Ямвлих

Ямвлих.

Ямвлих ( дав.-гр. Ἰάμβλιχος , 245 ? - Около 330) - древнегреческий философ- неоплатоник, ученик Порфирия [1].


1. Биография

Происходил из Халкиды. Учился в Риме в Порфирия, преподавал философию в Апамеи (современная Сирия). Продолжал развитие неоплатонизма, отходя от Плотина и больше него отошел к практической мистики. Находился под сильным влиянием пифагоризма и халдейских оракулов. Произведения Ямвлиха можно разделить на три группы: пифагорейской-герметические ("Свод пифагорейской ученик в 10 книгах", до нас дошло 5), написанный для школьного обучения; порфириево-платонические (комментарии к Платона и Аристотеля) и произведения, отражающие личный вклад Ямвлиха в философию неоплатонизма, написанные после смерти Порфирия : "О богах", "Халдейская теология", "Платонова теология", "О символах" и другие. В "теологумен арифметики" развивал учение пифагорейцы о числах декады. В потерянных частях "Свода пифагорейской ученик" преподавалось учение о числах, геометрия, астрономия, музыка. Ямвлих совершил школьную разработку неоплатонизма.


2. Философские взгляды

Теоретическая философия Ямвлиха продолжает разработку главных категорий Плотина : Единого, Ума и Души [1]. Категории еще более дифференцируются и оформляются терминологически. В Едином Плотина Ямвлих различает Единственное выше бытия и просто Единственное (благо, начало всего следующего). В сфере Разума вслед за Плотином и Порфирия развивает триаду: бытие - жизнь - ум, то есть мысленное (бытие), мыслящее (разум) и тождество одного и второго - жизнь, расположенном в триаде между немислячим бытием и несуществующим мышлением. Наряду с постичь космосом Ямвлих вводит категорию мыслящего космоса, объединяет их в сфере разума. Душа причастна ума в зависимости от своей разумности. Четко разделял души людей и животных и не допускал их переселения и взаимного перехода. Согласно его учению, чистый разум и душа - это надмировые боги. Ниже их расположены в космосе небесные боги, небесные боги образуют триады и т.д.. Ямвлих, как и Прокл, пытался восстановить греческий политеизм, философски восстановить Олимп со всеми его богами. Он пытается верования, культовые действия язычества. Этой тенденции посвящена и антропология Ямвлиха: главным в человеке он считает не направленность на созерцание природы и космоса, а веру в богов и общение с ними. Добродетели моральные и политические считает ниже ступенями. Высокие добродетели - добродетели абсолютного единения с богами.

Ямвлих осуществил реформу неоплатонического комментария, ее сущность - в нахождении единой цели диалога, с которой согласован весь диалог, а также в установлении иерархии типов толкования, которое начинается с физической и нравственной интерпретации, поднимается к математической и завершается метафизической.

Под влиянием Ямвлиха сформировались пергамская и афинская школы неоплатонизма.

Авторитет Ямвлиха был очень большим до Флорентийской академии в Италии 15 века.


Примечания

  1. а б Украинская советская энциклопедия. В 12-ти томах / Под ред. Бажана. - 2-е изд. - К. : Гл. редакция УСЭ, 1974-1985.

Источники

  • (Рус.) Философский энциклопедический словарь. - М, 1989.
  • (Рус.) Асмус В. Ф. Античная философия. - М., "Высшая школа", 1976.