Надо Знать

добавить знаний



Этруски



План:


Введение

Этруски ( лат. Etrusci, Tusci , дав.-гр. Τυρρηνοι , Тиррени, самоназвание - rasna) - древние племена, населявшие в 1-ом тысячелетии до н. е. северо-запад Апеннинского полуострова - область, которая называлась Этрурия (современная Тоскана), которые создали развитую цивилизацию, предшествовавшую римской. Разговаривали этрусским языком.

Основной источник сведений о этрусков - сообщения греческих и римских авторов ( Геродот, Диодор Сицилийский, Страбон, Тит Ливий, Плиний Старший и др.)., а также археологические материалы из этрусских гробниц и поселений. Сохранилось около 10 тыс. этрусских надписей (преимущественно очень кратких), из которых надежно интерпретированы лишь немногие.


1. Происхождение

Основу хозяйства этрусков составляло земледелие (славились этрусские пшеница, виноград, лен), через заболоченные почвы требовало значительных мелиоративных работ. Важную роль играло животноводство. В Этрурии добывали медь и железо, в обработке которых этруски достигли совершенства. Торговля велась с греческими колониями в Южной Италии (особенно Сибарис) Афинами, Коринто, Карфагеном и другими, на суше - с северными заальпийскими странами. С 5 века до н. е. в городах этрусков началась чеканка монет.


2. Политическое устройство

Этрурия и распространение этрусского влияния

В VII веке до н. е. у этрусков уже были многочисленные города-крепости, которые были экономическими и политическими центрами, которые образовывали вместе с прилегающими территориями города-государства, напоминавшие греческие полисы. Во главе их стояли вначале цари, а с конца VI - начала V века до н. е., с возвышением военно-жреческой знати, высшие должностные лица, избиравшиеся из аристократии. Обедневшие члены общин вместе с остатками коренного населения и вольновидпущеникамы составляли зависимые социальные слои общества. Их труд, очевидно, преобладала как в сельском хозяйстве, так и в ремесле, хотя число рабов было значительным и постоянно пополнялось за счет войн, пиратства и работорговли. Вероятно, уже в конце VII в. возникла конфедерация двенадцати городов-государств ( Вейи, Тарквинии, Цере, Вольсинии и др..). Овладев около середины 6 века плодородными землями в Кампании, а затем и обширными территориями в долине реки По этруски создали там колонии, также объединенные в дванадцятимистя. Согласно легендам, этрусская династия Тарквиниев правила с 616 по 509 годы до н. е. в Риме.

Влияние этрусков распространилось почти на всю Италию. Однако конфедерация оказалась политически слабой из-за своекорыстных политику и соперничество отдельных городов. Положение осложнялось социальными противоречиями и сопротивлением населения зависимых областей. Усиливалась также активность внешних врагов. Греки в 524 и 474 годах нанесли этрускам поражения под Кумами, положив конец их морскому господству; римляне около 509 года выгнали Тарквиниев. Самниты вытеснили этрусков из Кампании, овладев в 423 году Капую, Паданской владение этрусков подверглись около 400 года до н. е. нашествию галлов. Отсутствие у этрусков политического и военного единства сказалось и в войнах с Римом, в ходе которых римляне поочередно подчинили себе важнейшие этрусские города.

Этрусская крепость, находится на территории современной коммуны Баньорегио провинции Витербо.

В 396 году до н. н.э. были завоеваны Вейи, в 358 году до н. е. под римское господство подпал Цере, в 308 году - Тарквинии. С 310 года до н. н.э. началось подчинение средней и восточной Этрурии, после 283 года в зависимом от Рима положении оказалась вся Этрурия.

В течение двух столетий этруски сохраняли в большинстве своих городов, находившихся на положении союзных Риму общин, прежнее политическое устройство, культовые учреждения и культурную самобытность.


2.1. Культурное влияние

Этруски повлияли на культурное развитие Древней Италии, особенно римлян, для которых они были образцом в прикладных искусствах и строительстве. От этрусков римляне переняли ряд особенностей политической организации, структуру и вооружение армии, знаки власти.

3. Изобразительное искусство и архитектура

Этрусский музыка. Захоронение в триклинной, Тарквинии.
Ваза для духов, бронза, нач. 2 в.до Хр. (Музей Лувр)

Памятники архитектуры представлены остатками храмов, погребальными сооружениями, городскими стенами, инженерными конструкциями (мосты, каналы и т.д.). Крепостные стены и ворота складывались из хорошо видтесаних квадров, плотно подогнанных друг к другу. Применялись клиновидные арки (ворота в Перузии, современной Перуджи), мнимые ступенчатые своды (склепы 7-6 веков до н. Э), полуциркульные своды (склепы 3-2 вв.) О развитии градостроительства свидетельствуют остатки прямоугольной планировки г. Марцаботто у Болоньи и гипподамова планирования (Гипподам) город Спина. Квадратные в плане жилые дома имели двух или четырехскатный крышу и открытый дворик. Храмы были двух типов: с одним или тремя целлами. Поднятые на высокий подиум, они имели глубокий портик, карниз которого, с богато декорированным фризом, опирался на тосканские колонны. Фронтоны и скаты крыши украшались раскрашенной терракотой.
У городов сохранились некрополи ( Цере современная Черветери, Перузия, Тарквинии, современная Таркуиния, Клузиум, современная Кьюзи, и другие). Псевдокупольни гробницы (7 век) встречаются в северных районах Этрурии, гробницы в пещерах, скалистых выступах и другие - у Вольтерры (3 век), в виде насыпного кургана - в некрополе Бандитачча в Черветери, в виде расположенного на поверхности ящива с травертина - в западном некрополе Марцаботто. Многие погребальные камеры имитировали жилые интерьеры (гробница "Реголини-Галасси" в Цере, 7 век).
Памятникам монументального живописи (с 7 века, период расцвета 6-5 веков) присущи выразительность движений и жестов, подчеркнутая силуэтность фигур, локальный цвет (гробница "Охота и рыбная ловля" в Тарквинии). В росписях 5-4 веков сказалось влияние древнегреческих образцов (гробница "Леопардов" в Тарквиниях). Росписи 3-2 веков отразили настроения периода упадка Этрурии (гробница "У Франсуа" у Вульчи). К памятникам скульптуры относятся статуи и рельефы из раскрашенной терракоты, погребальные урны, саркофаги, надгробные стелы. Саркофаг имел вид каменного ящика, на крышке которого помещались изображения супругов или одинокой фигуры с чашей в руке (так называемый саркофаг Лариса Пуленеса из Национального музея в Тарквиниях).
Получил развитие портрет, примитивные формы которого встречаются в антропоморфных урнах. У этрусков было развито искусство торевтики (бронзовые статуэтки богов, предметы быта, и погребального культа, зеркала покрыты гравировкой), керамика буккеро, которая имитировала изделия из металла, черно-и краснофигурная вазопись, производство украшений из золота.


4. Религия

Руины этрусского храма - одни из немногих, дошедших до наших дней (fanu).

Мифология и религия этрусков оказали значительное влияние на римскую мифологию и религию. Очевидно, через этрусков итальянские племена Средней и Северной Италии приняли греческий алфавит. Религия этрусков носила политеистический характер. Верховным богом этрусков был громовержец Тина. Его окружали 12 верховных богов. Почиталась также Лаза, богиня судьбы. Существовали и боги дома - Лара и пенатов. У этрусков были распространены гадания на внутренностях животных и полетах птиц. Происходили жертвоприношения, в том числе человеческие. Этруски верили в загробную жизнь. По их верованиям, после смерти каждый человек представала перед судом подземного царства и, в зависимости от своих земных дел, попадала в подземный мир (в "Ад") или на небо (в "Рай").
В религии этрусков значительное внимание уделяли магическим обрядам, ворожиннм и толкованием различных знамений, которые ссылаются богами. Согласно рассказу римского оратора и писателя Марка Туллия Цицерона, у этрусков существовала такая легенда. Как-то раз крестьянин в поле возле города Тарквиний провел плугом очень глубокую борозду. Оттуда внезапно вылез забавный маленький божок по имени Тагес с детским лицом и туловищем, но с седой бородой и мудрый, как старец, и обратился к пахарю с речью. Тот испуганно поднял крик. Сбежались люди, которым Тагес разъяснил, как следует по внутренностям жертвенного животного предсказывать будущее. Кроме Тагес, искусству предсказания их научила нимфа Вегой. Она объяснила, как толковать удары молний. И вожди велели записать речи Тагес и нимфы Вегой к священным книгам. В следующих книгах были приведены советы по управлению государством, постройке городов и храмов. Эти книги перевели на латыни еще во времена Тарквиния Древнего. Но и они, как и сочинение римского императора Клавдия по истории этрусков, не дошли до нашего времени. Поскольку этрусский миросозерцание с его чрезвычайным увлечением вопросами загробной жизни не принимался римлянам с их формальным и расчетливым подходом к религиозным вопросам, то они заимствовали у этрусков лишь науку о предсказаниях, гадания и знамения как наиболее практическую и, имеющая прикладное значение, часть их религиозных представлений . Эту науку этрусских жрецов - гаруспики (тех кто гадали по внутренностям жертвенных животных, особенно по печени) римляне ввели в свои религиозные церемонии. Но в особо важных случаях в Рим приглашались этрусские специалисты.


Источники

  • Харсекин А. И., О этрусском языке, в сборнике: Тайны древних письмен, пер. с английского, немецкого, французского и итальянского языков. М, 1976;
  • Паллоттино М., Проблема этрусского языка, там же; его же, Testimonia linguae Etruscae, 2ed., Firenze, 1968; Pfiffig AJ, Die etruskische Sprache, Graz, 1969;
  • Georgiev V., Etruskische Sprachwissenschaft, t. 1 - 2, Sofia, 1970 - 71.
  • В. П. Нерознак
    Ельницкий Л. А., Элементы религии и духовной культуры древних этрусков, в кн.: Немировский А. И., Идеология и культура раннего Рима, Воронеж, 1964;
  • Залесский Н. Н., Этруски в Сев. Италии, Л., 1959;
    его же, К истории этрусской колонизации Италии в VII-IV веков до н. е., Л., 1965;
  • Немировский А. И., Харсекин А. И., Этруски. Введение в этрускологии, Воронеж, 1969;
  • Altheim P., Der Ursprung der Etrusker, BadenBaden, 1950;
  • В loch R., Les Etrusques, [2 ed.], P., 1956;
  • Pallottino M., Etruscologia, 5 ed., Mil., 1963;
  • Hencken H., Tarquinia and Etruscan origins, L., 1968;
  • Miihlestein H., Die Etrusker im Spiegel ihrer Kunst, В., 1969;
  • Чубова А. П., Этрусское искусство, Альбом, М., 1972;
    Культура и искусство Этрурии. Каталог выставки. Л., 1972;
  • Pallottino M., Etruscan painting, NY, 1956;
  • Hanfmann GMA, Etruskische Plastik. Stuttg., 1956;
  • В loch R., Etruscan art, Greenwich. 1965 (The pallas history of art, v. 1).

Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам