Надо Знать

добавить знаний



Якоб Йорданс



План:


Введение

Якоб Йорданс. Король Пирушки (1640)

Якоб Йорданс ( нидерл. Jacob Jordaens * 19 мая 1593, Антверпен - 18 октября 1678, там же) - фламандский художник, один из выдающихся представителей фламандского барокко.


1. Биография

Сын торговца одеждой, с 1607 учился в Антверпене у А. Ван Норта, на дочери которого женился. С 1615 мастер гильдии св.Луки, с 1621 - декан гильдии. Испытал влияние Караваджо, Рубенса, Янсенс. Возглавлял живописную мастерскую. В 1650 перешел в кальвинизм, но продолжал выполнять заказы для католических церквей и монастырей. Писал картины на религиозные, мифологические, исторические сюжеты, портреты и бытовые сцены, мастер монументальных росписей, акварелей.

Якоб Йорданс. Прометей (1640)

2. Творчество

В творчестве Йорданса почвенный начало фламандского искусства выражено с подкупающей, подчас грубоватой, чувственной силой. Художник не бывал в Италии и, может быть, поэтому старался приспосабливаться к итальянским образцам. Полнота оптимистического мироощущения сближает Йорданса с Рубенсом, но в отличие от последнего он не обладал такой силой художественного обобщения и героизации образов, столь неисчерпаемой фантазией. Даже религиозные и мифологические сюжеты трактуются им в жанровом плане, его персонажи, наделенные физическим и моральным здоровьем, как правило, написаны с натуры. В искусстве Йорданса праздничная зрелищность соединяется с оттенком прозаической виставковости.


2.1. Ранний период

В раннем творчестве, отмеченной влиянием Караваджо (первая датированная работа "Поклонение волхвов", 1616; "Посещение Богоматери родителями Иоанна Крестителя", у 1616, "Поклонение пастухов", 1618, "Четыре евангелиста", 1617-1618) преобладают ночные сцены, искусственное свет, лепит крепко моделированные объемы, плотная манера живописи. Индивидуальность молодого мастера проявляется в особом типе крупномасштабной композиции, где немногочисленные, но представленные в натуральную величину фигуры выдвинуты на передний план и заполняют всю поверхность картины, лишенной пространственной глубины; выбранный художником низкий горизонт усиливает впечатление тяжести тел и предметов. Эти приемы, возможно, были связаны с активной работой Йорданса над картоны для шпалер с их законами построения композиции и пространства. В картинах на мифологические сюжеты представлены такие же полнокровные типы ("Воспитание Юпитера, Художественные собрания, Кассель, "Жертвоприношение Церере", Прадо, "Мелеагр и Аталанта", Лувр). Йорданс любил изображать бюргерские семьи, то беззаботно пирующие за праздничным столом, собравшихся вместе для семейного концерта. Среди излюбленных сюжетов - праздник "бобового короля", отмечаемый в день поклонения волхвов младенцу Христу. В картине "Бобовый король" (ок. 1638) царит дух разнузданных увеселений, красноречивый и яркий каждый персонаж; избегая резких светотеневых контрастов, мастер под влиянием Рубенса обращается к более мягкой горячей цветовой гаммы с множеством оттенков от золотисто-розового до золотисто- коричневого. Полная грубоватого юмора бытовая сцена приобретает черты монументальной значительности. В портретах Йорданс не ставил своей целью создать глубокие психологические образы. Некоторые из них близки к его картинам ("Семейный портрет", у 1615), более парадные портреты семьи художника (1622-1624, Прадо).

Якоб Йорданс. Аллегория изобилия Земли (1622)

2.2. Поздний период

Выполняя в 1630-х гг в Антверпене вместе с Рубенсом декоративные работы, а затем после смерти Рубенса получив славу первого живописца Фландрии, Йорданс переживает творческий перелом. Грандиозный объем работ, включавший декоративно-аллегорические циклы и росписи, в том числе заказы, исходившие от королевских дворов Европы (Голландии, Англии, Швеции), большие, выполненные между 1635-45 серии картонов для шпалер, посвященные Одиссею, Александру Македонскому, Карлу Великому и осуществленные при активном участии мастерской, - все это постепенно привело к потере Йорданса творческой самобытности, следованию чисто внешним декоративным задачам. Одна из самых помпезных работ такого рода - цикл декоративно-аллегорических композиций 1648-53 по заказу голландского штатгальтера для его летней резиденции Хейс-Тен-Боск ("Домик в лесу") выполнен Йорданса вместе с Г. ван Тульдена.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам