Надо Знать

добавить знаний



Этнография



План:


Введение

Этнография (от греческого этнос - племя, народ, графо - пишу) - обществоведческая наука, объектом исследования которой является народы, их культура и быт, происхождения ( этногенез), расселения, процессы культурно-бытовых отношений на всех этапах истории человечества. Концентрирует внимание на разработке проблем этно-и нациогенеза, этнической истории, межнациональных отношений, этнонациональных процессов, традиционно-бытовой культуры, народных знаний, быта, народного искусства.

Этнография - это история народа, которая включает в себя историю его жилища, одежды, питания, его семейного уклада, форм быта в широком смысле этого слова. Это история его мировоззрения, народных знаний, верований и суеверий, обрядов и обычаев. В последнее время большинство ученых относят этнографию не к исторической, а в обществоведческой науки.

Иначе говоря, этнография изучает социальные отношения, опосредованные материальными предметами. Например, функции одежды на первых этапах - защитные (от холода, других неблагоприятных воздействий природы), в жарком поясе другая функция, также первичная - украшать тело. Но уже с давних пор появляются и другие вторичные функции одежды: поло-разрешение и социально-разрешение, последняя включает в себя обрядовую культовую роль одежды. Таким образом, одежда выступает как социальный знак, метка, обозначающая место человека в общественной системе. Он объединяет людей одинакового социального (в том числе и этнического) статуса, вместе с тем - является интегрирующим фактором внутри данной группы, одновременно противопоставляя ее другим.

До определенного уровня аналогом термина этнография является понятие социальная антропология (в Великобритании), культурная антропология (в США) и этнология (в ряде западноевропейских стран). Она тесно связана с собственно историей, археологией, языкознанием, фольклористикой. С конкретной социологией ее роднит изучения взаимодействия социально-классовых и этнокультурных явлений (этносоциология), с лингвистикой - исследование генеалогического родства народов, взаимодействие языковых и этнических процессов (этнолингвистика). С социальной психологией этнография имеет общий раздел - этнопсихологию. В исследовании численности народов мира, миграционных процессов она сталкивается с демографией (этническая демография).

Этнографическая наука других стран имел другую природу и несколько отличные названия. Например, русский этнография формировалась на базе географии и была вызвана к жизни необходимостью в описании народов тех земель, покоряла Россия. Нечто подобное было характерно для немецкой этнографии, состоящая из двух частей: Voelkerkunde - наука, изучающая чужие народы, и Volkskunde - наука, изучающая собственный народ. Такой же разделение было этнография и скандинавских стран, у Франции зарождения этнографии связывалось классификации языков и лишь в начале XX ст. - С осмыслением расовой проблематики и изучением человечества, в англоязычных странах аналогом этнографии выступает социальная (в Англии) или культурная (в США) антропология, которая имеет несколько иной, чем этнография, исследовательский объект - человека, а не народ. Термином "этнография" в большинстве западных стран определяют описательную дисциплину (музееведение) в отличие от теоретической - "этнологии".

В междисциплинарных областей знаний относятся етноархеология, аграрная этнография, этнопедагогика, этнографическое музееведение, этническая антропология и др.. Этнография теснейшим связана с экономикой ( экономический базис определяет культуру) и политикой.

Среди этнографических проблем важные:

  • изучение этнического состава отдельных стран и всего мира;
  • этногенез и этническая история народов;
  • реконструкция древних форм общественной жизни и культуры из пережитков этих форм, которые сохранились в современных отсталых в социально-экономическом развитии народов;
  • изучение современных состояний этнических традиций, оценка их положительной или отрицательной роли в жизни людей;
  • изучение различных аспектов современной перестройки быта и культуры;
  • изучение современных этнических процессов, то есть изменений в ходе исторического развития отдельных этнических признаков и народов в целом.

В отличие от зарубежной отечественная этнография особое внимание уделяет не только традиционным, но и современным проблемам: этносоциального развития народов, современным этническим процессам, вопросам использования национальных традиций. На этих позициях основывается и достаточно распространенный в этнографии сравнительно-исторический метод, согласно которому культура и быт народов изучаются с позиций историзма.

Для этнографии, рассматривает особенности развития культуры и быта народов в их историческом развитии, особенно важны также письменные свидетельства прошлого, хроники, живописные материалы, карты. Ценным источником остаются археологические комплексы, музейные собрания, фольклор, предметы культа, народного искусства.

Этнографа объекты культуры и быта интересуют не сами собой, а в их отношении к людям. Ведь этнография - наука о человеке, а не о вещах.

Непосредственное наблюдение и описание обычаев, быта, мировоззрения народа - это основной метод этнографии. Кроме того, она широко использует письменные источники, вещественные памятники, данные археологии, антропологии, географии, фольклористики, языкознания.


1. Этнография в Украине

Становление украинской этнографии как отдельной научной дисциплины произошло в середине XIX в. Ее развитие тесно связано с именами Михаила Максимовича, Николая Костомарова, Павла Чубинского, Николая Сумцова, Владимира Шухевича, Федора Вовка, Дмитрия Яворницкого и многих других выдающихся деятелей украинской культуры. Значительный вклад в развитие украинского народоведения сделали писатели Тарас Шевченко, Пантелеймон Кулиш, Иван Нечуй-Левицкий, Иван Франко, Леся Украинской, Михаил Коцюбинский и др.. Ведущую роль в исследованиях по этнографии сыграло Львовское научное общество им.Т. Г. Шевченко, при котором в 1898 p. была создана Этнографическая комиссия, которая выдавала "Этнографический вестник", "Материалы к украинской-русской этнологии" и др..

Зарождению этнографии как науки предшествовало накопление етнтографичних знаний, истоки которых уходят времена Киевской Руси. В знаменитой достопримечательности "Повести временных лет" впервые был сформулирован принципиально важно для этнографии как науки положение о своериднсть всех племен и народов: "Имяхуть потому обычаи свои, и законы отец своих и предания, кождо свои нравы". Другие, не менее важны для становления этнографии положение - о происхождении народов, их расселения, систему обычаев, традиций, материальной культуре и духовный мир - упоминаются в таких памятниках: "Слово о полку ИгоревЪ", "Слово о погибели русские земли" , в Густинскому летописи, "Роксолании" С.Кльоновича, "Хронике" Феодосия Сафоновича, офицерских летописях Самовидца, С.Величка, Г.Гребинкы и др..

По мере накопления этнографических знаний формировалась этнография как наука. Первым свидетельством зарождения украинской этнографии стала "Программа" для описания Украина Ф.Туманського, а также специальная народоведческую разведка Г.Калиновського "Описание свадебных украинской простонародных обрядов". Кстати, украинская этнография имеет своеобразную природу формирования: она зарождалась на Ленинских основе, на почве фольклора и литературы, концентрируя основное внимание на исследовании духовной культуры. Предметная направленность украинской этнографии логично возникала из своеобразного состояния тогдашней Украины - полуколониальной национальной окраины. Украинская интеллигенция пыталась через осмысление духовности украинского народа выявить его потенции для освобождения и обретения свободы.

Украинская этнография у своих истоков формировалась преимущественно как описательная дисциплина. Она основывалась на базе трех Ленинских центров: Харьковского университета (начало XIX в.). Киевского университета (40-е pp. XIX в.) и Львова (конец XIX в.). Харьковская "Романтическая" школа (И. Срезневский, А.Метлинский, Костомаров, К.Сементовський и др.). сосредоточивалось прежде всего на изучении мифологии и демонологии; киевская (М.Максимович, Кулиш, Т.Шевченко, О.Афанасьев-Чубинский, П. Чубинский и др..) - на изучении этнической истории и культуры, начав систематические этнографические обследования, образовав "Этнографически статистическую экспедицию"; Львовская ( Грушевский, И.Франко, Гнатюк, Ф.Колесса, Шухевич и др..) - на разработке карпатской проблематике, освещая ее на страницах первого специального печатного органа "Этнографический вестник" и "Материалы к украинской-русской этнологии".

Сейчас украинская этнография, традиционно сочетая два уровня исследований: описательный и обобщающий, тяготеет к этнологического, теоретического осмысления эмпирического материала. Как самостоятельная отрасль науки этнография оформилась в середине XIX в. с возникновением эволюционной школы, появлением исследований Л. Генри Моргана и труды Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства" ( 1884 г.), в которой сформулированы основные положения о первобытнообщинный строй.

В процессе расширения знаний о культуре народов и их деятельность возникали различные школы и направления в этнографической науке.

Развитие этнографии в Украине проходил в постоянных связях с российской и белорусской этнографией. Первые свидетельства о Украинской как отдельный народ относятся к XVI - первой половины XVII ст. Они содержатся в различных светских и церковных актах, произведениях Ивана Вышенского, Климентия Зиновиива, летописях Самовидца, Величка, Григория Грабянки, записках зарубежных авторов (Б. де Виженер, Е. Лясоти, Л. Боплана, С. Герберштейна и др.. ).

В XIX - начале XX вв. центрами этнографии в Украине становятся Харьковский, Киевский, Новороссийский (Одесский) и Львовский университеты, а также Комиссия по описанию губерний Киевского учебного округа, Юго-западный отдел Русского Географического общества. Научное общество им. Т. Г. Шевченко во Львове, Этнографическая комиссия Украинского научного общества в Киеве. Развитие передовой этнографической мысли в Украине тесно связан с именами Т. Г. Шевченко, И. Франко, М. Коцюбинского, Леси Украинский, П. А. Грабовского, С. А. Подолинского. Ценный фактический материал содержится в исследованиях по этнографии Н. Ф. Сумцова, В. Д. Шухевича, Я. Ф. Головацкий, П. П. Чубинского и особенно - Ф. К. Вовка (Волкова). Важное значение для этнографии Украины имеют публикации Д. И. Яворницкого, впоследствии академика АН Украины.

В последние годы в Украине создан ряд этнографических музеев под открытым небом (в Переяславе-Хмельницком, Ужгороде, Львове, Киеве), этнографические экспозиции в других музеях. В открытом в 1976 г. в Киеве Музее народной архитектуры и быта Украины представлено особенности культуры и быта всех историко-этнографических районов. Сейчас исследованиями по этнографии занимаются институты Академии наук Украины, этноцентре, музеи, учебные заведения, которые издают научные записки, монографии, научно-популярные журналы, методические пособия и т.п.. Народоведческой студии печатают журналы "Народное творчество и этнография", "Родовид", "Берегиня", "Украинский мир", "Достопримечательности Украины", "Украинская культура", другие издания, среди них и региональные.


См.. также

2. Источники информации


Литература

  1. (Рус.) Этнография: Учебник / Под. ред. Ю. В. Бромлея и Г. Е. Маркова. - М., 1982.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам