Языкознание

Языкознание (лингвистика) - наука о язык во всей сложности ее проявления [1]; естественную человеческую речь вообще и обо всех языках мира как индивидуальных его представителей [2].

Языкознание - это гуманитарная наука. Она является разделом культурологии (наряду с искусствоведением и литературоведением) и филологии (наряду с литературоведением), а также отраслью семиотики - науки о знаках [3].

Как отдельная дисциплина языкознание оформилась в середине 19 века. Языкознание - наука о языке вообще и отдельные языки мира как ее индивидуальные представители.


1. Предмет языкознания

Лингвистика изучает не только существующие (существовавшие или возможные в будущем) языка, но и человеческую речь вообще. Язык не дана лингвисту в прямом наблюдении; непосредственно наблюдаются лишь факты языка, или языковые явления, то есть речевые акты носителей живого языка вместе с их результатами (текстами) или языковой материал (ограниченное число письменных текстов на мертвой языке, которым уже никто не пользуется как основным средством общения).

1.1. Предмет и объект изучения

Будучи гуманитарной наукой, лингвистика не всегда отделяет субъект познания (т.е. психику лингвиста) от объекта познания (то есть от изучаемого), особенно если лингвист изучает свой родной язык. Лингвистами часто становятся люди, сочетающие тонкую языковую интуицию (чутье) ​​с заостренной языковой рефлексией (способностью задумываться над своим речевым чутьем). Опора на рефлексию для получения языковых данных называется интроспективной.


2. Разделы

Языкознание
Языки мира
Теоретическая лингвистика
Фонетика
Фонология
Грамматика
Морфология
Синтаксис
Лексикология
Семантика
Лексическая семантика
Статистическая семантика
Структурная семантика
Прототипична семантика
Прагматика
Прикладная лингвистика
Усвоение языка
Психолингвистика
Социолингвистика
Антропологическая лингвистика
Генеративная лингвистика
Типология
Математическая (компьютерная) лингвистика
Дескриптивная (синхронический) лингвистика
Историческая лингвистика
Сравнительная лингвистика
Этимология
Стилистика
Приписова лингвистика
Корпусная лингвистика
Переводоведение
История лингвистики
Список лингвистов
Нерешенные проблемы

Разделы и области лингвистики):

  • Теоретическая лингвистика
    • Фонетика - изучает звуковой состав языка.
      • Фонология - изучает структуру звукового состава языка (речевые единицы и средства) и их функционирование в языковой системе.
    • Грамматика - изучает строение языка.
      • Морфология - изучает явления, характеризующие грамматическую природу слова как грамматической единицы языка.
      • Синтаксис - изучает словосочетания и предложения, их строение, типы и объединения в надфразна единицы.
    • Лексикология - изучает лексику (словарный состав языка)
    • Семантика - изучает слов и их составных частей, словосочетаний и фразеологизмов.
    • Лексическая семантика - наука о значении слов.
    • Статистическая семантика
      • Структурная семантика
      • Прототипична семантика
    • Прагматика - раздел семиотики, освещающий отношения между участниками коммуникации, адресантом и адресатом, говорящим и слушателем.
  • Прикладная лингвистика - изучает применение языковедческой теории на практике.
    • Усвоение языка
    • Психолингвистика - изучает процессы речевой деятельности, восприятия и создания языка, намерения говорящего в процессе совершения речевого акта.
    • Социолингвистика - изучает комплекс вопросов, связанных с общественной природой языка, его общественными функциями, механизмом воздействия социальных факторов на язык и ролью, которую играет язык в жизни общества.
    • Антропологическая лингвистика
    • Коммуникативная лингвистика
    • Генеративная лингвистика
    • Типология - функционирования языка рассматривает как разновидность когнитивной, т.е. познавательной, деятельности, а когнитивные механизмы и структуры сознания исследует через языковые явления.
    • Математическая (компьютерная) лингвистика - ставит своей целью использование математических моделей для описания естественных языков.
    • Дескриптивная (синхронический) лингвистика - описательная лингвистика.
    • Историческая лингвистика
    • Сравнительная лингвистика - комплекс лингвистических дисциплин, которые используют сопоставления, сравнения.
    • Стилистика - изучает стиль во всех языковедческих значениях этого термина (индивидуальная манера исполнения речевых актов, функциональный стиль речи, стиль речи и т.д.)
      • Приписова лингвистика
    • Корпусная лингвистика - занимается созданием, обработкой и использованием корпусов.
  • История лингвистики
  • Конкретная (изучает отдельные языки или группы языков) и общая лингвистика (изучает все языки мир)
  • Нерешенные проблемы

3. История лингвистики и основные лингвистические концепции

3.1. Древний мир

Первые языковедческие концепции возникли примерно в 5 веке до нашей эры в древних странах: Индии, Греции, Риме, Китае. Свое языковедческих учение также развили арабы.

В общем, речь рассматривалась в трех аспектах:

  • общекультурном
  • загальнофилологичному (Древняя Индия)
  • общефилософскую (Древнегреческая филологическая школа)

В Древней Индии языкознание использовалось главным образом для анализа и описания древних гимнов ("Веды"), написанные санскритом, который в то время подавляющее большинство людей не понимала. Индийские языковеды впервые предприняли попытку классифицировать звуки по физиологическим принципом, открыли морфологический закон словоформы как структуры, разработали теоретические проблемы лексико-морфологического принципа классификации слов на части речи, выделив имена и глаголы, а также многое другое. Самым известным представителем индийской филологической школы считают Панини, жившего в 4 веке до н. е.

Древнегреческое языкознание в первом периода (V-III века до н. Э) можно характеризовать по принципам рассмотрения языковых явлений как общефилософские, а во втором (III век до н. Н.э. - IV века н. Н.э.) как последовательно языковедческих. Существовало две языковедческие школы "фюсей" (по природе) и "Тесс" (по условию), между которыми велись различные дискуссии языка. Во втором периоде (III век до н. Н.э. - IV века н. Н.э.) наибольшего развития достигла Александрийская школа. Выдающимся ее представителем был Аристарх. В общем, в древнегреческой лингвистике были развиты следующие разделы: фонетика, морфология, синтаксис и стилистика. Большинство языковедов утверждают, что фундамент современной лингвистики были заложены именно в Древней Греции.

Древнегреческое языковедческих учения продолжали развивать римские ученые. Они дополнили классические разделы греческого языкознания - фонетики, морфологии, синтаксиса - данными с латинского языка. Грамматические термины античной Греции дошли до нас трансформированными на латинский образец через труда Доната "Грамматика" (4 век) и Присциана "Грамматическое учение" (6 век).

Арабский филологическая школа многое позаимствовала от древнеиндийского, однако меньше уделяла внимания грамматике и фонетике, но больше лексикологии. Большой вклад в языковедческую науку сделала лексикографическая работа Махмуда аль Кашгаре "Диван турецких языков" (11 век) - многоязычный словарь ближневосточных языков.

В Древнем Китае причина возникновения и развития языкознания была примерно такой же, как и в Индии - потребность толкования древних текстов. Китайский лингвистами рассматривалась как продукт природы. Нач. 13 века китайские языковеды стремились исследовать конкретные теоретические вопросы в областях: текстология, иероглифика, фонетика и диалектология. Также в это время велась активная лексикографическая работа. Было заключено словари рифм, диалектических синонимов, энциклопедические словари, этимологические и т.д..


3.2. 13-18 века

В средние развивались две основные лингвистические школы: латинский и арабо-еврейская.

Поскольку латинский язык стал языком образования, религии и науки в Европе, на основе древней лексикографической традиции с 13 века начали заключать различные грамматики и словари. В период средневековья и Возрождение, как и в древнегреческой науке, речь была проблемой обсуждения в философских и филологических работах.

С 16 века европейская цивилизация начинает открывать для себя новые народы и языки, обусловливает необходимость заключения новых словарей и грамматик. Во многих странах проводится большая лексикографическая работа ( Испания, Франция, Англия, Московия).

В 1660 году было заключено грамматику Пор-Рояля, что большое влияние на дальнейшее развитие языкознания и стала весьма популярной в Европе. Она базировалась на декартовский философии, согласно которой основными принципами построения грамматики должны быть:

  • логичность (рациональность)
  • универсальность (т.е. должна быть общей для всех языков).

3.3. начало 19 века

В первой четверти 19 века развилось особенно сравнительно-историческое языкознание. Главным благодаря элементам сопоставление языковых фактов и историзма предыдущих веков, которые имели место в описательных грамматиках, отдельных исследованиях и лексикографических трудах филологов как древнего мира, так и более поздних времен до начала XIX века.

В эти времена был создан ряд трудов: в Германии Франца Боппа (1791-1867) "О системе спряжения санскритского языка в сравнении с таковой греческого, латинского, персидского и германской языков" (1816) и Якоба Гримма (1785-1863) "Немецкая грамматика" (1819); в Дании - труд Расмуса Кристиана Раска (1787-1832) "Исследования в области давньопивничнои языка или происхождения исландской языка" (1818) и в России - работа Александра Востокова (1781-1864) "Разведка о славянском языке" (1820).


3.4. Вильгельм Гумбольдт

В. Гумбольдт является основателем общего языкознания и его теоретических основ. Своих последователей его учение нашло в так называемом неогумбольдтианстви.

Свои языковедческие идеи ученый формулировал в трудах: "О возникновении грамматических форм и их влияние на развитие идей" (1822), "О двойственное" (1827), "О буквенное письмо и его связь со строением языка" (1824), " о сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития "(1843)," О связи письма с языком "(1836)," О языке кави на острове Ява "(1836-1839).

Для теоретической лингвистики особое значение имеет трехтомный труд "О сравнительное изучение языков применительно к различным эпохам их развития", в частности первый том ее, имеющим особое название "О различии строения человеческого языка и о влиянии этого различия на умственное развитие человеческого рода".

По мнению Гумбольдта, прямым объектом теоретического языкознания является язык как целостная структура, ее происхождение, перспективы развития, отношение к возникновению человека, в ее эволюции. В. Гумбольдт последовательно различал в языке язык и речи, но не видел разницы между звуком и буквой. Под языком он понимал совокупность всего, что говорится. Также, ученый утверждает, что реальным основанием для определения начала различия языков есть дух народа и язык является непрерывной деятельностью духа.


3.5. Фердинанд де Сосюр

Фердинанд де Сосюр

Творчество лингвиста состоит из нескольких статей и одной монографии "Курс общей лингвистики", опубликованной через три года после смерти автора (1916 года). "Курс общей лингвистики" опубликовали ученики Сосюра, которые отредактировали и благоустроили свои записи лекций языковеда.

На основе учения Сосюра развилось много лингвистических школ, в частности женевская.


3.6. Сравнительно-историческое языкознание

3.6.1. Биологический направление

Сравнительно-историческое языкознание, с каждым десятилетием укрепляя свои позиции, розгалужувалось, в зависимости от принципов и способов объяснения объектов, на отдельные направления и школы. Существовали натуралистический, молодограматичний, логический и психологический направления.

Основателем биологического метода является немецкий лингвист А. Шлейхер.


Понимание языка как природного организма в лингвистической концепции Шлейхера. Натуралистическая теория Ш. о языке как природный организм. Шлейхер рассматривает язык как природный организм. "Языки, эти образованные из звуковой материи природные организмы, к тому же высокие из всех, проявляют свои свойства природного организма не только в том, что все они классифицируются на роды, виды, подвиды и т.д., но и в том, что их рост происходит по определенным законам "(39, 95, ч. I). Языки возникли естественным путем, независимо от человеческой воли. Воля человека бессильна изменить что-либо в языке, как не может она изменить и строения человеческого организма, поэтому законы языка объективные и внешние отношении человека, как и законы природы. Шлейхер подчеркивает, что законы, установленные Дарвином для видов животных и растений, в главных своих чертах применяются и к организмам языков. Именно эти общие закономерности родного языка с другими порождениями природы, делают языка природными организмами. То есть это не биологическая трактовка языка а как неразрывную связь языка и мышления. Язык как выражение мышления посредством артикулированных звуков, язык - это звуковое выражение мысли, речь выражения мыслей через слова-это единственная и исключительная признак человека. Создание языка равноценно развития мозга и органов речи. Пытался развить материалистическую теорию языка, основанную на объективных методах изучения фактов, но! Не понимание общественной сущности языка и историко - матереалистичних закономерностей ее развития (противовес Гегелю). Организм как структура, возникшая естественным путем, развивающейся внутреннюю организацию.

Почему и в каком трактовка Шлейхер применяет термин морфология? Свое внимание в долидженни характера языковых форм. Главное форма, связанная с понятием слова, где достигается синтез значение и отношение (грамматична функция). Учение о языковых типах Шлейхер 'называл морфологией, позаимствовав этот термин из естествознания, где он обозначал науку о строении и формообразовании растений. Морфология языков должна, по Шлейхер, изучать морфологические типы языков, их происхождение и взаимные отношения.

Концепция лингвистики как науки в понимании Шлейхера. От концепция что речь природный организм. до разграничения языкознания и филологии. Языкознание, изучающей язык как естественное формирование, составляет часть естественной истории человека. Языковед в Шлейхера выступает в роли естествоиспытателя, который относится к языкам так же, как ботаник растения: эстетическая и практическая оценки растения для ботаника безразличны, он должен изучить только законы строения и развития растительных организмов. Филология же имеет дело с историей, которая начинается там, где оказывается свободная воля человека. Объект филологии - созданные людьми литературные тексты, письменные памятники. Она находит материал только там, где есть литература, поэтому не может, например, существовать филология в неграмотных американских индейцев. И, наоборот, для языкознания языки и диалекты бесписьменных народов вызывают огромный интерес. Филологический анализ и комментарий текстов, по мнению Шлейхера, склонен к субъективизму исследователя. Вместе с тем есть области, где филология и языкознание смыкаются, например, синтаксис. В нем господствуют объективные законы, а с другой стороны, определенную роль играют и субъективные обстоятельства, такие, как воля людей.

Теория двух периодов языковой эволюции в концепции Шлейхера. Становления языковых структур, достижения ими формальной завершенности, происходит в доисторический период, в исторический период использует их в готовом виде; в истор.период, языковые структуры могут лишь распадаться, разрушать. Морфологический тип (класс) языка определяется строением слова, которое может выражать значение (?корень?) и отношение ("суффикс"). состоящий ? ся из двух периодов: доисторического и исторического (этот тезис ученый позаимствовал у Гегеля). В доисторическом пе ? период речь развивается от простого к сложному, обога ? слышится новыми формами (здесь Шлейхер происходит по Гумба ? льдтом, который утверждал, что все высшие формы языка вы ? исчезали из простых: агглютинативные из изолирующих, а флективные с агглютинативных). В историческом периоде происходит регресс, распад языка (звуки "изнашиваются", исчезает богатство форм, прослеживается тенденция к упрощению). Это период старения и постепенного умирания языка. Этим утверждением Шлейхер отрицает Гумба ? льдту, который считал, что язык постоянно вдосконалюеть ? ся. Он, как и романтики, утверждал, что морфологически сложные древние классические языки (санскрит, древнегреческий, латинский) были совершенными. Эта концепция основана на материале индоевропейских языков, которые менялись от синтетизма к аналитизму.

Историко-генетический направление концепции Шлейхера. Историко-генетический направление концепции Шлейхера. натурализм как философия языка сформулирован в трудах нем мовозн-я Августа Шлейхера (1821-1868). С его именем связано не только оформление индоевропеистики в особую науку, но и применение естественнонаучному метода в исследованиях мови.Ш вместе с мо-ом изучал философию и ботанику, что наложило известный отпечаток и на его погляди.З именем Ш связан второй период развития сравнительно-исторического языкознания. В своем "компендиуме" Шлейхер уточняет и совершенствует исследовательские приемы, расширяется научная проблематика компаративистики. Шлейхер создает теорию родословного дерева, в которой главную роль играет понятие праязыка или языка предков С праязыка выходят языка, образующих языка, которые образуют языковой ряд, или языковой дерево делится на языковые семьи, или языковые ветви. Теория А. Шлейхера оказала огромное влияние на развитие сравнительно-исторического языкознания, его отголоски ощущаются в ряде современных исследований. Один из весомых результатов компаративистики является создание генеалогической классификации языков мира. Современное сравнительно-историческое языкознание и его последние достижения в значительной степени характеризуются открытием новых языковых материалов, расширением предмета и методов дослидження.Идея Ш о восстановлении праязыка не реальная, но именно реконструкция стала основным ядром сравнительной грамматики. Теория родословного дерева.Спочатку праязык стала членуватися на диалектные зоны, стали выделяться как самостоятельные языки. Расчленение праязыка Щлейхер воплотил в родословном дереве.

Основы лингвистического наследия Шлейхера. профессор Йенского университета. Основными трудами Шлейхера является "Языки Европы в систематическом осмотров ? ди" (1850), "Морфология церковнославянского языка" (1852), "О морфологию языка" (1859), "Учебник ли ? товськои языка" с хрестоматией и словарем (1856 - 1857), "Сравнительно-исторические исследования" (1848), "Немецкий язык" (1860), "Компендиум сравнительной грамматики индоевропейских языков" (1861). Впервые требование учесть звуковых закономырностей при речевом сравнении - создан метод сравнительно-исторического исследования. Попытался реконструировать индоевропейскую праязык как систему форм. Впервые установил разницу между генетическим родством языков и типологической сходством. Создал теорию "родового дерева" учитывая географическое положение и теорию языковых контактов. Четко сформулировал понятие праиндоевропейского языка (санскрит). Изучение живой народной речи, полевая лингвистическая работа. "Естественно-научный" принцип подхода к фактам языка и теория двух периодов речевого развития.

Задачи лингвистики по теории Шлейхера. Изучение строения языка, влияние различных типов морфологических структур, изучение в синхронном и диахронном планах. Задача филологии - использование языка, филология относящихся к истории, функционирования языка в обществе.

С какой целью и в какой теории Шлейхер использует понятие морфологический тип языка Как и Гумбольдт, Шлейхер считал, что изучение языковой формы и типологическая и генеалогическая систематика языков составляют основное содержание лингвистики ("глоттики"), которая изучает происхождение и дальнейшее развитие этих форм языка. Морфологическая классификация языков. Учение о языковых типах Шлейхер 'называл морфологией, позаимствовав этот термин из естествознания, где он обозначал науку о строении и формообразовании растений. Морфология языков должна, по Шлейх-ру, изучать морфологические типы языков, их происхождение и взаимные отношения. Морфологический тип (класс) языка определяется строением слова, которое может выражать значение (?корень?) и отношение ("суффикс"). Допускаются три типа комбинаций значения и отношения: изолирующие языки имеют только значения (корни); агглютинирующие языка выражают значение и отношение (корни и приставки) флективные языка образуют в слове единицу, которая имеет и значение отношения. Полисинтетические языки, выделенные Гумбольдтом, Шлейхер рассматривал как вариант агглютинирующих формы языка. Морфологические типы языка, по мнению Шлейхера, есть проявление трех ступеней (стадий) развития: односложный класс представляет древнейшую форму, начало развития; агглютинирующих - это средняя степень развития; флектирующие языка как последняя ступень заключают в себе в сжатом виде элементы двух предыдущих ступеней развития.


3.6.2. Психологическое направление

Основателем психологического направления был Г. Штайнталь. Впоследствии идеи этого направления развили украинский ученый А. А. Потебня и немецкий ученый В. Вундт.

Теоретические основы языковедческих взглядов Г. Штайнталя формировались под значительным влиянием философии языка В. Гумбольдта и, главным образом, психологической концепции Иоганна-Фридриха Гербарта. Лингвистическая деятельность Г. Штайнталя была направлена ​​против логической грамматики (выразительным представителем которой был К. Беккер) и натурализма в языковедческих взглядах А. Шлейхера. Свои психолого-лингвистические идеи Г. Штайнталь изложил в таких работах: "Произведения В. Гумбольдта по философии языка" (1848), "Введение в психологию и языкознание" (изд. 2, 1881), "Грамматика, логика и психология, их принципы и взаимоотношения "(1855)," Классификация языков как развитие языковой идеи "(1850) и др..

Потебня Александр Афанасьевич

Александру Потебни (1835-1891), сторонником психологического метода, принадлежит первенство в сочетании сравнительного метода с историческим. К нему сравнительно-исторический метод языкознания ограничивался исследованием преимущественно фонетики и морфологии. А. А. Потебня впервые в истории лингвистических учений, объединив эти методы в один, применил его в изучении синтаксиса языка. Он является основателем Харьковской лингвистической школы.

В. Вундт рассматривал язык, ее явления с точки зрения психической деятельности не отдельной личности, а всего народа. Народно-психологическое объяснение лексико-семантических изменений, словообразования, форм слов, сочетания слов в высказываниях и вывод из этих объяснений психологических законов обусловлено стремлением В. Вундта, как и Г. Штайнталя, создать новую отрасль науки - этническую психологию.


3.6.3. Московская школа

Основателем Московской школы был Филипп Федорович Фортунатов ( 1848 - 1914).

По убеждению представителей Московской школы, общее языкознание избирает объектом своего исследования не отдельную язык или группу языков, а вообще речь человека, историю языка. А историческое изучение человеческой речи предусматривает сравнительное исследование отдельных языков. Московская школа впервые в языковедческой литературе четко сформулировала мысль о языке как совокупность знаков, которые существуют для мышления, для выражения мысли в речи, а также чувств.

Учение Московской школы больше повлияло на современное украинское языкознание.


3.6.4. Казанская школа

Казанская школа берет свое начало с конца 19 века. Казанские языковеды сгруппировались сначала с целью ознакомления с теориями, идеями, которые возникали во время, когда языковеды разных европейских школ опровергали универсальность законов звуковых изменений, открытых молодограматикамы немецкой школы.

Бодуэн де Куртенэ

Организатором Казанской лингвистической школы был российский и польский ученый-славист И. А. Бодуэн де Куртенэ ( 1845 - 1929). К выдающихся представителей этой школы принадлежат два языковеды - М. В. Крушевский (1851-1887) и В. А. Богородицкий (1857-1941).


3.6.5. Молодограматизм

Молодограматизм как направление сравнительно-исторического языкознания возник в середине 70-х годов XIX века.

Принципы и теоретические основы этого направления определены в трудах К. Бругмана ("Введение" к "Морфологических исследований в области индоевропейских языков", написанный в соавторстве с Г. Остгофом 1878 г.), Г. Пауля ("Принципы истории языка", 1880) и Б. Дельбрюка ("Введение в изучение языка. Из истории методологии сравнительного языкознания"; 6-е издание вышло в 1919 году).

Молодограматикы начали с того, что выразили свое отношение к сравнительному методу как такого, что не стабильности, а видоизменяется. Они подчеркивали, что на конец 60-х годов он претерпел существенные изменения. Заметную роль при этом сыграла работа немецкого филолога В. Шерера "К истории немецкого языка" (1868). Они выразили свое несогласие с тем, что предыдущие поколения исследователей языкознания уделили все свое внимание исследованию языка только индоевропейской семьи, но совсем не занимались изучением ее носителей, не задумывались над жизнью языка, над факторами, обуславливающими развитие человеческой речи и видоизменяя ее материала, вообще речевой деятельности.

Это течение возникло где-то в 70-80 гг 19 в. как реакция на неудовлетворительное состояние компаративистики. Термин "мол-изм" впервые употребил Фридрих Царнке к представителям Лейпцигского кружка. Этот термин употребляют в широком и узком смысле. В узком понимании, молодограматикамы называют представителей лейпцигской школы (Г. Остгофом, Г.Пауль, К.Бругман). В широком смысле - все те, кто поддерживал учение Лейпцигской школы, а это: К.Вернер, П.Фортунато, В.Уитни, М.Бреаль. Программные работы: Г. Остгофом и К.Бругман "Морфологические исследования в области индоевропейских языков". В основе методологии молодограматизму лежало 2 принципа - психологизма и историзма. Молодограматикы рассматривали язык индивид.явища, есть языковые факты толковали в духе индюк. психологизма. Речетворческого процесса и изменения, которые происходили в языке - это следствие того, что существует в индивиде. Общение посредством языка возможно лишь потому, что психическая жизнь людей одинаково. Язык творит индивид, а это значит, что существует столько языков, сколько индивидов. В языке, кроме случайного и нераспространенного существует также много обычного и распространенного. Борьба этих двух стихий обеспечивает развитие языков, приводит языковые изменения. Принцип историзма находит обоснование в книге Г.пауля "Принципы истории языка" ("энциклопедия молодограматизму"). Этот принцип требовал в толковании языковых фактов обращаться к их прошлому. Молодограматикы достигли значительных успехов: улучшили метод.принципы науки о языке; оформили фонетику как сам.науку; были заложены основы експерем.фонетикы; был осознанный механизм звуковых изменений фонетических процессов; требовали изучать живые языки, стремление изучения живых языков обусловило возникновение лингв.географии и диалектологии; создали большое количество ист.граматик, где основными были истор.фонетика и ист.морфология; надежной становится методика поривн.дослиджень. Недостатки молодограматикив: их деятельность ограничивалась разделами фонетики и морфологии и ограниченно изучали лексикологию, семасиология, синтаксис и явления словообразования; не рассматривали язык как систему; не имели достижений в области общей теории языка; специфически истолковывали соотношение индивидуального и коллективного; хотя и призывали изучать живые языки , но изучали их вскользь.


3.7. Структурная лингвистика

Структурная лингвистика возникла и развилась в I половине ХХ века.

На современном этапе развития науки о языке четко выделяется четыре разновидности лингвистического структурализма:

  • Копенгагенская школа (глосематика),
  • дескриптивная (дистрибутивная) школа американского структурализма,
  • Пражская (функциональная школа)
  • Лондонская структуральная школа.

Эти школы, хотя и имеют существенные отличия, характеризуются и общими чертами, а именно:

  1. Все структуральные школы выступили против молодограматизму.
  2. Языковеды всех структуральных школ признавали единственным объектом лингвистики структуру различных уровней языка.
  3. Представители всех направлений структурализма считали, что основной задачей лингвистики является синхронное изучение языков.
  4. Для всех школ свойственна формализация лингвистического анализа.
  5. Почти все, за исключением Пражской школы, разветвления структурализма рассматривают структуру как элемент имманентной системы, т.е. такой системы, существует сама в себе и для себя.

3.8. Этнолингвистика

Основы этнолингвистика были заложены Вильгельмом Гумбольдтом. Теоретически обосновывая сравнительно-исторический метод, он подчеркивал: компаративистика иметь успех только тогда, когда исследовать язык не саму по себе, а одновременно с изучением народного духа. Под значительным влиянием этих мыслей В. Гумбольдта, как и его идеи о языке, что, имея образующую силу, окружает звуковым цепью определенную этническую группу, формируя его мировоззрение, который может быть изменен только тогда, когда заменить этот звуковой цепь другим, то есть, когда изменить язык, возникло два, полностью автономных, направления этнолингвистика - европейский и американский.

Исследователи истории лингвистических учений квалифицируют первый из этих направлений как неогумбольдтианство в науке о языке.


4. Методология языкознания

В лингвистике применяются как общенаучные методы: анализ, синтез, гипотеза, так и собственно языковедческие: синхрония, диахрония; описательный, сравнительно-исторический, сопоставимый и структурный методы.

5. Украинское языкознание

6. Связь языкознания с другими науками

На стыке лингвистики со смежными областями знания возник ряд смежных дисциплин.

К таким дисциплинам относятся следующие:


7. Известные языковеды


Примечания

  1. Определения согласно Г. М. Удовиченко. Общее языкознание. История лингвистических учений. - М., "Высшая школа", 1980, с. 5
  2. определение по Кочерган М. П. Введение в языкознание. - М.: Издательский центр "Академия", 2005, с. 7
  3. Белецкий А. А. О языке и языкознание. - М., "Артек", 1996

См.. также