Эфиопская католическая церковь

Эфиопская католическая церковь - одна из восточных католических церквей, придерживающихся эфиопского обряда, происходит от Александрийской литургической традиции. Возникла в результате заключения унии с Римом части Эфиопской православной церкви. Верные проживают, главным образом в Эфиопии и Эритреи.


История

святой Фрументий, первый епископ эфиопской церкви

Христианство в Эфиопии появилось во времена диакона Филиппа, одного из апостолов из 70, что проповедовал на этих землях. Первым епископом Эфиопии стал святой Фрументий, он же построил первые церковные структуры Эфиопии, подчиненные Александрийском патриархе. В V в. эфиопская церковь, как и большая часть Александрийской церкви приняла монофизитство, и, после Халкидонского собора 451 года, оказалась в расколе с Римом. Церковь дохалкидонскими традиции продолжает свое развитие в Эфиопии и дома как эфиопская православная церковь.

В XIV веке миссионеры Католической церкви активизировали проповедническую деятельность в страны. В 1439 в папа Евгений IV обращался к императору Эфиопии с призывом заключить унию, однако предложение было отвергнуто. Укрепление военно-политических связей между Эфиопией и Европой произошло в XVI веке, когда христианская Эфиопия трудом сдерживала атаки мусульман. Португальский военная помощь помогла Эфиопии в 1543 году разбить мусульманскую армию.

В XVII веке активизировались попытки заключения унии, главную роль при этом играли прибыли в Эфиопию иезуиты. Попытки увенчались успехом в 1622 году, когда император Сисиньо заключил с Римом договор, согласно которому Эфиопская православная церковь входила в литургическое общение с Римом, становясь, таким образом, одной из восточнокатолических церквей. Папа Григорий XV назначил церкви патриарха - португальца Альфонсо Мендеша.

Выбор оказался крайне неудачным. Мендеш прибыл в Эфиопию в 1626 году. Он пытался латинизировать литургию и церковный устав, а император насильно вводил новые порядки, недовольство народа подавлялось силой. После гибели Сисиньо в 1632 году его преемник Василий разорвал унию, часть миссионеров казнил и выгнал католиков из страны.

Следующая попытка установить связи между латинским и эфиопской церквями была сделана только в 1839 году, когда в стране начали работать миссии Лазаристов и капуцинов, в 1849 в был организован апостольский викариат. Первым апостольским викарием Эфиопии стал святой Иустин где Якобис, который сумел частично переломить враждебное отношение местного населения к католикам своей благотворительной деятельностью и твердой поддержкой эфиопского обряда. Окончательное разрешение на свободную деятельность католиков в стране было получено лишь в 1889 году. В этот же период под контроль итальянцев перешла Эритрея, где активизировалась католическая миссия, в результате чего число католиков эфиопского обряда выросла.

После окончания Второй мировой войны Эритрея была присоединена к Эфиопии. В 1961 году были основаны постоянные структуры Эфиопской католической церкви. Была создана митрополия в Аддис-Абебе и суфраганни епархии в Асмэра и Адди-Грат. В 1993 году Эритрея вновь стала независимой, после чего были основаны еще две епархии в этой стране.


Структура

Эфиопская католическая церковь имеет статус митрополии. Резиденция архиепископа-митрополита располагается в Аддис-Абебе. Суфраганнимы по отношению к митрополии епархии Асмэры, Адди-Грата, Барента и Керена. Кафедральный собор митрополии - собор Рождества Пресвятой Девы Марии в Аддис-Абебе. С 1991 года церковь возглавляет архиепископ-митрополит Берхане Сурафи, принадлежащий к ордену Лазаристов.

Согласно данным Annuario Pontificio по 2010 год число сторонников церкви составляет 229500 человек. Церковь насчитывает 7 епископов, 207 приходов, 587 священников, около 2300 верующих.

Литургия ведется, как и в Эфиопской православной церкви, языке геэз.