Этническая музыка

Этническая музыка, (музыка народов мира) - широкий срок, что является аналогом английского "world music" и относится к той части преимущественно популярной музыки, которая берет свое начало в музыкальном фольклоре разных стран. Термин появился в 1980-х годах в англоязычных странах для классификации музыкальных явлений в музыкальной индустрии.

Существуют следующие определения срока world music, как "местная музыка извне" [1] или "чья-то еще местная музыка" [2]. Этнической музыке свойственно использование строй-гармонических и мелодических особенностей народной музыки, заимствования народных музыкальных инструментов или манеры музыкального исполнительства. В то же время этническая музыка не является понятием, тождественным народной музыке - выделяя для этнической музыки здесь становится вхождение в массовой культуры.

В Украине для обозначения этого типа музыки также широко пользуются термином фолк-рок или его аналогом этно-рок [3], однако английские термины world music и Folk rock не идентичны - последний предусматривает включение роковой эстетики (см. фолк-рок).


1. Исторический очерк

Интерес западной цивилизации к экзотической для нее традиционной музыки существовал давно и проявился в многочисленных произведениях начиная со второй половины XIX века. Так, например Антонин Дворжак, написал ?Славянские танцы? под влиянием народной музыки народов Центральной Европы, и "Симфонию № 9" ("Из нового мира") под влиянием народной музыки афроамериканцев и аборигенов Северной Америки; интерес к японской музыки проявился в опере Дж. Пуччини "Чио-Чио-Сан". Всплеск интереса к глубинным пластам музыкального фольклора в первой половине XX века годы отмечался в творчестве И. Стравинского, Б.Бартока и многих других композиторов.

В поп-культуре интерес к этнической экзотики начал проявляться в 1960-е годы. Например в творчестве The Beatles появляются индийские мотивы, причем Джордж Харрисон изучал игру на ситаре у известного музыканта Рави Шанкара. В те же времена завоевывает популярность стиль регги, опирающейся на традиционную музыку Ямайки.

В 1980-х годах на Западе произошел очередной всплеск интереса к фольклору. С одной стороны - западные музыканты искали новых влияний и открывали для себя народную музыку, с другой стороны - этническая музыка стала перспективной с точки зрения маркетинга и музыкальной индустрии. Тогда появились радиопередачи ("World of Music" на радиостанции "Voice of America", "DNA: DestiNation Africa" ​​на "BBC Radio 1Xtra", шоу Andy Kershaw на "BBC Radio 3", и другие), фестивали (WOMAD) , лейблы ("Real World" и "Luaka Bop"), специализирующихся на этнической музыке. Этническая музыка образовала стилистические сплавы с другими музыкальными направлениями, как рок-музыка (отдельные работы Питера Гэбриэла и Роберта Планта, Yat-Kha) поп-музыка (например: т. н. latin pop, Шакира) электронная музыка ( этно-электроника : Волга, Deep Forest, ранние альбомы Yat-Kha, State of Bengal). Среди успешных исполнителей этнической музыки: Горан Брегович, Нусрат Фатех Али Кхан, Youssou N'Dour.


2. Этническая музыка в украинской культуре

Интерес к украинскому музыкального фольклора проявляли много украинских композиторов - в творчестве многих из них есть обработки украинских песен для хора, голоса, или вокально-инструментальных ансамблей. В середине XX века украинский фольклор находит свое воплощение и в советских массовых жанрах - так в 1940-х был разработан новый тип исполнительного коллектива - народный хор, не имевший аналогов в западной культуре, позже адаптация фольклора к массовой культуре наблюдалась в творчестве многочисленных самодеятельных и профессиональных коллективов, ансамблей песни и танца и т.п..

Конец XX века ознаменовался появлением групп, демонстрировавших принципиально новое отношение к народной наследия - это т.н. "Аутентичные" фольклорные ансамбли, которые ставили своей целью воссоздать украинского музыкальной фольклор в его настоящей, "аутентичной" манере. Первым аутентичным коллективом считается группа "Древо", его преемниками - "Божичи", "Бытие", "Володар", "Гуляйгород" и другие. В то же время украинский фольклор становится предметом интереса отечественных рок-групп. Среди коллективов, испытали этнические мотивы - "Вопли Видоплясова", "Путешествие", "Гайдамаки", "Камышовый кот", "Воанергес". Знаковым стал альбом "Гуляйгород" группы Тартак, который соединил рок-музыку с аутентичным пением.

В начале 2000-х усилиями Всеукраинской ассоциации молодых исследователей фольклора, а также лидера группы "Вопли Видоплясова" Олега Скрипки было сделано немало шагов для популяризации народных традиций среди широкой публики. В частности, в Украине организуются фестивали этнической музыки "Страна грез", "Шешоры" и другие, на которых наряду с украинским фолк-роком и украинский автентикой звучит также и этническая музыка других стран.


Примечания

  1. Журнал fRoots, процитировано в N'Dour 2004, стр.1
  2. Журнал Songlines
  3. Наконечный Сергей Фольк-рок, этно-рок: "наше все" в современной музыке - www.culbit.com/index.phtml?d2=2&r=26&p=0&s=211

См.. также