Надо Знать

добавить знаний



Эфес



План:


Введение

Карта древнего города Эфес, представленная в Meyers Konversations-Lexikon 1888 года
Библиотека

0037.94 0027.344 Координаты : 37 56ь23 "с. ш. 27 20ь40 "вост. д. / 37.939722 с. ш. 27.344444 в. д. (G) 37.939722 , 27.344444

Эфес ( дав.-гр. Ἔφεσος , лат. Ephesus , тур. Efes) - древний город на западном побережье Малой Азии, в устье реки Каистра (современный Малый Мендерес) к югу от Смирны (современный город Измир, территория Турции).


1. История

1.1. Арцава, хетты и греки

Учредителями города были лувийцы, которые и дальше ему название Апас. Город был построен не позднее XV в.до нашей эры как столица государства Арцава. Местные властители питримувалы связи с Хеттская держава и Египтом. Аменхотеп III даже обращался к царю Арцавы с предложением взять в жены его дочь.

Хеттский царь Тудхалия II присоединил Арцаву к своим владениям, однако по его потомков она вернула себе независимость и даже присоединила к себе отдельные хеттский земли. Впоследствии инициативу вновь взяли в свои руки хетты, которые превратили Арцаву на зависимого от себя союзника, который должен платить дань и посылать своих воинов и колесницы на помощь хеттского армии. Правда, за несколько лет арцавський царь Уххацити восстал протии хеттов, и Мурсили II вынужден прибегнуть к карательным мерам. Решающая битва при Вальми завершилась полной победой хеттов, Уххацити с потомками бежал в Греции, Мурсили в 1330 до н.е. занял Апас (это - первое упоминание о городе в письменных источниках) и сделал арцавським царем своего ставленника. Однако уже через несколько десятков лет Арцава вновь стала полностью независимым и воевала с хеттами.


Погиб Арцава под ударами "Народов моря", яки разрушили и Апас. Однако город был отстроен местными жителями и превратился в столицу небольшого карийского царства - одного из многих, возникших на развалинах Арцавы.

В XI в.до н.е. поселение захватили переселенцы из Греции во главе с Андрокл. По преданию, Дельфийский оракул сообщил ему, что место для поселения должны были указать рыба и дикий кабан. Когда Андрокл вышел на берег у Апас, местные рыбаки жарили рыбу. От искры, вылетевшей из костра, загорелся куст, из которого тут же выскочил растревоженный кабан. Греки захватили цитадель Апас, "благородно" разрешив жителям пригорода остаться жить в новой властью. Название города переиначили на греческий лад, а дикий кабан стал символом Эфеса, ему даже установили памятник. Вместе местный религиозный культ богини-матери был заимствован переселенцами, отождествили его с Артемидой - при всей очевидной несхожести ее изображений с греческой богиней охоты.

Отношения греков с окружающими племенами не были равными. Сохранились легенды о войне Андрокл с амазонками, в одну из которых влюбился и сам царь, а другие - стали женами греков-поселенцев. Правда, имя царской избранницы - Ефесия (что переводится как желанная, но одновременно созвучно названию города) свидетельствует о этимологический характер легенды.

Предания утверждают, что изначально городом правили потомки Андрокл, однако граждане, недовольные их авантюрами, выгнали их из Эфеса, и в дальнейшем местными царями были представители династии Басилидив - другой ветви Кодридив. Благодаря удобному расположению на перекрестке путей Эфес быстро превратился в один из крупнейших городов Анатолии - прежде всего за счет торговли, включая посреднической.


1.2. Киммерийцы. Тирания Пифагоридив

В 650 г. до н.е. на город напали киммерийцы во главе с Дугдамме. Цитадель устояла, однако пригороды и святилище Артемиды были сожжены и разорены. В восстановленном городе власть сосредоточивалась у узкого круга знатных семей, для которых царская власть была лишь удобным прикрытием. И это лишь усиливало недовольство демоса.

В 612 г. до н.е. власть в городе с помощью хитрости захватил тиран Пифагор. Царская власть формально была отменена, противников новой власти репрессировали, конфисковав их имущество и раздав его менее состоятельным гражданам. В дальнейшем, правда, регулярно реквизиции превратились из средства борьбы с оппонентами на источник обогащения самого тирана и его сообщников. Демонстрировать недовольство властью позволяли себе только храмы, но и их тиран не очень уважал - по преданию он не останавливался забавляет перед убийством жертвенных животных в святилищах. Демос, зато Пифагора поддерживал.

Положение изменилось лишь когда город начали преследовать неурожаи и болезни, перед которыми власть оказалась бессильной. Пифагор был вынужден изменить политику, пойти на сближение из жречеством, искать внешней поддержка - женив сына и преемника Меланта на дочери лидийского царя Алиатт II. Грандиозным инициативе Пифагора стало строительство нового храма Артемиды, в котором Эфесцы помогали лидийцы. Впоследствии его считали одним из семи чудес света.

По тирании сына и преемника Меланта - Пиндара, отношения с влиятельным соседом ухудшились. Новый лидийский царь Крез в 560 г. до н.е. решил присоединить Эфес к своим владениям и взял город в осаду. После того, как противнику удалось разрушить одну из городских башен, и поражение стало неизбежным, Пиндар приказал гражданам соединить город веревкой с храмом Артемиды, продемонстрировав таким образом, что они находятся под защитой богини [1] [2]. Крез с улыбкой согласился принять капитуляцию Эфеса на почетных условиях. Город сохранил самоуправление, однако взяло на себя обязательство платить царю дань и было перенесено в менее защищенную долину - подальше от цитадели. Пиндар, составив все государственные полномочия, вынужден был эмигрировать, хотя по некоторым данным его сына, тоже Меланта, Крез оставил в городе как зависимого от него тирана. Царь помогал развитию города и покровительствовал храм Артемиды. В Британском музее хранятся колонны главного фасада этого храма, украшенные посвящениями Креза.


1.3. "Аристархова конституция" и установление персидской власти

В 557 г. до н.е. Эфесцы восстали против лидийско власти и повалили тиранию. Для выработки законов в качестве есимнета в город пригласили афинянина Аристарха. Благодаря своим мудрым советам и уравновешенной политике он получил такую ​​благосклонность граждан, фактически руководил городом до 552 г. до н.е. После того, как Аристарх оставил Эфес, а возможно и несколько раньше, власть в городе была передана коллегии куретов, руководившая городом коллективно.

В 548 г. до н.е. Эфес отказался заключить союз с персидским царем Киром, ведь куреты были убеждены в силе лидийцев. Когда стало известно о поражении Креза, сумьятицею воспользовался авантюрист Афенагор, вновь установил в городе тиранию. Благодаря "своевременному" государственному перевороту Ефес удалось избежать карательных акций со стороны персов и к государству Ахеменидов вошел с сохранением внутренней автономии. Афенагор був для персів зручним володарем, адже не дозволяв у місті протиперської діяльності, та й власних ворогів при першій ліпшій нагоді висилав із міста. Так, в еміграції у сусідніх Клазоменах опинився видатний ефеський поет Гіппонакт.

Тиран Комас зберігав лояльність до персів [3], натомість за тиранії Меланкоми Ефес приєднався до Іонійського повстання. Місто було оперативної базою повстанців для походу на Сарди. Біля Ефесу вони зазнали і вирішальної поразки на суходолі. Перси взяли місто в облогу і зняли її лише завдяки втручанню філософа Геракліта, який переконав їх в готовності громадян до замирення.

Після поразки у битві біля Ладе ефесці зрадницьки перебили загін хіосців, що намагався дістатися батьківщини, і надалі перси розглядали місто як цілком лояльного підданого. Геракліт умовив Меланкому поступитися владою його протеже Гермодору, за підтримки якого сподівався встановити в місті "досконалий устрій". Але ефесці, втомлені майже столітнім панування тиранів, повалили тиранію і вислали Гермодора. Ображений Геракліт відмовився від своїх законодавчих ініціатив. В місті по суті булла відновлена "аристархова конституція" і режим поміркованої олігархії (492 г. до н.е.).


1.4. Від Ксеркса до Августа

Після поразки у материковій Греції Ксеркс розглядав Ефес як найнадійнішого свого союзника в Іонії і певний час навіть залишав у ньому своїх дітей. К Делоського союзу місто приєдналося лише у 470 р. до н. е., а остаточно - у 454 р. до н. е. Проте перси не відмовлялися від своєї влади над містом, формально погодившись лише передати Афінам право на збір данини з містян (449 г. до н.е.).

С началом Пелопоннеської війни (431-404 року до н. е.) Ефес, хоча формально був союзником афінян, одночасно надавав підтримку Спарті, а в 412 р. до н. е. відкрито перейшов на її бік. Лісандр перетворив Ефес на власну штаб-квартиру, з якої організовував олігархічні перевороти в інших іонійських містах. Декархія була встановлена і в самому Ефесі. В 401 році до н. е. Ефес підтримав повстання Кира Молодшого проти його брата, персидського царя Артаксеркса. В 396 р. до н. е. у місті перебувала ставка спартанського царя Агесилая.

В 394 г. до н.е. ефесці перейшли на бік афінян, проте у 387 до н.е. місто знову опинилося під владою персів, які підтримали відновлення в Ефесі тиранії - на цей раз Сірфакса и його нащадків.

В 356 році до н. е. храм Артеміди був спалений Геростратом, що випробовував маніакальне бажання прославитися, але незабаром почалося його відновлення, якому сприяв Олександр Македонський, що звільнив Ефес від влади Персії в 334 до н.е. Лісімах, один з діадохів Александра Великого, переніс місто із заболоченої долини на гору і побудував нову гавань. Ця необхідність була викликана епідемією, що виникла в місті. Але жителі міста не хотіли покидати свої будинки. Тоді Лисимах наказав перекрити доступ до прісної води мешканцям старого міста, що вимусило їх переселитись на нові місця.

Ефес по черзі перебував під владою Птолемеїв і Селевкидів, аж поки римляни після своєї перемоги над Антіохом III у 189 році до н. е. не передали його пергамскому царю Евмену II. У 133 до н. е. місто увійшло до складу Римської держави. У 88 році до н. е. Ефес приєднався до Мітрідата, але вже в 86 році до н. е. повернувся під владу римлян, а два роки після його обклав тяжкою даниною Сулла.

Під час громадянської війни в Римі, що спалахнула після вбивства Цезаря в 44 році до н. е., гроші з міської громади вичавлювали обидві сторони. За доби Августа він Ефес економічним і культурним центром провінції Азія і з часом перетворився на одне з найкрасивіших міст Римської імперії. В пік розвитку населення міста досягало 200 000 - 250 000 мешканців та було другим містом в Римській імперії за розмірами та значенням, після Риму.


1.5. Християнська доба

Реконструкція базиліки апостола Івана Богослова побудованої в Ефесі в часи імператора Юстиніана, 530 р.

Эфес християнської епохи знаменитий тим, що його відвідав апостол Павло та місцеперебуванням єпископа, а також як місто, де впродовж 5 століття проходило декілька Вселенських соборів. Тут проповідував апостол Іван Богослов, похований в церкві, названій його ім'ям, а також, тут проживала свої останні роки діва Марія, мати Ісуса Христа.

Біля міста також знаходиться печера Семи сплячих, де в період Пізнього Риму, імператора Деція, ховались від переслідувань семеро христианських юнаків, про що створена християнська легенда.

В 262 році н. е. місто було розграблене готами. Впродовж довгих сторіч Середньовіччя Ефес піддавався нескінченним набігам піратів, проте найбільшого удару місту завдала природа. Після великого землетрусу рівень моря біля Ефесу понизився на 57 метрів, що спричинило швидкий занепад міста. Нині руїни знаходяться від берега моря приблизно за 10 км.

В 1869 році англійськими ученими були зроблені перші археологічні розкопки заснованого Лисимахом міста на горі, в результаті яких світу була відкрита краса античного міста. Залишки стародавнього Ефесу приховані під майже непрохідним болотом.


2. Споруди міста

2.1. Руїни Храму Артеміди

Давній храм Артеміди в Ефесі

Руїни Храму Артеміди - храм грецької богині Артеміди. Одне з Семи чудес стародавнього світу. Храм Артеміди (Артемісіон) був заснований до 7 сторіччя до н.е., але сама споруда була побудована у 450 році до н.е. Будівництво субсидував лідійський цар Крез (Кросус), а проект розробив грецький архітектор Персіфон (Херсіфрон) із Кносса, який почав будівництво, але після його смерті будівництво продовжували його син Метаген, а потім архітектори Пеоніт та Деметрій. Будівлю прикрашали бронзові статуї, створені такими скульпторами, як Фідій, Поліклет, Кресилус і Фрадмон. Храм виконував подвійну функцію: ринку і релігійного закладу. 21 червня 356 до н. е. головна святиня малоазійських греків;- храм Артеміди Ефеської, був спалений. В подальшому храм був відновлений на кошти мешканців Ефеса, які продали свої коштовності, та від продажу колон старого храму. В подальшому під час Османської імперії прошло руйнування і велика частина матеріалів Храму пішла на побудову Софійського собору в Стамбулі, а інша значна частина була вивезена англійськими археологами до Великобританії.


2.2. Одеон

Напівкругла споруда, відома також як Малий театр, розкинулося на схилі горба, на північ від Агори. Судячи з напису, його було зведено в 150 році н. е. Публієм Ведієм Антонієм, який задумав одеон як булевтерій - місце засідання міського Сенату. Первинна крита споруда, розрахована на 1400 місць, використовувалася по черзі: то для засідань Сенату, то для театральних видовищ. Архітектурна побудова одеона аналогічна класичним моделям:

  • аудиторіум з його двох'ярусним півкругом рядів розділений на чотири основні сектори сходовими проходами;
  • конструкція просценіума говорить про те, що будівля була придатна швидше для засідань Сенату, чим для театральних вистав.

2.3. Агора

Руїни Агори відносяться до романської споруди періоду Римської імперії, зведеної, швидше за все, за часів правління імператорів Августа і Клавдія. Агора, яка одержала своє остаточне завершення при Феодосії (IV ст.), була прикрашена подвійною колонадою портика, під яким розміщувалися торгові ряди. Це був центр торгової діяльності, куди з'їжджалися купці зі всіх кінців Імперії. Тут був також ринок рабів і проводилися Народні збори але у випадку релігійних і світських свят. На північ від Агори підносяться розвалини колишньої колонади Базиліки, побудованої при династії імператорів Августів.


2.4. Храм Адріана

Храм Адриана

Надпись, выгравированная на архитраве храма, свидетельствующим о дате его постройки - около 138 года н. н.э. - малоизвестным архитектором П. Квинтилиусом, который посвятил храм императору Адриану. Перед монументальным пронаосом возвышаются пьедесталы от четырех статуй, которые украшали храм. По тем, которые сохранились на пьедесталах надписям можно определить, что это были статуи императоров Диоклетиана, Максимиана, Констанция Хлора и Галерия.

То, что храм возведен в коринфском ордере, безошибочно определяется с первого взгляда по изысканности скульптурных орнаментов. Две центральные колонны поддерживают легкую, изящную арку - все, что сохранилось от оригинального треугольного тимпан, который когда-то венчал здание. Орнаментика арки как бы продолжает мотив фризов, которые идут сплошной лентой по антаблемента, в центре арки помещен бюст Тихе (богини-покровительницы города). Архитравы порталов имеют богатое декорирование с античной орнаментикой. Над главным порталом, который ведет в наос, находится полукруглый люнет, где на фоне изящного переплетения цветов и листьев аканта представлена ​​женская фигура, напоминающая античные изображения Медузы. Внутри наоса можно видеть часть оригинального подиума, который когда-то поддерживал статую обожаемого императора Адриана.


2.5. Дома на склоне холма

С противоположной стороны Храма Адриана расположен оригинальный ансамбль домов под названием "Дома на склоне холма", обращенные к улице куреты. В основном здесь жили представители привилегированных слоев общества, в связи с чем улица имеет второе название "Дома богачей". Они расположены таким образом, что каждый дом служит своего рода террасой для следующего за ним дома. Так называемый Дом перистиля II отличается большим количеством декораций. Он был построен в I веке, но впоследствии несколько раз перестраивался, по крайней мере до VI века.

Многочисленные комнаты внутри домов имеют мозаичные полы и настенные фрески IV века. Дом перистиля I также подвергался реставрации. Дата его постройки та же, что и предыдущего дома, то есть 1 века. Одна из комнат известна под названием "театр", поскольку ее стены украшены фресками на театральные сюжеты. Некоторые фрески изображают сцены из пьес Менандра и Еврипида. На других фресках изображены мужские и женские обнаженные фигуры.


2.6. Библиотека Цельсия

Библиотека Цельсия

Библиотека была построена в эпоху Империи, во времена правления Адриана за проектом архитектора Тиберия Юлия Аквилы, пожелавшего посвятить ее своему отцу. Строительство началось в 114 году и было завершено в 135 году уже наследниками Тиберия Юлия Аквила, который завещал большую сумму денег на покупку книг и содержание библиотеки. Во 2-й половине III века во время нашествия готов внутренняя часть здания была полностью разрушена пожаром, что пощадила, фасад здания.

Двухъярусный фасад, украшенный колоннами, имеет вид театральной декорации. Колонны нижнего яруса, стоящие на подиуме центральной лестницы из девяти ступеней, сгруппированы попарно в четыре ряда и увенчаны капителями Коринфа. Колонны верхнего яруса имеют меньшие размеры. Треугольные и полукруглые тимпаны венчают колонны трех центральных пар. На нижнем этаже за сценически оформленной колоннадой видны три портала в обрамлении тончайшего орнамента, имитирующего рельефный фриз. Над порталами зияют три огромные отверстия окон. Здание украшают четыре скульптуры, символизирующие Мудрость, Науку, Честность и Фортуну.

Грандиозное здание библиотеки восстановлено австрийскими археологами. По оценкам ученых, в библиотеке хранилось примерно 12 тысяч пергаментных свитков. Все они были похищены или уничтожены во время нашествия готов.


2.7. Публичный дом

На противоположной библиотеке стороне улицы, располагалась постройка публичного дома, к какой из библиотеки вел подземный ход. Мужчины города таким образом обманывали своих жен, говоря, что идут читать книги. На тротуаре, что ведет к публичному дому, сохранилась одна из первых в мире реклам, на которой одна из жриц любви приглашает к себе в гости. В те времена это была почетная профессия. Реклама содержит изображение головы девушки, рядом с которым отпечаток левой ступни, указывающий путь. Оттуда известное выражение: "Пойти на лево".


2.8. Улица куреты

Ворота Геракла
Улица куреты

Улица, протянувшаяся вдоль склона от Библиотеки Цельсия и Ворот Геракла до Адора. Поэтому вид, который она имеет в наши дни, было предоставлено ей на рубеже IV и V вв., Когда проводились работы по ее восстановлению после сильного землетрясения середины IV века, который полностью разрушил ее. Ее мощение из мрамора и камня гармонирует с руинами античных зданий, возвышающихся по обеим ее сторонам. Так, разворачивается полотно с колоннами, каменными пьедесталами, подиумами, капителями, фризами, статуями и остатками торговых лавок и жилых домов.

В этом изобилии античных руин, часто привезенных сюда из других районов города, отчетливо выделяются крытые галереи с колоннами, мощение в которых выполнено из ценных тонких мозаик. На пустых пьедесталах, обращенных к колоннам, когда-то стояли статуи. На многих пьедесталах до сих пор сохранились надписи, выгравированные в камне. Большинство статуй были помещены в музей. Название улицы связано с мифологическими персонажами, давшие впоследствии имя священной касте куретов. Сначала они возглавляли знаменитые культовое действо в Храме Артемиды, а впоследствии стали играть основную роль в Пританее, где сохранилось множество надписей, рассказывающих об их деятельности. Такие же надписи встречаются и по всему городу.

На этой и другой улицах города размещались ямы, накрытые решеткой, где помещали осужденных за убийство или изнасилование. Каждый прохожий имел право сплюнуть в яму, чем выражал свое осуждение. На улице также находится стена из мрамора, на которой выгравированы все городские законы. Законы в то время не меняли.


2.9. Пританий

Притания в древности называлась здание, предназначавшееся для размещения канцелярских служащих - пританов, где проводились также торжественные приемы и банкеты для знатных лиц города. Его можно сравнить с современным муниципалитетом. В прилегающем к притания Храме Гестии постоянно горел священный огонь, поддерживаемый пританам - священнослужителями, которые принималы участие в культовых обрядах и в жертвоприношениях. Известно, что Храм относится к III веку до н. е.

В определенное время, пританов жевали опий, и спянившы, танцуя шли от пританию к Храму Артемиды. Если в это время священнослужителя замечал вор, которого везли на казнь или наказания, то его автоматически освобождали.


2.10. Театр

Театр дошел до нас в прекрасном состоянии и по праву считается одним из памятников прошлого, наиболее хорошо сохранившихся в этой археологической зоне. Как все сооружения тогдашнего прошлого эфесский театр разделен на три секции: скена (включающая также просцениум), орхестра (круглая площадка, где выступал хор) и Каве (полукруг зал, для зрителей). Вместимость театра - около 24 000 -25 000 сидений. Зал по отношению к сцене поднимался на 30 м и завершался портиком для улучшения акустики всего ансамбля. В день, на сцене театра, проводилось до 50 боев гладиаторов между собой и с животными.


2.11. Дом Девы Марии

Реставрированный Дом Девы Марии

Перед распятием Иисус завещал своей матери заботиться об Иоанне, как о собственном сыне, а Иоанна, заботиться за свою мать, как за родную. Поскольку апостолы разделили между собой территории для распространения христианства, а территория Малой Азии досталась Иоанну, то он и поселил деву Марию в Эфесе, где она и закончила свои годы.

В результате проведенных в конце XIX века у горы Панаир, где находится святой источник, возле которого местные христиане встречали традиционный праздник, посвященный Деве Марии, раскопок, был выявлен ряд фундаментальных остатков, а также куски угля, которые в результате исследования методом Карбон-14 были датированы I веке н. е.

В настоящее время, в этой местности (за 7 км. От города) находится небольшая церковь, которая является местом паломничества христиан. Мусульмане в этих краях также с глубоким почитанием относятся к ней как святыни. Также сохранилось и источник, воду которого считают целебной. У него расположена стена желаниям, где каждый может загадать желание, закрепив узелок из любой материи на специально установленных решетках.


3. Галерея

  • Стена желаний

  • Больница

  • Публичный дом

  • Туалеты


4. Известны Эфесцы


Примечания

  1. Полиэн. Стратегемы, 50
  2. Геродот, I, 16-22, 26
  3. Климент Александрийский, I, 65, 4

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам