Надо Знать

добавить знаний



Этническая группа


Imbox content.png

План:


Введение

Imbox content.png
В этой статье необходимо устранить следующие недостатки:

Этнос ( греч. ἔθνος - Народ) - группа людей, объединенных общими признаками: объективными или субъективными. Различные направления в этнологии включают эти признаки происхождения, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и проч.


1. Происхождение термина

Слово этнос с древнегреческого языка дословно переводится как "не грек", "чужак", "идоловирець". Этимологически оно означает стадо, группа (толпа) людей, народ, племя, род, иностранное племя т.п. С V в. до н. е. его использовали в значении "племя негреческого происхождения", "народ негреческого происхождения". Себя греки обозначали словом "демос" (народ) и отличали от негреков тем, что последние именовали "этносом". В таком значении римляне ввели слово этнос в латинский язык. В связи с его латинизацией появился прилагательное "этнический" (ethnicos), употреблявшийся в значении "нехристианский", "языческий". Сейчас термин "этнос" стал научным понятием, является эквивалентом древнегреческого слова "демос" (народ) в значении специфической междупоколенной историко-культурного и природного, осознанной людьми сообщества. Чтобы подчеркнуть именно такое его значение, иногда сочетают оба слова в словосочетании "этносы-народы". Сейчас понятие этнос употребляется как научный термин для обозначения всех исторических типов этнических общностей от племен до современных наций.

В широком смысле, понятие означает весь эволюционный цепочку возникновения и становления Этноса. Наиболее полно эволюционный цепочку можно изобразить так: родплемя → союз племен → народностьнароднация.

Род, племя, союз племен, народность, Нация - это исторические типы этнических общностей; стадии Этноса; человеческая общность, это социокультурные образования исторических общностей людей. Нация - результат эволюционного процесса Этноса, венец эволюции Этноса, социо-культурное оформление Этноса.

Часто этнос определяется как поколениями группу людей, объединенную длительным совместным проживанием на определенной территории, общей языке, культурой и самосознанием. Понятие этноса, как категории, обобщающей признаки этнических общностей на всех этапах истории человечества, разрабатывалось преимущественно в российской, советской и постсоветской этнографии. В русском этнологии термин "этнос" употребляется почти во всех случаях, когда речь идет о народ и даже нацию.


2. Вопрос этносов (языков) в древности

Понятие "язык", "племя", "народ" (греч. "этнос", лат. "Gentes", староевр. "Гой") относится к довольно давних понятий, созданных человечеством в процессе своего развития. В древнейших письменных документах разных земель и народов, дошедших до нашего времени - религиозных, исторических и юридических текстах упоминаются разные государства и племена, отношения между ними. Достаточно вспомнить римскую империю, где кроме римского права для иностранцев существовало так называемое "право народов" ( jus gentium), аналог современного международного права, которое регулировало отношения с людьми племен, которые не входили в Римской державы.

Также именно во времена Рима и Греции появляется понятие "язычник" - человек, который верит в богов своего племени, в отличие от людей, которые верят во Всевышнего, единого для всех людей, независимо от племени. Это понятие затем получило дальнейшее развитие во времена христианства.

Употребление понятия "этнос" в Западной Европе уменьшается после появления христианских государств и связанного с ними понятия "нации" (nationes).


3. Современные теории этноса

Основы современной теории этноса были заложены в 1920-х С. М. Широкогоровим. Он рассматривал этнос как основную форму существования локальных групп человечества, а основными признаками его считал "единство происхождения, обычаев, языка и уклада жизни". В 60-80-и концепция Широкогорова была развита советскими этнографами. Наиболее последовательной ее марксистской интерпретацией стала теория Ю.В. Бромлея. Он предлагал различать Этникос (этнос в узком смысле слова) как совокупности людей, объединенных общим языком, культурой и самосознанием, и этносоциальные организмы (этнос в широком смысле слова) как этнос, соединенные с территориально-политическими сообществами. Последние, по Бромлея, представляют собой самостоятельные макроодиници общественного развития. В зависимости от принадлежности к определенной общественно-экономической формации этносоциальные организмы выступают в форме племени, народности ( рабовладельческой или феодальной) нации ( буржуазной или социалистической). Значительное место в теории Бромлея занимала детализированная классификация этнических процессов - изменений этноса, проинтерпретирована по различным эпохам прогресса человечества.

В работах представителей другого теоретического направления А.С. Арутюнова и Н. Н. Чебоксарова этнос был рассмотрен в контексте теории коммуникации. Этносы представлялись как ареалы повышенной плотности информации. Особое внимание было обращено на поколениями трансляцию информации, что обеспечивает преемственность и стабильность этнической системы во времени. Стадиальные типы этнических общностей - племена, народности и нации рассматривались как три разных типа информационной плотности. Концепция Арутюнова и Чебоксарова стала наиболее продуктивным в инструментальном и прикладном отношении вариантом теории этноса.

Последовательно немарксистский подход к феномену этноса отличает работы Гумилева. У них этносом представлены как элементы этносферы - особой биосоциальной реальности, развивающейся по своим уникальным законам. Этнос, по Гумилеву, может находиться в "персистентному" (циклическом) и "динамическом" состоянии. Переход в последний обусловлен своего рода мутациями - пассионарный толчок. По Гумилеву, этнос проходит ряд стадий развития, и, подобно живому организму, умирает. Благодаря откровенному нонконформизмом концепция Гумилева приобрела необычайную популярность, особенно за пределами профессиональной аудитории. При всех различиях концепции этноса имеют ряд общих недостатков. Опора на понятие, объем которых сам является предметом дискуссии (язык, культура, территория), делает построение теории и самого определения этноса крайне затрудненным. Понятие этноса отражает в полной мере лишь свойства этнических общностей индустриальной эпохи - наций. Относительно к национальным стадий развития, с характерными для них культурно-лингвистической вариативностью и внеэтнической формами самосознания, понятие этноса оказалось непродуктивным (например, категория "народность").

В западной социально-культурной антропологии понятие этноса употребляется сравнительно редко, а построение его теории не считается актуальным. Более употребительным является понятие "Этничность", что отражает принадлежность к определенной нации или этнической группы. До сохраняет свою значимость данное Максом Вебером определение этнической группы: это такая группа, члены которой "имеют субъективную веру в свое общее происхождение из-за сходства физического облика или обычаев, или того и другого вместе, или через общую память о колонизации и миграции". Важную роль в создании теоретической основы для изучения этничности сыграли работы норвежского ученого Ф. Барта по проблеме соотношения этнических и социальных границ. Этот ученый обратил внимание, что характеристики, используемые для определения этнических групп, не могут сводиться к сумме культурного материала, содержащегося в пределах этнических границ. Этнические группы (или этносы) определяются прежде всего по тем характеристикам, которые сами члены группы считают себя значимыми и которые лежат в основе самосознания.


4. Этническая группа

Группа этническая (культурно-этническая) - 1. Территориальная часть определенного этноса, которому присущи особенности в культуре, быту, языке (наличие диалекта, говора, наречия), а также особая самосознание и, конечно, самоназвание 2. Небольшая часть определенного этноса, территориально отошла от него в результате миграции, но сохранила прежнюю этническое сознание, язык, особенности культуры и быта (например, украинская в Казахстане, Канаде и др.) [1].

Термин "этническая группа" часто употребляется как синоним терминов "этничность" "и" этническая идентичность "," нация "," национальная группа "," этническая "и" национальное меньшинство "и другие. Впрочем, значительная часть западных ученых вообще не считает нужным заниматься вопросами определения [2]. В международном праве термин "этничность", "этносы", "этническая группа" и некоторые близкие им - отсутствуют [2], вместо них употребляются термины "нация", "народ" и "национальное меньшинство". По мнению некоторых украинских ученых [2 ], без таких определений не всегда понятно, о чем конкретно идет речь, тем более, что за каждым из этих терминов стоят далеко не одинаковы феномены. Проблема определения понятия "этническая группа" осложняются тем, что бывшие советские ученые злоупотребляли социологическими категориями, а западные - психологическими [2].

По утверждению западных ученых, характерной чертой этнонациональных групп является то, что, во-первых, в странах своего проживания, они, как правило, не имеют собственной национальной государственности, а во-вторых, "они имеют свою историю ( англ. history ), Но не имеют своей "историчности ( англ. historicity ), То есть проявляют себя в сфере культуры и не являются активными историческими субъектами " [2].


См.. также

Примечания

Литература

  1. (Рус.) Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. - М., 1983.
  2. (Рус.) Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. - М., 1991.
  3. (Рус.) Лурье С. В. Историческая этнология: Учебное пособие для вузов. - М., 1998.
  4. (Рус.) Хрисанфонова Е. Н., Перевозчиков И.В. Антропология. - М., 1991.
  5. (Рус.) Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А. Народы, расы, культуры. - М., 1971.


Этнология Это незавершенная статья этнологии.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам