Надо Знать

добавить знаний



Этнология



План:


Введение

Этнология ( этнос - народ, логос - наука, учение) - наука о познании народов, прогресса и цивилизации. Употребляется как равнозначный с этнографией, или обозначает отдельную дисциплину.


1. История

В научный оборот термин ?этнология? был введен еще 1784 p. А. Шаванн, однако настоящее распространение он получил лишь в первой половине XIX в. благодаря работам В. Эдвардса и А.-М. Ампера.

В разных научных школах и в разные периоды этнология имела неоднозначный статус: как наука о народах в отличие от антропологии - науки о человеке, и как часть социальной антропологии, и как дисциплина описательная и, наоборот, теоретическая отрасль знания. Согласно наиболее общепринятой концепции (К. Леви-Стросса) этнология является промежуточным этапом в процессе научного познания человека вообще. Этнология - это первый шаг к синтезу знаний и философско-социологического осмысления эмпирических данных.

Этнография обозначает науку описательную, а этнология - общетеоретические, которая решает общие народоведческой проблемы. Однако такое разграничение весьма условно, ибо этнография не исключает обобщений теоретического характера, так же как этнология применяет методы описания.


2. Основные этнологические школы

2.1. Эволюционизм

Эволюционизм - первая этнологическая теория, формирование которой началось в середине 19 в. Истоки ее - в принципе развития в естествознании, завершившийся появлением теории эволюции. Свою основную задачу сторонники эволюционизма в науке о культуре видели в том, чтобы открыть и объяснить общие закономерности развития культуры, в сопоставлении уровней развития культуры разных народов. Представители эволюционизма в Великобритании - Герберт Спенсер, Эдвард Тайлор, Джеймс Фрейзер, в Германии - Адольф Бастиан, Теодор Вайц, Генхир Шурц; в Франции - Шарль Летурно, у США - Льюис Генри Морган. Благодаря их исследованиям культура, ранее представляла собой совокупность отдельных типов и форм, приобрела целостность, ее было систематизировано.

Основателем эволюционизма в этнологии считают Эдварда Тайлора (1832 - 1917). Считал, что все культуры проходят одинаковый путь эволюции от дикости к цивилизации, разные уровни развития культур разных народов не зависят от расовых различий. Теории вырождения Ж. де Местра Тайлор противопоставил идею прогрессивного развития культуры. При этом он допускал возможность деградации культур в отдельных случаях. В своих размышлениях он опирался на то, что человек - часть природы, развивающийся в связи с его закономерностями. Все люди одинаковы по своим психологическим и интеллектуальным потенциалом. Он утверждал, что эволюция культуры имманентная.

Герберт Спенсер предложил концепцию эволюции как особого типа последовательных изменений культурных феноменов от однородных (гомогенности) к согласованной неоднородности (гетерогенность). Проводил аналогию общества и организма. Культуры (или общества) развиваются под влиянием внешних (географическая среда, соседние культуры) и внутренних (физическая природа человека, различия психологических качеств) факторов. "Отстающие" культуры были созданы физически, интеллектуально и морально неразвитыми людьми. С ранних стадий человеческой предыстории продолжается медленная адаптация людьми природы.

Выделил две стороны исторического развития общества - дифференциация и интеграция. Развитие начинается с количественного роста, увеличения числа элементов, составляющих культуру. Количественный рост ведет к дифференциации целого на отдельные части.

Адольф Бастиан считал, что все люди на раннем этапе развития человечества имели одинаковую психическую структуру - систему адаптации к исторически-географических условий. Это подтверждается тем, что элементарные идеи многих культур похожи. Развитие общества происходит в форме кругооборота. Цикл развития может продолжаться, если для этого есть стимулы. Чем больше народ связан с географической средой, тем меньше он подвержен историческим изменениям.

Льюис Генри Морган ( 1818 - 1881) исследовал город и роль родового строя в истории человечества, истории формирования семейно-брачных отношений, периодизация истории человечества.

Всю историю он разделил на два периода: ранний - организация, базирующаяся на родах, племенах; позднее - политическая организация, основанная на разных отношениях людей к территории и собственности.

Сделал попытку периодизации первобытной культуры. Это позволило объединить этнографические, исторические и археологические факты.

Из теорий эволюционистов было сделано идеологический вывод: если все народы развиваются по единой схеме и верхушкой в ​​этой схеме считают европейское общество, то империи захватывают новые колонии, помогают им таким образом ускорить развитие.

Однако представители эволюционизма не пытались объяснить причину возникновения культуры.


2.2. Дифузионизм

К концу 19 в. произошли изменения в этнологии: непосредственными этнографическими исследованиями занимались подготовленные ученые, а не торговцы и миссионеры, как это было раньше. Методологическая кризис эволюционизма привела к появлению дифузионистичних школ, которые противопоставили эволюционизма изучения ограниченного круга исторических проблем. Их цель - показать пространственно распространены культуры или отдельные культурные элементы, выявить области их происхождения.

Термин "диффузия" (лат. - распространение) были заимствованы из физики. В этнокультурологии стал означать распространение культурных явлений через контакты между народами (торговля, переселения, завоевания и т. д.).

В Скандинавии существовал исторически географическое направление дифузионизму (представитель - Эрик Норденшельд), в Германии - культурно-исторический (Фриц Гребнер, Вильгельм Шмидт) и антропогеографичний (Лео Фробениус), в Северной Америке идеи дифузионизму были воплощены в теории культурных ареалов (Эдуард Сепир, Мелвилл, Герсковиц), в Великобритании это направление развивалось в рамках геополитической школы (Графтон Эллиот-Смит, Уильям Риверс).

Основателем дифузионизму является Фридрих Ратцель. Он обратил внимание на закономерности распространения явлений культуры по странам и зонам. В своих исследованиях обнаруживал общую картину расселения человечества по земле и развитие культуры в связи с географическими условиями. Считал, что роль распространения этнографических предметов в общении между народами намного больше, чем распространение языков или расовых характеристик. Предметы остаются на территории даже тогда, когда народ перестал существовать, поэтому изучение географического распространения предметов является важным при исследовании культуры.

Лео Фробениус создал концепцию морфологии культуры, стал основателем теории ?культурных кругов?. Считал, что культуры - организмы, существующие по общим законам всего живого. Изменения в культуре происходят из-за того, что распространяются не отдельные элементы, а целые комплексы культурных явлений. Люди - продукт или объект культуры, который распространяет ее, а не создает. Каждая культура имеет свой характер - "пайдеум" - это культурно-психологическое понятие, духовная структура народа. Делил культуры на женские и мужские. Исследовал африканские культуры, среди которых выделил два типа: теллургических культура (направлена ​​вверх от земли) и хтоническая (направлена ​​к земле).

Фриц Гребнер (187 - 1934) главной проблемой этнологии считал разработку метода исследования культурно-исторических связей или самостоятельного происхождения культур. Считал, что в истории культуры нет закономерностей.


2.3. Социологическая школа

Представители школы считали главным предметом этнологии человеческое общество, ведь оно не может быть сведено к простому сочетание индивидов. Общество - система нравственных связей между людьми.

Значительные представители этой школы - Эмиль Дюркгейм ( 1858 - 1917), К. Леви-Строс, Л. Леви-Брюль, М. Мосса.

Человеческое сознание существует в двух формах: как индивидуальное и как коллективная. Первая специфическая для каждого человека. Вторая единая для всей группы. Коллективное сознание выражается в коллективных представлениях - религии, мифах, нормах морали, права.

Леви-Брюль является автором теории логического мышления. Такое мышление не обходит противоречий, его нельзя отделить от эмоций. Оно влияет на нервную систему. Человек воспринимает не отдельные явления, а их комплексы. Согласно закону партиципации предмет может мыслиться самим собой и чем-то другим, быть в разных местах одновременно.


2.4. Функционализм

3. Украинская этнология

Украинская этнология - наука, которая больше всего пострадала за годы советской власти. Оформившись в середине XIX в. как отдельная, самостоятельная научная дисциплина с собственными объектом и предметом исследования, в 20-30-х гг. она почти исчезла из плоскости общественных наук, испытав ощутимых притеснений и болезненных потерь. Это выразилось как в физическом уничтожении украинских специалистов-этнологов, так и в фальсификации отдельных страниц ее истории, унижении вклада отечественных ученых в развитие науки, постановку и решение многих важных теоретических и практических вопросов. И тем, украинская этнология развивается, а ее история исследуется.


См.. также

Источники

Литература

  1. Этнос и социум. - М., 1993.
  2. Жизнь этноса: социокультурные очерки: Учебное пособие. - М., 1997.
  3. Кафарский И., Савчук Б. П. Этнология: Учебное пособие. - М., 2008.
  4. Пономарев А. В. Украинская этнография на пороге нового этапа развития. - М., 1990.
  5. Лозко Г. украинская этнология. - М., 2005.
  1. (Рус.) Культурная антропология: Учебное пособие / Под ред. Ю. Н. Емельянова, Н. Г. Скворцова. - СПб., 1996.
  2. (Рус.) Леви-Стросс К. Структурная антропология. - М., 1983.
  3. (Рус.) Лурье CB Историческая этнология. - M., 1997.
  4. (Рус.) Орлова Э.. А. Введение в социальную и культурную антропологию. - М., 1994.
  5. (Рус.) Садохин А. П., ГрушевицкаяТ. Г. Этнология. - М., 2000.
  6. (Рус.) Чеснов Я. Лекции по исторической этнологии. - M., 1997.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам