Надо Знать

добавить знаний



Ян Стен


Jan Steen - The Drinker (detail) - WGA21743.jpg

План:


Введение


Ян Стен ( нидерл. Jan Havickszoon Steen , Полное имя: Ян Хавикзоон Стэн; ок. 1626-1679) - популярный голландский художник 17 века, известный представитель так называемого голландского реализма, сторонник бытового жанра.


1. Жизнеописание

Художник не имел собственного биографа или лица, заинтересованного в сохранении сведений о мастере. Поэтому точной даты рождения Яна мы не имеем, а год рождения условно взято за 1626-й. Происходит из ремесленной среды. Отец был пивоваром.

2. Обучение

Мало сведений и об обучении художника. Среди его учителей - Николаус Кнюпфер в городе Утрехт, а также известно об обучении и сотрудничестве с Яном ван Гойеном в городе Гаага. Дочь Яна ван Гойена станет женой художника. Имел несколько различных влияний от художественных манер современников, среди которых

3. Жанры и путешествия по стране

"Праздник Святого Николая Чудотворца в семье", Риксмузей, Амстердам, т.е. Государственный музей (Амстердам)

Художники Голландии 17 века часто не могли позволить себе заниматься только искусством. Поэтому часто они занимаются каким-то бизнесом или ремеслом несмотря на создание картин. Ян Стен вполне укладывается в эту схему. Среди жанров, которые разрабатывал художник - портрет, религиозный образ, пейзаж, бытовая картина. Наибольшим успехом пользовались картины бытового жанра, поэтому Ян Стен сосредоточился на создании именно бытовых картин.

Но даже его известность не спасала от нищеты и финансовых проблем. Стэн также содержал пововарню в Лейдене. После смерти своего отца в 1669 году он окончательно поселился в городе Лейден, где должен корчму с небольшим отелем. А до этого успел пожить и поработать в Утрехте, Гааге, Харлеме. Что-то годы удерживало художника далеко от родительского дома. Конец странствиям кладет смерти отца и получения наследства.


4. Семья

Имел семью. Его жена Маргарита - дочь художника пейзажиста Яна ван Гойена. Семья имела пятерых детей. Их имена сохранены - Фаддей, Ева, Корнелис, Кэтрин и Ян. Из того, что он учился в Утрехте, где царил католицизм, и с крещения детей по католическому обряду, делается вывод, что был в лоне католической церкви.

После смерти первой жены, летний Ян Стен женился вторично в 1670 году с Марией ван Эгмонт, вдовой, обладательницей соседнего магазина. И родила еще двоих детей.


5. Диалоги с картинами

"Мэр Делфта Адольф Крузер с дочерью Катариной и нищие", Риксмузей, Амстердам
"Танец котенка"
"Сатир и крестьяне"

Более скупые известия о художнике в документах, дающих диалоги с его картинами. Художник был легкого характера, общительный, далек от ипохондрии или трагического мировосприятия. Его привлекали забавные ситуации, шутки и человеческие реакции на близкие к этой ситуации. Отсюда темы многих бытовых картин художника, украшенные юмором ("Праздник по поводу рождения котят", "Риторы в окне", "Встреча с обществом навеселе"). Художник пытается рассказывать о недостатках современников, но не переходит границы, не доходит до сарказма, гневного осуждения, как протестантских фанатик. Он словно извиняется перед зрителем, когда тот застал его в неубранном доме после вечеринки (" Автопортрет с женой навеселе ", Эрмитаж). В его картинах мало драматизма (Нож как аргумент в карточной игре"), а трагические сюжеты практически не найти.

Ян Стен - не был аристократом по происхождению и не стал обслугой аристократов позже. У него практически не было периода сближенном с богачами, как у молодого Рембрандта. Все это уберигло художника от мощного влияния барокко итальянцев 17 века даже в годы пребывания в Утрехте, этой оазисе католицизма и барокко в протестантских Голландии. Ян Стен - художник мелкой голландской буржуазии и мещан, представителем которых был и сам собственной смерти.

Бытовой жанр побуждал художника обращаться к различным ситуациям. Есть среди них и вынуждены контакты богачей и нищих ("Жители Делфта" или "Адольф Крузер с дочерью Катариной и нищие", Риксмузей, Амстердам). На пороге богатого дома встретились владыка дочерью роскошные платья и женщина - нищенка. Трудно понять, на какой стороне именно художник - на стороне богатых и равнодушных к человеческому горю или на стороне обездоленных. К ситуации художник подходил как "документалист": ситуация, он ее фиксирует, но ничем не раскрывает собственного отношения к явлению даже с позиций христианской морали, которую разделял. Это при том, что от проклятых вопросов современности трудно отшатнуться. В богатой Голландии обездоленные и нищие были болезненной проблемой. Куда легче было писать "Танец котенка" или безобидные шутки по поводу графомана-литератора - серия картин "Риторы".

Ян Стен читал, в том числе и Библию, и был знаком с различными литературными жанрами. Но, кажется, предпочитал шуткам, комедиям, байкам. Среди приближен к литературе на его картинах, нет историков или сторонников "серьезных" жанров. После прочитанной басни или шутливого произведения слушатели сквозь хохот тянут "литератора" к бокалу с вином или пивом. Одну басню он знал достаточно хорошо, что отразилось в картинах серии "Сатир и крестьяне". Однажды сатир достался крестьянской семьи и с удивлением заметил, что люди дуют на еде и тогда, когда охлаждают горячую, и тогда, когда согревают холодную. Их смех и путаные объяснения его не удовлетворили. Сатир решил, что хитрые люди скрывают правду и, оскорбленный, покинул их. Ян Стен трактует сцену как бытовую. Но делает это куда как неэффектно, чем мастер фраманського барокко - Якоб Йорданс, тоже обращался к сюжету этой басни.

Интересными стали и картины с малым количеством персонажей. Такие сцены приобретают особую окраску, это и -

  • эротика ("Куртизанка", "Визит клиента к проститутке")
  • моральная установка ("Последствия пьянки", "Свинья всегда грязь найдет")
  • размышления ("Одиночка пьяница"). В последний художник покинул зубоскальство и невить рядом не подал приятелей навеселе или шутя персонажей. Пьяница один, печальный и заброшенный, а на лице - скрытый отчаяние человека, который поражен. Картина - указатель, Ян Стен мог тоже писать картины разные по наполнению и окраской, но предпочел юмора, который помогал преодолевать недостатки окружения и не терять надежду на лучшее.

6. Смерть

Художник умер в начале февраля 1679 в Лейдене. Известна дата его захоронения - 3 февраля 1679 года на кладбище Петеркерк в семейном склепе.

7. Избранные произведения

"Нож как аргумент в карточной игре"
"Бедлам в сельской школе"
Риторы. Писатель читает свое произведение друзьям
  • "Свадьба в Кане Галилейской", Дублин
  • "Свадьба Товия и Сарры"
  • "Сатир и крестьяне", различные варианты
  • "Портрет ремесленника Астварда с женой Катариной и хлебными изделиями"
  • "Автопортрет с лютней", Мадрид
  • " Автопортрет с женой навеселе ", Эрмитаж, Санкт-Петербург
  • "Портрет Бернардины Маргарет ван Рейсфелт" или "Птичий двор", Маурицхейс, Гаага
  • "Обеденный пора", Уффици, Флоренция
  • "Мир вверх ногами", Вена
  • "Танец котенка", Амстердам
  • "Праздник по поводу рождения котят", Будапешт
  • " Концерт (Стэн)" , Художественный институт Чикаго
  • "Строгий школьный учитель"
  • "Бедлам в сельской школе"
  • "Проделки школьников, когда заснул учитель"
  • "Драка в трактире", Мюнхен
  • "Нож как аргумент в карточной игре", Берлин
  • "Праздник Святого Николая Чудотворца в семье", Амстердам
  • "Крестьянская свадьба" или "Обманутый жених, Вена
  • "Бедлам на постоялом дворе", Лувр, Париж
  • "Сценка в гостинице", Амстердам
  • "Клетка с попугаем", Амстердам
  • "Притворная больна"
  • "Визит доктора", Санкт-Петербург
  • "Визит клиента", Будапешт
  • "Болезни влюбленных"
  • "Последствия пьянки"
  • "Свинья всегда грязь найдет", Маурицхейс, Гаага
  • " Одиночка пьяница "
  • "Крестины новорожденного", Берлин
  • "Выбор между молодым и старым, но богатым", Варшава
  • "Крестьяне у постоялого двора"
  • "Женщина за туалетом", различные варианты
  • "Риторы", различные варианты

8. Галерея

  • "Автопортрет с лютней"

  • "Врач и больной" (Анализ мочи), Лейден.

  • "Крестьяне у постоялого двора"

  • "Проделки школьников, когда заснул учитель"

  • "Болезни влюбленных"

  • "Больная и врач" или "болезни влюбленных"

  • "Всегда поклонник"

  • "Визит клиента"

  • "Свинья всегда грязь найдет"

  • "Последствия пьянки"



Источники

  • Всеобщая история искусств, Т 4, "Искусство", 1963 (рус)
  • Кузнецов Ю.И., "Голландская живопись 17-18веков в Ермитаже", Л, "Аврора", 1979 (рус)
  • Wouter Kloek: Een huishouden van Jan Steen. Uitgeverij Verloren, Hilversum 1998, ISBN 90-6550-444-3.



код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам