Надо Знать

добавить знаний



Южная Осетия



План:


Введение

Эта статья о самопровозглашенное государство. Об административных единиц Грузии см. Рача-Лечхуми и Квемо Сванети, Имерети и Шида Картли

Расположение Южной Осетии на карте Грузии

Южная Осетия ( чел. Хуссар Ирыстон , груз. სამხრეთ ოსეთი , рус. Южная Осетия ) - Самопровозглашенная частично признанное государство на юго Кавказе. Значительная часть мирового сообщества (в т.ч. и Украина) рассматривает Южную Осетию (Цхинвальский регион) как зону этнополитического конфликта, при этом признавая ее частью территории Грузии в составе трех административных единиц.

Границы республики были определены во время Грузинской ССР, когда на ее территории существовала этническая автономия - Югоосетинская Автономная Область. Ее независимость признают самопровозглашенные республики Абхазия, Приднестровская Молдавская Республика и Нагорно-Карабахская Республика.

2008 года при поддержке и вооруженного вмешательства России регион был полностью выведен из-под контроля Грузии, после чего его независимость признали Российская Федерация [3], Венесуэла [4], Никарагуа [5], Науру [6].


1. История

В XIX веке территория современной Южной Осетии была заселена преимущественно грузинами. Лишь немногие села осетин попадались среди целой грузинской провинции. Начиная с начала ХХ века осетины массово переселяться в этой грузинской земле. Юго-Осетинская автономная область (Южная Осетия) образована 20 апреля 1922 года в составе Грузии со столицей в городе Цхинвал ( Цхинвали).

В марте 1925 года, на пятом съезде Советов рабоче-крестьянских депутатов Северо-Осетинской автономной области, было принято решение: "Осуществить объединение Южной и Северной Осетии в пределах Советской Социалистической Республики Грузия". Главная причина такого решения очевидна: в Грузии опасность денационализации осетин была меньше, чем в Российской Федерации. [7] Инициатива владикавказцев была рассмотрена и в Цхинвали: в конце марта 1925 состоялся V съезд Советов рабочих и крестьянских депутатов Юго-Осетинской автономной области, на котором была рассмотрена информация представителя ЦИК Северной Осетии Харитона Каргиева о возможности объединения двух Осетий. Южные осетины "постановили:

" 1. Выслушав заявление представителя ЦИК Северной Осетии тов. Харитона Каргиева о состоявшемся решении съезда Советов Авт. Области Северной Осетии об объединении Северной и Южной Осетии, 5-й съезд Советов Автономной области Юго-Осетии приветствует решение 1-го съезда Советов Автономной Области Северной Осетии и считает своевременным постановку этого вопроса;

2. 5-й съезд Советов Юго-Осетии мыслит осуществления этого объединения Северной и Южной Осетии только в пределах Грузинской ССР. [8]

"

Всероссийский ЦИК не сопротивлялся идее объединения Осетий. С этой инициативой был согласен и областной исполнительный комитет Северной Осетии. Что касается Грузии: 15 июля 1925 сессия ЦИК Грузии заслушал по этому вопросу доклад представителя Северо-Осетинской автономной области коммуниста Симона Такоева и единогласно одобрил идею объединения "Северной и Южной Осетии" в составе Грузии. Эмиссар северных осетин на сессии в Тбилиси заявил:

" Северная Осетия изъявляет желание выйти из России и войти в состав Грузии ... Может кто-нибудь знает, почему ориентация взята на Грузию? Потому что Осетия существовала и шла бок о бок с Грузией. Трудящиеся Северной Осетии собственными глазами видят, что здоровая национальная политика нигде не осуществляется так хорошо и целенаправленно, как в Грузинской Республике. [9] "

Сталин сначала был согласен с тем, чтобы Осетия объединились в составе Грузинской ССР, но позже, через категорически отрицательного мнения секретаря Северо-Кавказского краевого комитата компартии Анастаса Микояна, его позиция заметно пошатнулась. Анастас Микоян уверял Сталина, вхождения Северной Осетии в состав Грузии вызвало бы раздел всего Северного Кавказа - Грузия вклинилась бы в центральную часть Кавказа:

" Телеграмма А.И. Микояна И.В. Сталина
8 июня 1925
Несмотря на географические неудобства, хозяйственное обобщение Южной и Северной Осетии, их объединение с точки зрения решения национального вопроса для Осетии, будет целесообразным. Однако включение объединенной Осетии в состав Грузии и переход в Закавказье ставит под угрозу установившиеся межнациональные взаимоотношения среди национальностей Северного Кавказа и может явиться брешью в недавно организованном Пивнкраи, основанный на задачах примирения трех антагонистических слоев - горцев, иногородцы с казаками. Это может быть прецедентом к превращению в республику Чечни, Кабарды и проч., Что может нарушить трудно установившееся равновесие между ними. Надо дать себе полный отчет идти или до полного отделения от казачьей и вообще русской части Северного Кавказа путями: 1) передача их в состав Закавказья, или 2) путем создания Федерации Северо-Кавказских Горских республик, в результате чего Пивнкрай должен превратиться в Югросии. Этим Северо-Кавказские горцы выходят из состава РСФСР или продолжают линию, взятую с самого начала советизации Северного Кавказа, объединяющая горцев с казаками.
Эти возможные пути нам были известны, когда мы организовывали Пивнкрай в нынешнем составе, исходя из того, что не может быть прочности советской власти без примирения горцев с казаками, причем включение объединенной Осетии в состав РСФСР, а не Грузии считаем политически нецелесообразным, имея виду внутреннее равновесие Грузии. Причем после объединения Осетии город Владикавказ остается в прежнем своем положении, то есть вольным городом в составе РСФСР, является лишь резиденцией как Осетии, так и Ингушетии, но не входят в состав этих автономных областей. Мы не говорим о тех трудностях и бесконечных конфликтах, которые неизбежно будут иметь место между Осетией и ее северо-кавказскими соседями, разрешение которых станет труднее. Спешка в вопросе о выделении Осетии считаем нецелесообразной. [10]
"

Кроме того, позицию Анастаса Миконяна фактически разделил и член Президиума ЦИК Закавказья Амаяк Назаретян, по заявлению которого, поскольку между Северной и Южной Осетией не было связывает дороги, то такое объединение было бы фиктивным и не дало бы положительного результата. [11 ]

С 1989 года Южная Осетия взяла курс на независимость от Грузии. В конце 1989 года грузинские власти ввели в Цхинвали подразделения МВД Грузии. Осетины, в свою очередь, создали собственные вооруженные структуры - национальную гвардию. Между грузинскими и осетинскими формированиями развернулись боевые действия. Появились никем не контролируемые вооруженные группы. Национальная гвардия и вооруженные группы - т.н. российские "добровольцы" были созданы силовыми структурами России. [ ]


1.1. Этнический конфликт с Грузией

Советский Союз в последние годы своего существования испытывал значительный поезд союзных республик к независимости и самостоятельности. Чтобы противодействовать этим тенденциям, коммунистический центр поощрял контролируемое провозглашения независимости национальных автономий внутри союзных республик, чтобы такой рычаг давления на республики.

Карта Южной Осетии

10 ноября 1989 совет народных депутатов Юго-Осетинской автономной области Грузинской ССР принял решение о ее преобразовании в автономную республику. Верховный Совет Грузинской ССР признал это решение неконституционным, после чего в конце ноября при непосредственной помощи высших должностных лиц республики более 15 тыс. грузин пыталось прибыть в Цхинвали, чтобы провести там митинг. В результате столкновений между участниками акции, осетинами и советской милицией на пути в город минимум шесть человек погибли, 27 получили огнестрельные ранения и 140 госпитализировано.

20 сентября 1990 года Совет народных депутатов Юго-Осетинской автономной области принял Декларацию, провозгласившую создание независимой Республики Южная Осетия". Руководство Грузии не признало эту республику. Во время пребывания у власти в Грузии Звиада Гамсахурдиа в 1990-1991 годах Тбилиси решительно стал на защиту целостности Грузии в ее границах, активизировав одновременно попытки решения "осетинской проблемы" силовым путем и взявшись к боевым действиям. 11 декабря 1990 Верховная Рада Грузии отменила Юго-Осетинскую автономную область и принял закон "О чрезвычайном положении". Результатом вооруженного вторжения, начавшегося 6 января 1991 введением в Цхинвали в рамках операции войск МВД Грузии и добровольцев, стала эскалация конфликта. Несколько десятков тысяч стали беженцами - в Грузию и Северной Осетии, что создало серьезные социально-экономические проблемы. Военные столкновения между Грузией и Южной Осетией продолжались в 1991-1992 годах, привели к многочисленным жертвам среди обоих участников конфликта, значительную часть которых составляли мирные жители.

В январе 1992 года в Южной Осетии состоялся референдум по вопросу "о государственной независимости", результаты которого показали, что большая часть южноосетинского населения поддерживает идею независимости. Фактическое замораживание конфликта между Грузией и Южной Осетией произошло после подписания 14 июня 1992 уже новым грузинским руководством Дагомысских соглашений. Введение в зону конфликта смешанных российско-грузино-осетинских миротворческих сил в июле 1992 года в то время успокоило ситуацию. Важнейшую роль при этом сыграла и созданная в результате Дагомысских соглашений Смешанная контрольная комиссия по урегулированию грузино-осетинского конфликта. Россия обеспечивала поддержку Южно Осетии и одновременно стала посредником в переговорном процессе по урегулированию грузино-осетинского конфликта, который проходит с участием ОБСЕ и выступает за "мирное решение конфликта между Грузией и Осетией", имея в виду сохранение статус-кво.

В непризнанной Республике Южная Осетия действует своя конституция, двухпалатный парламент, в 1996 году введена должность президента. 10 ноября 1996 в Южной Осетии состоялись первые президентские выборы. Президентом был избран Людвиг Чибирова. 18 ноября и 6 декабря 2001 года состоялось очередные президентские выборы. Президентом избран Эдуард Кокойты (Кокоев). Активно выступает за присоединение Южной Осетии к России как ассоциированный член. "Мы никогда не были так близки к интеграции с Россией, как сейчас. Никто не заставит ни меня, ни мой народ свернуть с избранного пути" (Э. Кокойты, 19.05.2004). В республике действует российский рубль, официальное делопроизводство ведется на русском языке. Около половины населения - российские граждане. Осетины и другие этнические группы получали по инициативе Москвы российские паспорта, чтобы в свою очередь получать российские денежные выплаты: пенсии, пособия и т.п..


1.2. Война 2008 года

2. Население

За переписом 1926 року на території Південно-Осетинської автономної області проживало 87.375 осіб. Найбільшими національностями були осетини 60.351 (69,1%) та грузини 23.538 (26,9%). Проживали також євреї (1.739), вірмени (1.374), росіяни (157). У найбільшому місті АО - Цхінвалі проживало 5.818 осіб. Найчисельнішими національностями були грузини - 1.920 осіб (33,0%) та євреї - 1.739 (30,4%). Також проживали осетини - 1.152 осіб (19,8%), вірмени 827 (14,2%), росіяни 114 (2,0%).

Населення Південної Осетії в останні роки існування СРСР становило близько 70 тисяч осіб і складалося з осетин, грузин і деяких інших етнічних груп, при цьому осетинські і грузинські населені пункти перемішані один з одним. Багато осетинських сімей покинули регіон в результаті збройного конфлікту початку 1990-х років, знайшовши притулок на російській території, в основному в Північній Осетії-Аланії. За підтримки Російської Федерації більшості осетинам роздано російські паспорти, скориставшись яким працездатне населення в основному виїхало на заробітки у великі російські міста.

Національний склад населення Південно-Осетинської АО за даними перепису 1989 року [12]
Осетины Грузины Русские Армяне Евреи Всего
65.233 28.544 2.128 984 396 98.527
66,2% 29,0% 2,2% 1,0% 0,4% 100%

Після збройного конфлікту 2008 року, за підрахунками експертів, в регіоні проживає близько 30 тисяч чоловік: 17 тисяч з них в столиці республіки Цхінвалі [13]. В ході військових дій в серпні 2008 року з Південної Осетії втекли близько 20 тисяч етнічних грузин, зараз в республіці живуть всього 2500 грузин.


3. Управління з Росії

Станом на початок Російсько-Грузинського військового конфлікту країною керували переважно вихідці і громадяни Російської Федерації. Це такі особи як колишній службовець КГБ Анатолій Баранов, раніше очолював ФСБ Мордовії, начальник МВС Міхаіл Міндзаєв - апарат МВС Північної Осетії, міністр оборони Васілій Лунєв був військовим комісаром російського міста Перм, а секретар Ради Безпеки Анатолій Баранкевич - в минулому заступник військового комісара Ставропольського краю.

25 августа 2008 Державна Дума і Рада Федерації, палати російського парламенту, звернулися до президента з пропозицією підтримати незалежність сепаратистських регіонів Грузії. Наступного дня, 26 августа Росія визнала незалежність Південної Осетії та Абхазії, відповідний указ видав президент Дмитро Медведєв. Цей акт, фактичне визнання виділення частини визнаної держави як окремої держави, отримав широке засудження в світі, призвів до загострення обстановки в регіоні, спонукав до перегляду ставлення до Росії.

Під час грузинсько-російської війни уряд Південної Осетії втратив дієздатність, так що Е.Кокойти був змушений розпустити його. Новий уряд для республіки формував міністр регіонального розвитку РФ і колишній представник у Південному федеральному окрузі Дмитро Козак. Для реконструкції Рокського тунелю і відновлення території Росія вклала біля 50 млрд рублів [14]. Для порівняння, ця сума перевищує бюджети 61 з 86 російських регіонів.


3.1. Російське військо

8 апреля 2010 в Москве был подписан договор об объединенной российской военной базе в самопровозглашенной Южной Осетии. [15] Как заявил российский министр обороны Анатолий Сердюков на переговорах с главой оборонного ведомства Южной Осетии Юрием Танаевым, Россия берет на себя полную ответственность за защиту самопровозглашенной республики.

Соглашение о военной базе рассчитана на 49 лет, предусматривается его автоматическое продление на 15-ти летние периоды.

В Южной Осетии размещены около 5 тысяч российских военных - это примерно одна шестая часть от всего населения. В то же время Южная Осетия сокращает собственные вооруженные силы: количество военных до 2013 будет уменьшено с 3 тысяч до 200 человек.

Российские военные базы расположены в Цхинвали, Джаве, Канчавети, Курта. Идет строительство дополнительной базы около села Синагури. База Ахалгори доказывает приоритет военных интересов России над нуждами самой Южной Осетии. Расположена в районе российская база находится всего в 50 километрах от Тбилиси и представляет большую стратегическую ценность для России.

900 русских пограничников несут службу по охране границы Южной Осетии с Грузией вместо осетинских военнослужащих.

Россия собирается потратить 35 миллиардов рублей на возобновление строительства Транскаму и реконструкцию Рокского тоннеля. Объявлен тендер на строительство аэродромов для вертолетов в Джаве и Ахалгори. Обсуждается план по строительству новой дороги между Южной и Северной Осетией через Мамисонский перевал. [16]


4. Экономическое положение

Международная неправительственная организация International Crisis Group опубликовала доклад "Бремя признания" о положении Южной Осетии после оказания помощи со стороны России. [16] С августа 2008 по май 2010 года Россия выделила на восстановление экономики Южной Осетии 26000000000 рублей (или 840 миллионов долларов, что составляет по 28 тысяч долларов на каждого жителя). Несмотря на столь значительную безвозмездную российскую помощь, восстановительные работы в Южной Осетии движутся очень медленно. Тем не менее Россия обещает выделить в 2010 году дополнительные 5,7 миллиарда рублей на восстановление инфраструктуры.

Сельское хозяйство Южной Осетии находится в затруднительном положении. Экспорт фруктов в Россию невыгоден из-за высоких таможенных пошлин. Местные фермеры также не имеют возможности снабжать продуктами служащих в Южной Осетии российских военнослужащих, так Минобороны предпочитает крупным поставщикам. Единственной сферой, которая активно развивается, является ресторанный бизнес - в республике постоянно открываются новые частные кафе, которые обслуживают российских военных и строителей.

Крупнейшие промышленные государственные предприятия - завод по производству минеральной воды "Багиата" и завод "Вибромашина" - работают только на пятую часть своей мощности. До военного конфликта многие жители жили за счет нелегального трансфера товаров из Грузии в Россию и обратно. Теперь 90% товаров в Южной Осетии импортировано из России, цены на них в два раза выше, чем на юге РФ.

В то же время в республике наблюдается рост зарплат. Например, учитель получает в 2,5 раза больше, чем до войны. Зарплата сотрудников правоохранительных органов оставляет от 250 до 400 долларов. В связи с восстановительными работами появились новые рабочие места - в основном для неквалифицированных рабочих.

В Южной Осетии работают два государственных банка. Валютой является российский рубль, власти не планируют переходить на собственную валюту. Работа почты в республике не восстановлена. Общественный интернет доступен только в одном интернет-кафе. Транспортная система находится в упадке.

Лечиться жители предпочитают за пределами республики. В то же время на территории России бесплатную медицинскую помощь могут получить только те граждане, у которых есть внутренний российский паспорт.

В 2010 году аттестаты о среднем школьном образовании получили всего 430 детей.

Контроль за цхинвальской администрацией осуществляют высшие российские правительственные чиновники [17]. Власти республики не нравятся попытки Кремля контролировать финансовые потоки, поступающие из России. Так, в республике кампания против назначенного Москвой премьер-министра Вадима Бровцева. Как признавался Эдуард Кокойты, он сам попросил руководство РФ прислать главу правительства, чтобы контроль над средствами были прозрачнее. Однако после того, как Бровцев произвел административную реформу и уменьшил количество чиновников в республике, его действия вызвали недовольство властей. Весной 2010 года в местных СМИ началась настоящая травля премьера и его команды. В конце апреля в парламенте республики начался сбор подписей за отставку премьера. Позже выносить вотум недоверия правительству передумали, однако было решено создать парламентскую комиссию по расследованию деятельности правительства.

Аналитики говорят [16], что Россия стала заложницей провального геополитического и психополитичного проекта, который обойдется Москве очень дорого. Но несмотря на неэффективность использования российских денег, Москва будет продолжать финансировать регион. Россия опасается, что нестабильность в Южной Осетии может спровоцировать волнения на Северном Кавказе.


5. Сноски

  1. Статья 4 Конституции
  2. До сих Южная Осетия является частично признанным государством. 26 августа 2008 года независимость Южной Осетии первой в мире признала Россия. Впоследствии то же самое сделали Никарагуа, Венесуэла и Науру. С точки зрения Грузии Южная Осетия является оккупированной территорией.
  3. Указ Президента Российской Федерации от 26.08.2008 № 1260.
  4. Венесуэла признала независимость Южной Осетии и Абхазии / / ТСН
  5. Никарагуа признала независимость Южной Осетии и Абхазии / / NEWSru.ua :: Мир
  6. Кокойты подтвердил, что Республика Науру признала независимость Южной Осетии / / Новости
  7. Бобрович В. Погрешность сценария / / Украина молодая. - 2012, 14 марта. - С. 7.
  8. ЦГАОР Груз. ССР, ф. 284, оп. 1, д. 170, Л.3
  9. Киладзе С. Привычка лгать. Часть III. "Объединение двух Осетий" - невоплотимая мечта
  10. Хамчиев С. Аннексия осетинами грузинских, кабардинских, казачьи, Ингушский, чеченский земель
  11. Киладзе С. Привычка лгать. Часть III. "Объединение двух Осетий" - невоплотимая мечта
  12. http://www.ethno-kavkaz.narod.ru/rnsossetia.html Население Юго-Осетинской АО за переписомы
  13. Доклад о положении в Южной Осетии: Россия выделила на каждого жителя 28 тысяч долларов
  14. Ведомости: С региона по нитке
  15. В Москве подписали договор об объединенной российской военной базе в самопровозглашенной Южной Осетии
  16. а б в South Ossetia: The Burden of Recognition - International Crisis Group
  17. Заместитель Путина прибыли проверять, как Южная Осетия тратить российские деньги

Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам