ЮЗЖД

Карта железных дорог Украины

"Юго-Западная железная дорога" (ЮЗЖД) - одна из старейших железных дорог Украины. Управление ЮЗЖД расположен в столице Украины - городе Киеве.


1. Географическая и техническая характеристика

Железная дорога, в основном, расположена на территории Киевской, Винницкой, Житомирской, Черниговской, Сумской, Хмельницкой и частично в районах Ровенской, Черновицкой, Черкасской, Полтавской и Тернопольской областей.

Районы обслуживает железная дорога, расположены в пределах полесской и лесостепной зон Украины. Северная часть тяжести, приблизительно по линии Шепетовка - Житомир - Киев - Нежин - Бахмач, находится в пределах Полесья; Южная - в лесостепной зоне. В районе расположения железной проживает более 11 млн. человек.

Железная граничит с железными: Московской (станции Зерновое, Ворожба, Волфине, Чигинок, Семеновка (последние два перехода на сегодня разобран)), Белорусской (станции Хоробичи, Горностаевка, Неданчичи, Бережесть), Одесской (станции Гайсин, Ивачкив, Закупное, Кельменцы), Молдавской (станция Могилев-Подольский), Львовской (станции Здолбунов, Лановцы, Подволочиск, Гусятин, Олевск).

Общая эксплуатационная протяженность железной дороги - 4 668 км.

Развернутая длина главных путей составляет 6 438,1 км. Юго-Западная железная дорога занимает второе место по объему перевозок среди шести железных дорог Украины. В общем объеме грузовых перевозок Украины каждая шестая тонна приходится на долю ЮЗЖД. Около трети от общего объема пассажирооборота Украины обеспечивается железнодорожниками Юго-Западной железной дороги, в том числе значительная доля международных перевозок.

Электротягой выполняется 93,3% всех перевозок грузов и пассажиров.

Эксплуатационную работу железной дороги осуществляют пять дирекций по железнодорожным перевозкам - Жмеринская, Киевская, Казатинская, Конотопская и Коростенская.

На Юго-Западной железной дороге насчитывается 315 станций.


2. История

Начало строительства железных дорог на той территории Украины, входившей в состав Российской империи, относится к 60-м годам XIX века, когда возникла необходимость соединения Одесского порта и юго-западных границ с центральными областями России.

Первую в подроссийской Украины железную Одесса - Балта, длиной 213 километров, строили за казенный счет около трех лет (1861-1865), руководил этими работами барон К. фон Унгерн-Штернберг. В мая 1866 года приступили к строительству Киево-Балтской железной, как продолжение линии Одесса - Балта. Движение поездов на этой линии было открыто через 4 года. 7 июня 1870 было положено начало существования Юго-Западной железной дороги.

Пассажирский вокзал в Киеве строился сразу для двух железных дорог - Киево-Балтской и Курско-Киевской. Последняя была продлена до конца 1868 года к левому берегу Днепра в Киеве, но еще два года строили мост через Днепр под руководством инженера Струве. Первый поезд со стороны Курская пришел в Киев в феврале 1870 года.

В 1871-1876 г.г. построены участки Жмеринка - Волочиск, Бердичев - Кривин, в 1890-1897 годах участки Жмеринка - Могилев-Подольский, Казатин - Умань, Христиновка - Шпола, Бердичев - Житомир. В 1897 году к железной дороге присоединена Фастовская линия, а в 1902 году - Волынская линия и построена участок Киев - Коростень.
Устав вновь созданного общества Юго-Западных железных дорог был утвержден царем 9 июня 1878. Окончательное объединение Одесской, Киево-Брестской и Бресько-Граевской железных дорог состоялось 1 июля 1878
В 1883 году присоединена убыточная и неполное Бендеро-Галацкий линия протяженностью 293,5 км.

Почти до 90-х годов XIX века паровозы ЮЗЖД работавших на дровах, только на южных участках (от Жмеринки до Одессы) - на английском угле доставлялся в Одесский порт. После 1885 года все паровозы постепенно стали переводить на донецкий уголь. [1]

В 1888-1889 годах в Киеве по Театральной улице (ныне - улица Лысенко, 6) по проекту архитекторов А. фон Гогена и Б. Куликовского построен здание Управления Юго-Западных железных дорог.

Затраты на обучение и содержание одного ученика в училище при ЮЗЖД составляли 13 рублей в месяц, а преподаватель получал 290-300 рублей. Средняя выручка с одного железнодорожного пассажира в 1904 году составляла 1 рубль 5 копеек. Обед для служащих железной дороги был льготным и стоил 10 копеек. [2] В течение 1900-1902 годов было построено линию Киев-Волынский - Ковель протяженностью около 400 км.

На 1 января 1904 сотрудников на железной дороге было более 50 тыс. человек.

В 1913 году развернутая длина главных путей составляла 3906 верст, в том числе 1349 верст - две колеи. Подвижной состав насчитывал 1480 паровозов, 31809 товарных и 1650 пассажирских вагонов. В управление ЮЗЖД входили службы пути, тяги, движения, телеграфа, коммерческой, сборов и материальной. Кроме того, были еще канцелярия начальника дороги, бухгалтерия, учебный отдел и врачебная служба.

30 ноября 1913 года состоялось открытие товарно-пассажирского движения на участке Проскуров - Староконстантинов - Шепетовка. Одновременно начались работы по продлению железнодорожной линии от Шепетовки до Коростеня, а также прокладка пути Шепетовка - Изяслав - Лановцы и Ярмолинцы - Гусятин (эти магистрали стали в строй в 1915 и 1916 годах). 1916 построен и линию Коростень - Выступовичи (на Мозырь) [1]

В дальнейшем был построен еще ряд линий, преимущественно местного значения - 1925 года вступила в строй Нежин - Чернигов, 1928 года построено линию Чернигов - Овруч, 1930 года - Чернигов - Горностаевка, 1931 года построена железная Ворожба - Хутор Михайловский и Хутор Михайловский - Чигинок, 1935 года - линию Овруч - Белокоровичи, 1936 года вступили в строй две линии - Фастов - Житомир и Калиновка - Староконстантинов, в 1950-е годы построили небольшую железную Житомир - Коростышев протяженностью 27 км.

Единственными линиями, построенными позже, стала небольшая погрузочно-промышленная ветка до Киевской ГЭС (построена в начале 1960-х годов, с осени 2010 года по ней открыт пассажирское движение в город Вышгорода) и линия Киев-Московский - Мироновка (1981-1983 годы).


3. Электрификация железной


4. Подчиненные предприятия

Дорожного подчинения
Основные станции

5. Выдающиеся личности


5.1. Начальники железной


Примечания

  1. а б http://www.ounb.km.ua/rec/cal/ball.html - www.ounb.km.ua / rec / cal / ball.html Хронологический перечень знаменательных и памятных дат Хмельницкой на 2007 год
  2. http://mycityua.com/history/2008/01/17/090100.html - mycityua.com/history/2008/01/17/090100.html
  3. В 2010 году электрифицирован 99 км эксплуатационных участков железной - www.mintrans.gov.ua/uk/news/20396.html
  4. Объект национального характера - www.magistral-uz.com.ua/articles/obekt-nacionalnogo-harakteru.html
  5. В ближайшие шесть лет Укрзализныця планирует электрифицировать свыше 1,5 тыс. км путей -