьба хора всегда вовлечена в трагедии, результат драмы в определенной мере затрагивает и его участников. Таким образом, Эсхил использует хор в качестве дополнительного актера, а не просто как комментатора событий. Песни хора, переплетающиеся с эпизодами, образуют величественный фон, они передают непосредственное ощущение трагической ситуации, создают настроение тревоги и ужаса и подчас содержат указание на нравственный закон, являющийся скрытой пружиной действия. Использовал новые выразительные средства: блестящие описания (битва под Саламине, падение Трое), красочные рассказы, составляют события, которые происходят или внутри дворца ( "Агамемнон"), или далеко от места основного действия ("Персы") диалог в форме коротких вопросов и ответов. Использовал сценические паузы ("Ниоба", "Прометей прикованный ", "Кассандра" в "Агамемноне") для создания соответствующего настроения. Большую роль в трагедиях Эсхила играли музыкальные элементы, как хоровые, так и сольные партии. Эсхил усовершенствовал также актерский состав и разнообразил маски. Экзотические костюмы актеров в "Просительницы" и "Персей", описания иностранных обычаев свидетельствуют об интересе поэта к варварского мира. Вклад этого выдающегося поэта в процесс создания трагедийного действа был огромен. Он первый синтезировал все элементы, связанные с дифирамбической спеть, предоставив им глубоко драматический характер. Благодаря его творчеству трагедия приобрела первостепенное общественного звучания и стала главным драматическим жанром. К тому же она превратилась в могучее средство воспитания сограждан. С усовершенствованием этого нового жанра возросла и художественное мастерство самого поэта. Эсхил предоставил всем частям и элементам трагедии совершенной формы. В частности, он ввел так называемую формулу трагического молчания, которая создавала напряжение. Тревогу зрителей, ожидание ими чего-то страшного и неотвратимого вызвала создаваемая автором атмосфера ужаса на сцене. Этот ужас поддерживался и искусственными деталями или эффектными приемами - на сцене неоднократно появлялись орудие убийства - окровавленный оружие, герои постоянно упоминали о преступлении.


5. Философия и мировоззрение

Трагедии Эсхила проникнуты морально-религиозными идеями. Поэт старался примирить традиционную греческую мифологическую этику с новой моралью, религиозное мировоззрение с светским. Стремился постичь тайну человеческой судьбы и деяний. Он верил, что человеческими стремлениями руководит провидение и даже боги не могут противостоять судьбе. Человек, упоенная слишком большой мощью и богатством, легко поддается чувству превосходства, подталкивает ее к преступлению. Наказание за проступок падает на виновника и весь его род. Эсхил делает человека ответственным за свои действия. Страдания, согласно Эсхилом, есть единственная школа жизни, которая учит "умеренности".

Величайшим достижением Эсхила было создание глубоко продуманной теологии. Отталкиваясь от греческого антропоморфного политеизма, он пришел к идее единого высшего божества, почти полностью лишенного антропоморфных черт ("Просительницы"). В теологии Эсхила божественное управление мирозданием распространяется также и на царство человеческой морали. Поэтому божественные силы неизменно наказывают грехи и преступления людей. Действие этой силы не сводится к воздаяние за излишнее благополучие, как полагали некоторые современники Эсхила: надлежащим образом использовано богатство отнюдь не приводит к гибели. Однако слишком благополучные смертные обнаруживают склонность к слепому заблуждению, безумию, что, в свою очередь, порождает грех или самонадеянность и в итоге приводит к божественному наказанию и гибели. Последствия такого греха часто воспринимаются как наследственные, передающиеся внутри семьи в виде родового проклятия, однако Эсхил дает понять, что каждое поколение делает свой собственный грех, тем самым вызывая к жизни родовое проклятие. В то же время наказание не является слепым и кровожадным воздаяния за грех: человек учится через страдание, так что страдания служит положительной моральной задачи.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам