Надо Знать

добавить знаний



Этнографические группы украинский



План:


Введение

Девушки окрестностей Чигирина 1863

Этнографические группы Украинской - пол. Etnografia Ukrainy , англ. Ethnic groups in Ukraine , нем. Ethnie in der Ukraine

В этнографической группой или субэтносами понимают определенную группу людей, относящиеся к конкретному этноса. Она сохраняет традиционные элементы бытовой культуры, диалектные различия в языке и составляет историко-культурную общность. Традиционно-бытовые особенности этнографических групп (субэтносов) проявляются в одежде, жилище, обычаях, обрядах, фольклоре, народной музыке и декоративно-прикладном искусстве.

Девушки из-под Канева
Гуцул 1901
Волынь
Подолянка.В. Тропинин 1825
Полищуки
Русин из Мармарош 1876

Появление этнографических групп обусловлена ​​историческими особенностями развития отдельных территориальных групп конкретной народности или нации, их социальным и политическим положением, географическим условиям, занятиями, что сказывается на культуре и быту этих групп. Часто такие группы имеют самоназвания и выступают этнографическими группами (субэтносами) конкретного этноса.

В Украина, при феодализме существовало много этнографических групп. Среди них днистровьяны, Волынь, подоляне, бойки, гуцулы, лемки, буковинцы, пинчуки, полищуки, литвины, северяне ополян, черкассы, и прочие етнолокальнi группы с нечеткой этническим самосознанием, но с определенными культурно-бытовыми особенностями.

В условиях капитализма активизируется культурно-бытовая интеграция этих групп с окружающим населением. Вследствие внутренне этнической консолидации Украинских упомянутые специфические особенности этих групп сглаживаются, сужается сфера их влияния и некоторые из них перестают существовать. Этнографические группы украинского [1] этноса сейчас лучше сохранились в пределах Украинских Карпат и Закарпатье. Лучше сохранили свои особенности этнографические группы горцев Украинских Карпат - бойки, гуцулы, лемки.


1. Горцы (Бойки)

Бойки - этнографическая группа украинского этноса, что расселена по обе обочины средней части Украинских Карпат. Бойковщина занимает высокие Бескиды, восточную часть Средних Бескидов, западную часть Горганы и Центрально-Карпатскую котловину, на юге к ним прилегает. Предел этнографической территории бойков пролегает между реками Саном и Лимницей на северо-западе Украинских Карпат, между реками Уж и Торцом в юго-западной части Закарпатской области.

По современным административно-территориальным делением Бойковщина охватывает юго-западную часть Рожнятовского и почти весь Долинский (за исключением его северной окраины) районы Ивано-Франковской области, Сколевский, Турковский, южную часть Стрыйского, Дрогобычского, Самборского и большую часть Старосамборского районов Львовской области, северную часть Межгорского и Великоберезнянского и весь Воловецкий районы Закарпатской области. Она занимает территорию около 8 тыс. кв.км.

Наиболее распространенным является мнение, что бойки являются потомками древнего славянского племени белых хорватов, которое селилось в Украинских Карпатах и которых князь Владимир Великий присоединил к Киевского государства.

Происхождение самоназвания "бойки" учеными еще полностью не выяснено. Бойки, как этнографическая группа, отличаются от своих соседей бойковской наречии, застройкой домов, обычаями, традициями, бытом, а в прошлом - еще и одеждой.

Еще в середине XIX века по приблизительным подсчетам в пределах Бойковщины проживало до 170-175 тыс. чел. Из них подавляющее большинство в галицкой части, а значительно меньше в Закарпатской. В XX в. здесь проживало до 400 тыс. чел. Известными городами и городками на территории Бойковщины есть Дрогобыч, Калуш, Борислав, Болехов, Долина, Самбор, Старый Самбор, Сколе, Нижние Ворота, Турка, Воловец, Бориня, Великий Березный.

Исходя из местных природных условий, бойки с давних времен занимались скотоводством (разведением быков, овец), а в новых часах - земледелием (выращиванием овса, картофеля) и скотоводством молочного направления. В дополнительных занятий бойков принадлежали работы на лесоразработках, нефтяных промыслах, сбор и сбыт ягод и грибов, разведение в отдельных местах садов. Торговый путь, проходивший через Бойковщину, побудил некоторых из бойков к торговле сначала солью, а затем овощами. Торговали они в городах Галичины, Волыни, в Будапеште, Бухаресте, Петербурге, Франции.

Сейчас представители этого субэтноса работающих в лесном и сельском хозяйстве, различных отраслях промышленности, сфере услуг и в других отраслях хозяйства.

На Бойкивщини родились известные деятели истории, науки и культуры. Среди них Юрий Дрогобыч (Котермак) сначала профессор в Кракове, а затем проф. и ректор университета в Болонье, П.Конашевича-Сагайдачный - гетман Украины, писатель, ученый, общественный деятель И. Я. Франко, а также писатели М.Устиянович, А.Могильницький, проводник ОУН - Степан Бандера.

В первой половине XX в. (30-е гг) исследования Бойковщины были сосредоточены в музее "Бойкивщина" в Самборе [2]. Здесь издавался "Летопись Бойковщины".


2. Гуцулы

Гуцулы как этнографическая группа, имеют свою гуцульскую говор, выделяются красивым гуцульским одеждой, своеобразной народной архитектурой, обычаями, традициями, богатым разнообразным фольклором, широким развитием народных ремесел. Они имеют свою этнографическую территорию, которая условно была очерчена в конце XIX-начале XX вв. на основе длительных этнографических и культурно-диалектических исследований. Соответственно было установлено схематические пределы территории, заселенной гуцулами. Так, на западе граница с бойками проходила по реке Лимницы, в Закарпатье - верховьями рек Берестянки, Турбат, Тересвы, долине Малой Шопурка до ее слияния с Тисой, а на юге эта линия проходит к государственной границе. На севере и северо-востоке от Лимницы граница пересекает Быстрица Солотвинская и Надвирнянскую, через село Пасечная идет на Делятин, Яблонов, Косов, Вижница, Берегомет, Красноильск до границы с Румынией.

Гуцульщина за современным административно-территориальным делением занимает южную часть Надвирнянского, Косовского районов и весь Верховинский район Ивано-Франковской области, южную часть Вижницкого района и Путильский район Черновицкой области и Раховский район Закарпатской области. Ее территория составляет 6.5 тыс. кв.км. Всю нынешнюю Гуцульщину можно разделить на Галицкую (2.9 тыс.кв.км), Буковинскую (2.2 тыс.кв.км) и Закарпатскую (1.4 тыс.кв.км).

Наиболее заселенной является Галицкая часть Гуцульщины и меньше - Закарпатская. Подавляющее большинство населения проживает в сельских поселениях, а значительно меньше - в малых городах и городках. Сельские дома здесь рассеяны, они здесь достигают наивысшей верхней границы постоянного заселения (до 1400 м). На Гуцульщине довольно много сезонных сельских поселений, в частности высокогорные пастушьи дома на долинах, а также переходные формы между постоянными и временными жилищами.

Природные условия территории обусловили основные направления хозяйственной деятельности гуцулов. Основным их занятием всегда было скотоводство, для которого здесь были самые благоприятные условия. Земледелие велось на примитивном уровне (выращивание картофеля, кукурузы, ячменя, льна, овса, ржи). Несколько позже началось развитие курортного хозяйства, из которого не могли воспользоваться гуцулы. Дополнительными занятиями гуцулов есть домашние промыслы - ткачество, обработка металла и кожи, резьба по дереву, художественная вышивка и др..

В новейшее время гуцулы в значительной степени заняты в лесном хозяйстве, лесоразработках, в деревообрабатывающей и других отраслях хозяйства.

На Гуцульщине родились вожаки опришкивского движения в Карпатах и Прикарпатье - Иван Пискливый (с. Долгополье Русское), Олекса Довбуш (с. Печенижин), руководитель крестьянского восстания против помещиков Лукьян Кобылица. Здесь родился писатель и общественный деятель, близкий соратник Ивана Франко - Михаил Павлик, его сестра, общественный деятель - Анна Павлик. На этой земле родились известные народные мастера из резьбы по дереву Юрий и Дмитрий Шкрибляки, а также известная вышивальщица, лауреат Государственной премии им. Т. Г. Шевченко Анна Василищук из с. Шешоры.


3. Лемки

Лемки - этнографическая группа Украинской горцев, которая до 1947 г. жила по обеим сторонам Карпатского хребта и государственных границ (до 1772. - Польско-венгерского, а с 1919. - Польско-чехословацкой). Их территория выступает полуостровом между польском и словацком этнографической территорией длиной 140 км и шириной 25-50 км.

Территория галицкой Лемковщины к 1946 занимала южную часть таких уездов как Новосандецького, Горлицкого, Ясельского, Коростянського, Саницького, юго-запад Леско и 4 села Новоторжской площадью около 3.5 тыс.кв.км. На этой территории проживало 200 тыс. человек, в том числе 160 тыс. украинский ( 1939), живших около в 300 селах. Закарпатская Лемковщина занимает большинство Пряшевщины - около 3 тыс. км ? и 110 тыс. жителей и ряд этнографических островов.

Согласно польско-советским договором от 16 августа 1945, определивший польско-советскую границу, окончательно было отдано Польше всю северную Лемковщину и проведен взаимный обмен населением между Польшей и УССР. До половины 1946 большую часть лемков (около 80%) были выселены в Украину, преимущественно в ее западные области и частично в крайние восточные. Остальные, за малым исключением, в 1947 в результате проведения операции "Висла" было переселено на северо-западные земли Польши и расселено отдельными семьями между польскими поселенцами. Северная Лемковщина была заселена польскими верховинцами, а большинство земель осталась пустой. Итак, после выселения лемков поляками из северной Лемковщины, единственной территорией их компактного расселения на сегодня осталось западное Закарпатье - Пряшивщина и западная часть Закарпатской области. На Лемковщине преобладали сельские поселения, а городские были представлены г. Сяник и городками Мушина, Колодец, Буковской, Балигород. Городские жители составляли 15%. На численности населения Лемковщины в прошлом ( 1880 - 1914 гг) существенно отразились значительные миграции в Америки. Лемковские дома расположены в долинах, вытянутые цепочками. В высоких частях Западного Бескида сохранились остатки последующей жизни и переходные полеводческой-пастушьи формы.

Основным занятием лемков с давних времен было сельское хозяйство преимущественно для собственных нужд. К 1914 г. важным здесь был выпас волов и овец. После отмены сервитутов и ограничений выпаса в лесах животноводство упадок и вступило молочного направления. В это время поднялось растениеводство : ( овес, картофель, лен, на севере Сяниччины - рожь и пшеница). Вспомогательными занятиями на Лемковщине были ткачество, деревообработка (производство гонта, ложкарство), каменярства. К 1914 г. довольно распространенными были сезонные путешествия на жатву к Венгрии, а также эмиграция на заработки в Америку. Лемки, живших около курортов, работали в прислуге, продавали молочные продукты, грибы, ягоды.

Лемки, как этнографическая группа, имеют свою говор, духовную и материальную культуру. Как отмечает В.Кубийович, с одной стороны они архаичны, а с другой - подвергшихся воздействию словацко - польского окружения. Лемки по сравнению с другими этническими группами украинских горцев больше привязаны к своим гор, традиционных форм жизни и церкви и видпорнои на внешние воздействия. Это и в значительной степени сохранило их от денационализации. Относительно материальной культуры лемков, то она беднее по сравнению с гуцульской. Лемковские усадьбы построены из дерева, они преимущественно однобудинкови, крыши с гонта. Жилая часть таких домов сенями отделена от хозяйственной. Лемки давно занимаются ризьблярством, выделяются своеобразным песенным фольклором. Они создали немало оригинальных свадебных и шуточных песен.

На Лемковщине родилась целая когорта выдающихся людей, в частности народных героев, церковных и общественных деятелей, ученых, писателей, художников и музыкантов, артистов и певцов. Так, предводителями антифеодальной борьбы на Лемковщине в XVII в. были Василий полосы и Андрей Савка. Больше из Лемковщины получилось церковных деятелей, в частности митрополит Иосиф Сембратович, кардинал Сильвестр Сембратович, епископы Т.Полянський, Ю.Пелеша, Й.Коциловський, церковный деятель И.Могильницький, ученые богословы и профессора Львовского университета о. Й.Делькевич, о. Т.Мишковський и др..

С Лемковщины происходят писатели Владимир хиляк, Франц Коковский, Иван Филипчак, Юрий Тарнович, поэт Богдан Антонич, и композитор Михаил Вербицкий, выдающийся лемковский резчик Михаил Орисик, ученые Владимир Кубийович и Михаил Грушевский.

С Лемковщины в Львове работают народные артисты Украины, известные певицы сестры Мария, Нина и Даниила Бойко, в их репертуаре значительное место занимают лемковские песни. Сейчас на Лемковщине (в Польше) работает популярная хоровая капелла "Лемковина" (руководитель и дирижер Я.Трохановський), создан музей лемковской культуры по инициативе Федора Гоча. Ежегодно здесь проводится многолюдный фольклорно-этнографический фестиваль "Ватра". На словацкой Лемкивщини в г. Пряшеве функционирует Украинский национальный театр, а при нем Пиддуклянський украинский народный ансамбль песни и танца. Массовые фестивальные праздники ежегодно проводятся в Свиднике. Здесь и работает музей украинской культуры, где издаются журналы "Дукля", "Дружно вперед", еженедельник "Новая жизнь". В Украине, куда переселены лемки, дальнейшего развития получило их народное искусство. Здесь развилось ряд ячеек резьбы, в частности во Львове, Стрые, Трускавце, Моршине, Подгайцах, Бережанах. Из них выросли такие мастера как заслуженный деятель искусств Украины Василий Одрехивский, братья Юрий и Мирон Амбицьки, Лука Биганич, Иван Мердак, Андрей Сухорский с сыновьями и др..


4. Литвины

Ряд этнографических групп украинского этноса существовало на равнинной территории Украины - в Полесье и в Среднем Приднепровье. Их возникновение и существование было обусловлено разными причинами. Так, литвинами называли белорусов южного Полесья и соседних украинский. Этноним литвины связан с государственно-политическими факторами, он относился к части полесского населения, в XIV- XVI в. входил в состав Литовского государства. К литвинов принадлежит второй Президент Украины Леонид Кучма.


5. Полищуки

Наиболее распространенное название полищуки (впервые упоминается в документах XVII в.). Это название охватывала украинское и белорусское население в пределах историко-этнографической территории Полесья.

Полищуками в Украине называли их еще называют иногда сегодня жителей Украинского Полесья. Однако производный от него этникона "полищуки" как самоназвание населения этой территории, распространена здесь везде. Традиционным ареалом распространения названия "полищуки" среди самого населения был в основном бассейн Припяти и ее притоков. Под действием целого ряда факторов уже сейчас прослеживается тенденция к ограничению употребления названия "полищуки", что связано с заменой его более широким этнонимом - Украинской.

Исходя из природно-географических условий Украинского Полесья полищуки издревле занимались земледелием, скотоводством, рыболовством, охотой, пчеловодства.

Местные природные условия сказались здесь на путях сообщения, на основных типах полесских поселений из скоплений гнездовой, рядовой и наиболее распространенной на протяжении двух последних столетий одновуличною, а также хуторской застройкой. Полищуки выделяются своей народной культурой, древней обрядностью, обычаями, традициями, особенностями песенного фольклора. Многие из них хорошо сохранились до наших дней. "Тутейшни" - это название отдельных групп населения Украинского Полесья с нечетко определенной этническим самосознанием. Так, десятки тысяч "тутейших" при польских переписях ( 1921, 1931 гг) попали только в итоговую графу "другие" и не были зачислены в украинский или белорусского этносов.


6. Черкассы

По значительной части украинского населения Среднего Приднепровья был закреплен этноним "Черкасы". Происхождение этого этнонима до конца не выяснено.

7. Карпатские русины

Флаг русинов

Этнографическая группа украинский или отдельный восточнославянский этническая группа. Происходящих с территории Подкарпатской Руси, которая со средневековья находилась под властью венгров и частично поляков. После иммиграции в 18 - 20 веках проживают преимущественно на востоке Словакии и Сербиський Воеводине и Хорватии, а также США и Канаде. Часть живет в Закарпатской области Украины и крайнем юго-западе Польши.

По результатам Всеукраинской переписи населения 2001 года 10090 жителей Закарпатской области (0,8% от населения) заявило о своей принадлежности к русинам. Перепись 2001 в Словакии зафиксировала 24 201 русинов, перепись 2002 года в Воеводине - 15 626 русинов, перепись 2001 года в Венгрии - 2 079.



8. Галерея

  • Украинские (Днистровьянка) 1917

  • Украинский к 1917 (Днистровьяны)

  • Украинские в традиционном одеты

  • Подолянин.В. Тропинин 1818

  • Подолянка

  • Русин из Буковины

  • Буковинка из Черновцов

  • Покутья. В. Грабовский

  • Галичaнин Иван

  • Гуцулка.Стахлевич "Ксеня"

  • Бойки 1837

  • Бойкo

  • Волынь 1863

  • Пинчук 1837

  • Девушка из Полесья

  • Полищук


9. Галерея.Мапы

  • Количество гуцулов в регионах Украины по данным переписи 2001 года

  • Количество русинов в регионах Украины по данным переписи 2001 года

  • Доля русинов в населении Закарпатской области по данным переписи 2001 года


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам