Игдрассиль

Яйцо - символ зарождения Вселенной, Солнца с его весенним возрождением, жизни и ее бессмертия и воскресения. В мифах многих народов мира именно яйцо является свитотворчим началом.

У многих народов существует понятие мирового или космического яйца, из которого рождается Вселенная. Одна половина яйца становится небом, другая - землей, а желток - солнцем. "Разные народы мира почитали яйцо и имели собственную атрибутику его возвеличивания. Яйцо украшали и в Древнем Египте, Греции, Риме, Древнем Китае. Индейскими племенами вокруг него было создано множество мифов и легенд. Но, пожалуй, ни один из народов не донес до сегодняшнего свои автохтонные графические представления о жизни так выразительно, как украинский "писал Ераст Биняшевський. Образ мирового яйца и птицы присущи Асир-вавилонским, финийським, кельтским мифам.

В индийской космогонии космическое яйцо снесла божественная птица на исконные воды. Из мирового яйца появляется творец всего живого Праджапати, которого позже стали отождествлять с Брахмой.

В славян яйцо было символом солнечного культа, зарождения жизни, символ бога солнца. Обычай встречи весны был связанные с возвращением птиц. Птицы - это вестники весны, пробуждения и возрождения к новой жизни природы. Птицы находясь "в небе", несут людям радость от солнца, а в себе носят яичко - эмблему солнца-жизни, рождение, воскресение. Поэтому наши предки очень их уважали. Существует мнение, что первоначально галунки расписывались на яйцах летучих птиц, таких, как аисты, журавли и гуси, которые на своих крыльях приносили людям солнечное тепло, гнездились у человеческих дворов, высиживали птенцов, которые опять же были способны вынашивать в себе большую жизненную и волшебную силу солнца. До сих пор сохранились в писанкових орнаментах их "крылышки" и "лапки". Далеко позже, наши предки начали расписывать куриные яйца, связывая их с культом Солнца, ведь петух первым извещает о его приходе. Также яйцо занимало важное место в ритуалах плодородия. Отсюда писанка в Пасха является символом плодородия. В древности оно символизировало - добро, радость, счастье, любовь, достаток.

В Древнем Египте оно символизировало потенциальную возможность, семья зарождения, тайну жизни. Если заглянуть в египетской мифологии, то там находим одного из египетских богов, имел прямое отношение к яйцу на имя Пта, или патах, что близко к звучанию украинских Птица. На одном из сохранившихся барельефов, Пта держит в одной руке яйцо, а из подписи, под ним, узнаем, что данное яйцо изображает солнце. Вторая надпись говорит, что Пта катит свое яйцо по небу. По свидетельству Геродота, египтяне верили, что бог Озирис закрыл в яйце 12 белых пирамид, которые должны приносить человечеству счастье и благодать, но брат Озириса и его соперник Тифон, втайне открыл яйцо и закрыл в него около белых еще 12 черных пирамид. Отсюда, счастье в жизни людей переплелось с горем. Священным знаком Озириса является крылатый диск солнца, который имеет вытянутую форму и более подобен яйца, чем к солнцу. Кроме того, очень часто многими египетскими эмблемами есть священный знак птицы, тело которого изображено в виде яйца с крыльями, лапками и головой. Не напоминает ли это нам украинский рождественских птиц, изготовленных из яйца и украшенных бумажными или соломенными крылышками и головкой?

В Китае считали, что первый человек появился из яйца, упавшего с неба в воду, которая покрывала землю. Также в обычаях китайцев есть ритуальное использование крашеных яиц, связанных с петухом, который каждое утро поет гимн Солнцу.

Греческие философы - орфиков имели несколько вариантов космологии и теологии. По одному из них сначала было время, потом появились Земля и пустота. Небо слепило серебряные яйцо, из которого родился Фанет - он же Фанес / свет или любовь - Эрос /, божественный создатель орфиками. В греческой мифологии с образом яйца связан один из поэтических мифов о Леду и Зевса.

В христианской символике яйцо может означать непорочное рождение, жизнь и воскресение. Писанка стала символом радости и веры в Воскресение Иисуса Христа как символа всепрощения.

Писанка - символ вечной жизни

В Украина к культу плодородия с древних времен принадлежит обычай раскрашивать куриные или декоративные яйца - писанки. Писанка богата символическими образами. Каждый регион Украины имеет свои особенности в определении цветов и орнаментов, то есть свою собственную символику. В христианскую сутки все эти символические мотивы связаны с Пасхой С яйцом связана вера о том, что им можно начаруваты хороший урожай. Так, в некоторых областях Украины, на Пасху крестьяне ставили на стол в сосуде пшеницу, в которую прятали освященное яйцо. Держали эту пшеницу до посева. Очень часто в мешок с зерном, которое имели сеять, тоже клали яйцо, а на Херсонщине, перед посевом конопли, ели вареные яйца, чтобы зерна конопли были большими и полными. На Вознесения принято было идти с писанками и пасхальными яйцами в поле, засеянное рожью и пшеницей. Чтобы предотвратить неврожайности, чтобы колосья было полным, высоким, не слегло от ветров, дождей и града, крестьяне подбрасывали вверх писанки, призывая на помощь Солнце. Чтобы хорошо родился хлеб, на Харьковщине, яйца закоповувалы на ниве, а в Чехии, чтобы земля была плодородной закапывают в нее скорлупу от пасхальных яиц.

Яйцо - не только источник плодородия земли, но и различных щедрот. Оно дает человеку не только необходимость, но и богатство. Об этом говорится в народных сказках. Мышь и воробей делились просом и начали драку, в нее влезли все звери и птицы и с помощью человека птица выиграл и наградил человека яйцом, в котором было целое царство. Известные всем сказки под названиями " Яйцо-райцей "," Яйцо-ручку "," Курочка ряба "и другие. С другой стороны яйцо является хорошим и надежным оберегом особенно от разных напастей и стихий: грома, молнии, града, а также пожара. Можно назвать много примеров, связанных именно с такой оберегов функцией яйца. Сила оберега, закрыта в яйце, особенно активно действенная в отношении защиты домашних зверей, приплода и самого человека.

К символа возрождения и бессмертной жизни относится и обычай насыпать могилы овальной формы в виде яйца, который распространен во многих территории Украины.


См.. также

Литература

  • Килимник С. Украинский год ... - Кн.2. - С.176 /.

Ссылки