Надо Знать

добавить знаний



Януш Корчак


Janusz Korczak.PNG

План:


Введение

Януш Корчак ( пол. Janusz Korczak , Настоящее имя Генрик Гольдшмидт, известный также как Старый Врач или Пан врач (время пишется как одно слово) (род. 22 июля 1878 или 1879 в Варшаве - пом. 5 августа или 6 августа 1942 - погиб в немецком лагере смерти в Треблинке) - врач, педагог, писатель, публицист, общественный деятель, офицер польской армии.

Педагог-новатор, автор трудов в области теории и практики воспитания. Зачинатель деятельности в защиту прав ребенка и полного равноправия детей. Как директор приюта создал, в частности, детский товарищеский суд, перед которым дети сами рассматривали дела, которые сами подавали, а также могли ставить перед этим судом своих воспитателей. "Замечательный человек, имевшая смелость доверять детям и молодежи, которыми занималась, так, чтобы передать в их руки вопросы дисциплины и доверить отдельным детям сложные задачи, связанные с очень большой ответственностью", - сказал о Корчака известный швейцарский психолог Жан Пиаже, посещавший Дом Сирот, который основал и которым руководил Корчак.

Корчак создал первый журнал, который печатал материалы, которые присылали дети и был предназначен прежде всего для юных читателей - "Имели Пшегленд". Он был одним из пионеров исследований в области развития и психологии ребенка, а также воспитательной диагностики.

Польский еврей, который всю жизнь заявлял о своей принадлежности к обеих наций [1]


1. Биография

Генрик Гольдшмит родился 22 июля 1878 или 1879 году в Варшаве в еврейской cполонизований семье адвоката.

В 1903 году окончил медицинский факультет Варшавского университета.

С 1912 по 1942 (с перерывом во время Первой мировой войны в 1914 - 18 г.г.) работал в основанном им "Дома сирот" ( пол. Dom Sierot ).

Во время Первой мировой войны Януш Корчак находился в Украина, в частности, Киеве, где, кроме деятельности военного врача, занимался созданием и открытием приюта для польских детей.

В годы оккупации Польши нацистской Германией Корчак героически боролся за жизнь варшавских детей. Погиб в газовых камерах концентрационного лагеря Треблинка вместе с 200 своими воспитанниками.


2. Педагог

2.1. Педагогическая деятельность

Вместе со Стефанией Вильчинский основал в Варшаве детский для еврейских детей "Дом сирот" (существовал с 1912 по 1942 гг, находился на улице Крахмальные, 92).

Дом сирот в Варшаве по ул. Крахмальной

В "Доме сирот" Корчак ввел новаторскую для того времени систему широкого детского самоуправления, детский товарищеский суд, решения которого были обязательны для руководства и т.д.. [1] После Первой мировой войны Корчак, вместе с Мариной Фальською, основал близ Варшавы детский для польских детей "Наш дом" (1919-1936), где также использовал новаторские педагогические методы.

Корчака педагогическая деятельность базируется на стремлении сформировать в детском коллективе и в отдельных воспитанников навыки самопознания, самоконтроля и самоуправления. [2] Януш Корчак читал лекции в Свободном польском университете и на Высших еврейских педагогических курсах, вел работу в суде по делам малолетних правонарушителей, под псевдонимом "Старый Доктор" выступал с воспитательными беседами по радио.


2.2. Педагогические идеи

Основные принципы воспитательной системы педагога Корчака изложены в его книге "Как любить детей" ( 1920, 1921). Этот раздел состоит главным из отрывков из данной работы.

Принцип любви (выраженный в названии главного труда Корчака) "Идея Януша Корчака была, по сути, одна и такой она качества, что, например, в последовательном курсе истории педагогики точное Янушу Корчаку найдешь не сразу: о нем можно с одинаковым правом говорить в Руссо и после Песталоци, между Ушинским и Макаренко, сразу после Марии Монтессори и рядом с Сухомлинскому. Из него можно начинать курс, а можно и заканчивать им, ибо идея Януша Корчака известна человечеству с тех пор, как оно стало человечеством воспитатель должен любить ... "(Симон Соловейчик [1]).

Принцип выполнимости требований, предъявляемых к ребенку [3] "У тебя горячая натура, - говорю я мальчику, - и хорошо: дерись себе - только не очень сильно, злись - но только раз в день. Если хотите, в одной этой фразе вмещается весь воспитательный метод, которым я пользуюсь. " (Корчак, "Ребенок в семье")

Корчак имел своеобразное представление о правах ребенка: "Я призываю к [принятия] Великой хартии вольностей о правах ребенка. Возможно, их есть больше, и я нашел три основных. 1. Право ребенка на смерть. [4] 2. Право ребенка на сегодняшний день. 3. Право ребенка быть тем, кем он есть. " (Корчак, "Ребенок в семье", розд.37). "Горячая, умная, властная над собой любовь матери к ребенку должна дать ему право на раннюю смерть, на окончание жизненного цикла не за шестьдесят оборотов солнца вокруг Земли, а всего за одну или три весны ..." Бог дал, Бог и взял ", - говорят в народе, где знают живую природу, знают, что любое зерно даст колос, не всякая птица рождается пригодной для жизни, не любой корешок вырастет в дерево. "(там же, раздел 38). "В страхе, как бы смерть не отобрала у нас ребенка, мы отбираем ребенка у жизни ..." (там же, розд.40). "Желая уберечь ребенка от бактерий дифтерии, не переносите его в атмосферу, наполненную затхлостью скуки и безволия ..." (там же, розд.38).

Учет прав и возможностей отца и воспитателя. [5] "Деспотический крик ребенка, который чего-то требует, на что-то жалуется, добивается помощи ... Это первый крик при свете ночника - объявление борьбы двух жизней: одна - зрелая, уставшая от уступок, поражений, жертв , защищается, вторая - новая, молодая, завоевывает свои права. Сегодня ты не обвиняешь его: он не понимает, он страдает. Но знай, на циферблате времени есть час, когда ты скажешь: и мне больно, и я страдаю ". (Там же).

Признание того, что дети - разные [6] "Вместо того, чтобы наблюдать, чтобы видеть и понимать, берется первый, что приходит в голову пример" удачной (успешного ребенка "и перед собственным ребенком ставится требование: вот образец на который ты равняться ... "(там же).

Общение с ребенком - на уровне возможностей ее понимание (в соответствии с возрастом) [7] : "Ох же эти наши ответы ... Так случилось, что дважды я был свидетелем, как ребенку перед книжной витриной объясняли, что такое глобус." Что это , мячик? "- спрашивает ребенок." Мячик, так, мячик, "- отвечает няня. другой раз:" Мама, что это за мячик? "-" Это не мячик, а земная ком. В ней есть дома, коньки, мама. "-" Мама? "- Ребенок посмотрела на маму с сочувствием и ужасом, и больше вопрос не повторила." (Там же). Наконец, ошибки, которые родители допускают в подобных случаях, Корчак не считает слишком страшными: "Если мы дали ему неперетравну информацию - он не поймет ее, плохой совет - он не примет ее, не послушается ..." (там же).

Нужно готовить ребенка к реальной жизни (а не идеального, воображаемого) [8] "... В теории воспитания мы часто забываем о том, что должны учить ребенка не только ценить правду-но и распознавать ложь, не только любить - но и ненавидеть, не только уважать - но и пренебрегать, не только соглашаться - но и отрицать, не только слушать - но и бунтовать ... "(там же).

Педагогика - это наука о человеке: "Одна из грубейших ошибок - считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке. Зажигательная ребенок, не помня себя, ударил; взрослый, не помня себя, убил. В простодушной ребенка выманили игрушку; взрослый проиграла в карты все свое состояние. Детей нет - есть люди, но с другим масштабом соображений, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств ... "(Корчак," Как любить ребенка: Интернат "). [9]


3. Писатель

Корчак - автор повестей: "Дети улицы" ( 1901), "Моськи, Иоська и Сруль" ( 1910), повести-сказки "Король Матиуш Первый" ( 1923), пьесы "Сенат безумцев" ( 1930) и др..

3.1. Произведения Корчака украинские

  • Мацюсеви происшествия., К. Радуга, 1968, 1978, перевод с польского Богдана Чайковского;
  • Как любить детей., К., 1978;
  • Дитя человеческое: Избранные произведения. - Киев: Дух и буква, 2007. - 536 с., Перевод Владимира Каденко, Александра Ирванца и Константина Москальца;
  • Правила жизни. - Киев: Молодь, 1989, 320 с., Перевод с польского Юрия Попсуенка;
  • Приключения короля Мацюся. - Киев: А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА, 2011. - 534 с. (На основе перевода Богдана Чайковского предыдущих лет, с участием Богданы Матияш (отрывки, не вошедшие в советские издания)).

Литература

Том 5., К., 1980


Примечания

  1. Марина Аромштам. Благая весть Януша Корчака - dob.1september.ru/2003/23/7.htm.
  2. Большая советская энциклопедия
  3. Подробнее об этом можно прочитать в 15-м разделе книги Бетти Джин Лифтон "Король детей".
  4. Подробно на эту непростую тему размышляет (в определённом аспекте) С. Л. Соловейчик в своей книге ", гл. 53 - 1001.ru/books/last/53.htm "Последней. Об этом же пишет Жерар Кан в гл. 5 книги "Педагогика Януша Корчака и еврейское воспитание" - www.jerusalem-korczak-home.com/kan/kan.html.
  5. Об этом можно прочесть также в: С. Л. Соловейчик. Последняя книга, гл. 53 - 1001.ru/books/last/53.htm.
  6. Об этом, как и об упомянуто выше "правое ребенка на сегодняшний день", можно прочитать в 5-й главе книги Жерара Кана "Педагогика Януша Корчака и еврейское воспитание". См. Произведения, посвящённые Януша Корчака.
  7. О том, что взрослые и дети говорят на разных языках и "только делают вид, будто понимают друг друга" пишет (в связи с Корчаком) Бетти Джин Лифтон в 10-й главе книги "Король детей".
  8. О трудностях, с Которым могут столкнуться молодые люди в реальной жизни, если они вырослы в "тепличных условиях", пишет (правда, в несколько ином контексте) Бетти Джин Лифтон в 16-й главе книги "Король детей".
  9. Об этом же (со ссылкой на Корчака) пишет доктор педагогических наук, профессор И. П. Подласый в гл. 1 учебного пособия "Педагогика начальной школы", издательство Владос, 2008.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам