Надо Знать

добавить знаний



Якуты


761px-Yakut.jpg

План:


Введение

Якуты - (самоназвание саха, название "якуты", "якольци" в XVII в. русские переняли от эвенков) - один из многочисленных коренных народов Сибири, коренное население Республики Саха ( Якутия) в России.


1. История

Молодые якутской девушки

Проблема этногенеза якутов довольно сложная. Они далеко оторваны от других тюркских народов, но сохранили скотоводство, чем резко отличаются от своих соседей - малых народов Севера, занимающихся промышленным хозяйством.

Большинство ученых считает, что в XII веке н. е. якуты мигрировали из района озера Байкал до бассейнов Лены, Алдана и Вилюя, они вытеснили палеоазийськи и тунгусомовни народы, жившие здесь ранее. Видимо, предки якутов переселились на среднюю Лену с Прибайкалья, спустившись по реке на плотах. В процессе освоения новой территории они смешивались и ассимилировали местное население: эвенков и юкагиры. Якуты занимались скотоводством, развивали торговлю, религию, военное дело. Оказывали культурное влияние в Сибири. Последняя мощная южная волна переселения якутов приходится на XIV-XV века. До XVII века они уже заселили долины рек Лена, Яна, Индигирка и др..

До прихода русских (1620-е гг) якуты уже были единым народом, который делился на племена: Намцо, кангаласы, мегинци, борогонци, бетюнци, батурусы (всего около 35 - 40 племен), которые часто враждовали между собой. Крупнейшие племена состояли из 2 - 5 тыс. человек. Племена делились на мелкие родовые группы - "отцовские роды" (ага-ууса) и более мелкие "материнские роды" (ийе-ууса), что скорее всего произошли от разных жен прародителя. Жили они в то время в амгинсько-Ленского междуречье, на Вилюй, отдельными группами в устье Ольокмы и на верхней Яне.

После включения Якутии в состав России в 1920-е годы, этническая консолидация якутов ускорилась. При русском управлении якуты делились на "роды" (ангаууса), что управлялись выборными "князьям" (кинеес) и объединялись в наслигы. Во главе наслигив стоял выборный "великий князь" (Улахан кинеес). Наслигы объединялись в улусы во главе с выборным улусным головой (название улус сейчас используется при административном делении республики).


1.1. Традиционные общественные отношения

В древности, среди якутов были распространены традиционные, характерные для многих народов, обычаи. Существовал обычай кровной мести, обычно заменялся выкупом, коллективного рыбной ловли, гостеприимства, обмена подарками. Выделилась военная аристократия - Тойон, владевшие рабами. Рабы имели семьи, часто жили в отдельных юртах, мужчины часто служили в военной дружине Тойона. Существовали другие виды зависимости, например, обычай отдавать бедным на выпас скот (хасаас), на прокорм на зиму (уостур), передача семей, обнищавшие, сирот на содержание богатому родственнику, торговля детьми, позже - наем работников (хамначит). С развитием торговли появился новый слой - профессиональных торговцев - городчика.

К XIX в. сохранялось многоженство, причем жены часто жили отдельно и вели каждая свое хозяйство. Женщин брали из других наслигив, улусов. Сохранялась оплата калыма, который состоял из скота. Жених получал за невестой приданое.


2. Расселение

Якутки-нянька. Кин. XIX - нач. ХХ века

Якуты преимущественно расселены в бассейне средней Лены, нижнего Алдана и Вилюя. Небольшие группы живут в низовьях реки Ольокма, в районах Крайнего Севера - по рекам Оленьок, Анабара, Яна, Индигирка, Колыма, а также в небольшом количестве на севере Красноярского края, в Магаданской, Сахалинской и Амурской областях России. Особую этническую группу образуют якуты-оленеводы северо-западной части Якутии. Они происходят от ассимиляции эвенков.


2.1. Численность

Численность по данным Всероссийской переписи населения 2002 года - 444 тысячи человек. Якуты живут в основном в Якутии (432 290 человек), где крупнейшей этнической общиной - (45,54% от общего населения). Таким образом наблюдается значительный рост численности якутов по сравнению с 1989 годом, когда их было 380 200, и увеличение их абсолютной (365,2 тыс. чел.) доли в населении Якутии.

1978 1987 1989 2002
314 000 359 000 380 200 444 000

2.2. Антропологическая характеристика

Относятся к северо-Азиатской расы большой монголоидной расы. Хотя антропологически они также сближаются с центральноазиатскими монголоидами [2].

3. Язык

Говорят якутском языке тюркской языковой группы, алтайской семьи языков. Распространена также русский язык. Записи на якутском языке начали появляться в 19 веке, когда для записей якутских текстов использовались несколько различных алфавитов на основе кириллицы.

В 1917 году С. А. Новгородова была создан алфавит на основе Международной фонетической азбуки. В 1924 этот алфавит был реформирован. Позже он реформировался еще несколько раз, пока в 1929 не был заменен на унифицированный тюркский алфавит. А в 1939 году был осуществлен переход на новый алфавит на основе кириллицы.


4. Культура

Традиционная культура наиболее полно представлена ​​амгинсько-Ленский и Вилюйской якутами. Северные якуты близки по культуре с эвенками и юкагиры, Олекминск сильно ассимилированы русскими.

4.1. Материальная культура

4.1.1. Хозяйство

Якуты занимались в основном коневодством и разведением крупного рогатого скота. При этом существовал гендерное разделение труда. За лошадьми ухаживали мужчины, а за крупным рогатым скотом - женщины.

До революции якуты были очень бедным народом, жившим в небольших юртах, в которых на зиму накапливается много людей, кроме того, здесь же помещались коровы с телятами. О жизни в старой Якутии описывается в рассказе В. Г. Короленко "Сон Макара". [3]

В Якутии только в начале XIX века появились первые попытки сеять зерно, то у городов Якутск и Олекминск [3]. Земледелие стало развиваться лишь с установлением Советской власти [3].

В царские времена Якутска беднота почти не употребляла хлеба и овощей [3]. Вместо хлеба якутские бедняки употребляли в пищу сосновую заболонь (между корой и древесиной), а чаще - корневище болотного растения - сусака [3].


4.1.2. Жилье

У якутов существовало два типа жилья - для двух главных сезонов. Зимней домом служила юрта (дьие) из вертикальных бревен снаружи были обмазаны глиной, имела плотный двускатная дахи. К ней прибудовувалы "Хотон" - хлев для скота. Отапливалась такая юрта открытым камином в углу. Стены обмазывались снаружи глиной с навозом, крыша поверх бревенчатого настила вистилався корой и посыпался землей. Пол был земляной, у состоятельных жителей - дощатый. Вход ориентировали на восток, окна, как правило, выходили на юг и запад, крыша ориентирован с севера на юг. Справа от входа, в северо-восточном углу, устраивался очаг (обсохнув) - цилиндрическая труба из жердей, обмазанные глиной.

Традиционное зимнее жилище

Вдоль стен устраивались дощатые нары (Орон). Нары слева от входа предназначались для мужчин, справа от очага - для женщин. В переднем углу ставился круглый или прямоугольный стол и табуреты. К обстановке также входили сундуки, ящики. Зимние поселения располагались вблизи покосов, были небольшими и состояли из 1 - 3 юрт.

Пожилым жильем была, как правило коническая юрта ( ураса), крытая берестой или ровдуги. На севере ее покрывали дерном. Вместо Хотон поодаль относился хлев для телят (титик), навесы и другие хозяйственные постройки.

С XVIII века известны как жилья 6 - 8 коренные срубные юрты, с пирамидальной крышей. Со второй половины XVIII в. распространились русские избы (избы). К ХИХ ст. встречались башни-амбары, принадлежавшие вождям (Тойоном). В XVII в. также упоминаются якутские укрепления-острожки. Летние поселения были больше зимние, наличувалт до 10 юрт и располагались вблизи пастбищ.


4.1.3. Одежда

Якуты середины ХИХ ст.

Традиционный мужская и женская одежда - короткие кожаные штаны-натазник, меховой набрюшник, кожаные ноговицы, однобортный кафтан (сон), зимой - меховой, летом - из конской или коровьей шкуры шерстью внутрь, у богатых - из ткани. Позднее появились тканевые рубахи с отложным воротником (ирбахы). Мужчины подпоясывались кожаным поясом с ножом и огнивом, у богатых - с серебряными и медными бляшками. Характерен женский свадебный меховой длинный кафтан (сангийах), расшитый красным и зеленым сукном и золотыми позументами.

Женщины, как праздничный наряд, носили высокие меховые шапки из дорогих мехов, спускались на спину и плечи, с высоким суконным, бархатным или парчовым верхом с нашитыми на него серебряной бляхой (туосахта) и другими украшениями. Распространены были женские серебряные и золотые украшения.

Обувь - зимние высокие сапоги из оленьих или конских шкур шерстью наружу (етербес), летние сапоги из мягкой кожи (Саар) с голенищем, покрытым сукном, у женщин - с аппликацией, длинные меховые чулки.


4.2. Духовная культура

4.2.1. Религия и верования

Сейчас якуты основном являются православными. Православие распространилось в XVIII - ХИХ веках, а до этого якуты были шаманистами. Христианский культ - посещение церквей, ношение крестов, иконы в юртах - сочетался с верой в духов: добрые духи айи, вредные Аббас, духи умерших шаманов, умерших преждевременной насильственной смертью (юер), духи-хозяева (иччы). Сохранились элементы тотемизма : каждый род имел животного-покровителя, которую запрещалось убивать или произносить его название.


4.2.1.1. Шаманизм
Розлив кумыса во время Исиаху, кон. ХИХ - нач. ХХ в.в.

Мир, согласно традиционным взглядам, делился на три яруса: верхний, средний и нижний. Главным языческим божеством был Айиы-Тойон (Аар-Тойон, Юрунг) - создатель мира и прародителя якутов Эр-Соготох-Эллэя. Также считался солнечным божеством. Со второй половины XVIII века под влиянием православия приобрел определенные черты Бога-Отца. Важным был культ женского божества плодородия Айиисит. Шаманы - мужчины (ойуун), женщины (уданган) - происходили из одной и той же семьи. Каждый шаман имел своего духа-покровителя (емегет), изображение которого в виде медной бляхи нашивалося на груди. В шаманской практике широко использовались "магические" музыкальные инструменты, такие как билось и особенно бубен. Якутский бубен (Тюнгур, дюнгюр), имел яйцевидную или овальную форму, средние размеры до 60 см в продольном диаметре.

Главный национальный праздник якутов - весенне-летнее кумысном праздник Исиах. Его праздновали с большим размахом, устраивались игры, спортивные соревнования. Традиционным было потребление кумыса из больших деревянных кубков (чороон). Праздником управляли белые шаманы (айиы-ойууна).


4.2.2. Устное народное творчество

В фольклоре якутов развит богатырский эпос (олонхо), который выполнялся особыми рассказчиками (олонхосут) речитативом при большом стечении народа. Также очень распространенными были такие фольклорные жанры как сказки (кепсен, остуоруйя), пословицы (ес хосооно), загадки (таарбин), песни.

В традиционной культуре существует два типа пения. Высокий торжественное пение (дьиеретии ириа) с фальцетным призвуками (килисах), создающие эффект двоголосся. Таким способом выполняются музыкальные фрагменты олонхо, обращение к духам покровителяив, прославления (алгисы). Этот вид пения связан с шаманством. Обычным пением (дегерен ириа) выполнялись различные бытовые песни: любовные, шуточные, танцевальные и другие.


Примечания

  1. Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 года. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года - www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/perepis_itogi1612.htm
  2. http://beznen-yul.narod.ru/strana/dolgan.htm - beznen-yul.narod.ru/strana/dolgan.htm
  3. а б в г д (Рус.) Верзилин Николай Михайлович По следам Робинзона. Сады и парки мира. - Л.: Детская литература., 1964. - 576с.

6. Источники и ресурсы

7. Сноски

  1. Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 года. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года - www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/perepis_itogi1612.htm
  2. http://beznen-yul.narod.ru/strana/dolgan.htm - beznen-yul.narod.ru/strana/dolgan.htm
  3. а б в г д (Рус.) Верзилин Николай Михайлович По следам Робинзона. Сады и парки мира. - Л.: Детская литература., 1964. - 576с.


Этнология Это незавершенная статья этнологии.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам