Надо Знать

добавить знаний



Ян Амос Коменский


Johan amos comenius 1592-1671.jpg

План:


Введение

Johan amos comenius 1592-1671.jpg

Ян Амос Коменский (* 28 марта 1592 - 15 ноября 1670) - чешский мыслитель, педагог, писатель ("Великая дидактика", "Материнская школа", "Мир чувственных вещей в картинках").

Большой заслугой Коменского было то, что он впервые собрал и систематизировал все сведения по педагогике, а также разработал революционные для того времени идеи, в частности к ним относятся идея классно-урочной системы.

Коменский считал, что начинать обучение надо как можно раньше, что учебный материал должен обязательно соответствовать возрасту учащихся и был убежден в том, что разум человека способен охватить все, что угодно. Только для этого нужно соблюдать в обучении последовательного и постепенного продвижения вперед, следуя бессмертным и универсальным дидактическим правилам: "от близкого к далекому?, ?от целого к частному", "от знакомого к незнакомому" для того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а НЕ отрывочные сведения. Коменский считал также, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество; интересно отметить, что в последней он понимал также упорство в труде). Важную роль в нравственном воспитании Учитель отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения. В учебный план гимназии Коменский ввел, наряду с традиционными ?семью свободными искусствами?, естествознание, историю, географию.


1. Биография

Ян Амос Коменский родился 28 марта 1592 года в Южной Моравии (Чехия), недалеко от города Угерске-Брод в Моравии. Отец Коменского - Мартин Коменский был достаточно состоятельным человеком, пользовался уважением сограждан и принадлежал к религиозной общине "Чешских братьев" - последователей гуситского протестантского движения. Именно он, занимаясь обучением маленького сына дома (главным образом, по Библии), привил ему любовь к знаниям и умственным занятиям. Позже Коменский-сын учился в братской школе Угерско-Брода, но не закончил ее - 1604 году умерли его родители и сестры. С большой дружной семьи остался только двенадцатилетний Ян Амос и его старшая сестра. Опекуны мало заботились об образовании мальчика в течение нескольких лет он учился лишь урывками.

Когда Коменскому было 16 лет, он поступил в латинскую школу. Судя по поздних замечаний, он уже тогда начал анализировать и понимать, что существующая система образования, ее организация и методы преподавания, унаследованные от догматической средневековой школы, малоэффективны и не способствуют развитию у учащихся любви к знаниям. Позже он назвал свои школьные годы потерянным временем. Этот личный негативный опыт рано побудил Коменского заняться совершенствованием системы школьного образования. 1611 руководители "Чешских братьев" направили способного юношу на богословский факультет Карлова университета в Праге, а позже - в Гернборнського университета в Германии. Там молодой чех познакомился с произведениями многих мыслителей античности и эпохи Возрождения, вошел в сферу европейской культуры. Особенно выделял Коменский труда философа Платона, в частности идею о том, что для получения истинной мудрости необходимо развивать собственный язык. До чешские ученые отмечают вклад Яна Амоса в развитие современного литературного чешского языка, в частности, его работу "Мудрое красноречие".

Летом 1613 года Коменский совершил путешествие по Северной Европе и того же года записался в число слушателей знаменитого Гейдельбергского университета, где проучился около года. Там он начал работу над полным словарем чешского языка (?Сокровищница чешского языка"), но болезнь заставила его прекратить занятия. И 1614 года больной, без денег молодой Коменский пешком вернулся на родину.

С этого времени начинается практическая педагогическая деятельность 22-летнего Коменского: он стал учителем той самой школы в Пршерови, где несколькими годами раньше учился сам. Он постоянно занимался самообразованием, внимательно читал произведения гуманистов того времени, а главное - глубоко изучал процесс обучения в школе и вскоре стал его реформировать ради того, чтобы сделать этот процесс привлекательным для детей, который пробуждает в них интерес к знаниям. Он смело нарушал традиционные каноны тогдашней школьной жизни: широко использовал то, что сегодня называют "наглядность", водил учеников на прогулки на природу, знакомил их не только с книгами, но и с реальной жизнью, с предметами и явлениями, которые окружали их.


2. "Великая дидактика"

В ходе 30-летней войны (Религиозные католическо-протестантские войны 1618-1648), после поражения чехов у Белой горы, Чехия потеряла самостоятельность; началось жестокое преследование протестантов. Коменский несколько лет скрывался в горах, пользуясь покровительством отдельных князей - его репутация уже тогда была очень высокой. Именно тогда он начал создавать свою замечательную работу - "Великая дидактика" (Общая теория обучения) в четырех томах, которую закончил уже в изгнании. Книгу ожидал блестящий успех. Как написал один современник, даже "сам автор перестал пренебрежительно относиться к своему творению, который до этого считал лишь тормозом в работе над более важной" пансофии ". Полное название "Дидактики" звучит следующим образом:

"Великая дидактика", содержащая универсальное искусство учить всех всему, или верный и тщательно продуманный способ создавать во всех общинах, городах и селах каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того или иного пола, без всякого, где бы то ни было исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, наполняться благочестием и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящего и будущего жизни ... Руководящей основой нашей дидактики пусть будет: Исследование и открытие метода, при котором те, кто учит, меньше бы учили, учащиеся больше бы учились; в школах было бы меньше одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха ".

Задачи обучения Коменский зачастую сводит не столько к пользе конкретного человека (хотя и не избегает ее), как к пользе прежде всего государства: "Если ты присмотришься к порядку, господствующему в общественных и частных делах хорошо образованного народа, там все идет как часы ... У варваров же все похоже на развязанный сноп или песок без цемента ", - писал Коменский в трактате" О развитии природных дарований ".

В тяжелый период, когда чешский народ потерял национальную независимость, Коменским двигало огромное желание помочь Чехии сохранить культурное наследие, оставленное предками, а главное - улучшить методы воспитания и обучения молодежи, в чем он видел залог будущего своей страны. Он призвал к тому, чтобы вся молодежь получала широкую универсальное образование и считал обязательным связь воспитания с обучением языкам - сначала родному, потом латыни - как языка науки и культуры того времени. Поэтому нет ничего удивительного в том, что его "Дидактика" пользовалась широкой поддержкой не только за рубежом, но и на родине.

Важно отметить, что, в отличие от многих религиозных людей своего времени, Коменский признает в стремлении человека к знаниям божественную, а не сатанинскую природу. Условием же удовлетворения этой жажды Коменский выдвигает образование человека. "Человек по своей природе, - говорит Коменский, - рождается целеустремленным и способным к разумению самых разных вещей. Свойство познания является божественной в человеке .... Нет нужды что-либо привносить человеку извне, необходимо только развивать, выяснять то, что она заложенным в себе самом ".


3. Прочие работы

В Венгрии Коменский закончил свой труд "Мир чувственных вещей в картинках", которая стала настоящей революцией в учебном деле - это был первый в истории учебник, в котором иллюстрации использовались как дидактическое средство, облегчающее усвоение учебного материала. Учебник выдержал огромное количество изданий на разных языках, а переработанные варианты его использовались в европейских школах вплоть до конца XIX в.

За четыре "венгерских" годы (1650-1654) Коменский написал ряд небольших педагогических работ, посвященных как всегда, организации школы и методам обучения в школе. Стремясь пробудить в детях интерес к занятиям, Коменский широко использовал метод драматизации учебного материала. Например, на основе учебника "Открытая дверь языков? он написал восемь школьных пьес, составивших одну широко известную книгу - "Школа-игра?. Тогда же Коменский пытался реализовать - хотя бы частично - свою идею устройства Пансофическая школы. Научное обоснование ее принципов, учебный план, распорядок дня были изложены автором в произведении "Пансофическая школа" (1651).

1654 Коменский, который был главой лешненськои протестантской общины "Чешских братьев", вернулся в Лешно. Однако во время войны между Польшей и Швецией город был разрушен все имущество Коменского и его бесценные рукописи погибли. Приют ученый нашел в Амстердаме (1656), где его приняли с большим почетом как прекрасного педагога, автора замечательных учебников и методических работ. Уже через год было издано - по решению сената - собрание его дидактических сочинений в четырех частях, что стало заметным событием в жизни Западной Европы. В Амстердаме Коменский работал над капитальным трудом "Общий совет об исправлении дел человеческих", в которой проработал план реформы человеческого общества, причем особую роль уделял воспитанию и образованию. Первые части этого труда ("Панегерсия" - "всеобщее пробуждение" и "Панавгия" - "всеобщее озарение?) были изданы в Амстердаме 1662 года, рукописи же остальных пяти частей были утеряны и найдены только в XX в. в Германии. Полностью работа латыни была опубликована в Праге только 1966 года (см. ниже).

А всего Ян Амос Коменский написал более 250 произведений, посвященных одной теме - образованию Homo sapiens. И был глубоко уверен в том, что общее образование, создание новой школы помогут воспитывать людей в духе гуманизма, солидарности, взаимопонимания. Умер Коменский 1670 на чужбине - в Амстердаме ( Нидерланды).


См.. также

4. Литература и источники

Википедия содержат высказывания, автором которых является: Ян Амос Коменский

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам