Danone (укр. "Данон") - французская компания, известный производитель молочных продуктов и других продуктов питания.


1. Профиль компании

Основанная в 1919 году Исааком Карассо в Барселоне. При Второй мировой войны компания была перемещена основателем в Нью-Йорк, где получила наименование Dannon Milk Products Inc. С 1958 года штаб-квартира компании размещается в Франции, в Париже. Деятельность компании сосредоточена на выпуске молочных продуктов, детского питания и минеральной воды. В портфель компании входят такие бренды, как Danone, Активиа, Fantasia, Danissimo, в Evian и др.. Группа Данон представлена ​​в 120 странах. Компании принадлежит более 160 заводов, на которых работают около 80 000 сотрудников. В 2009 году объем продаж Данон составил 15 млрд евро, чистая прибыль - 1,4 млрд евро. В Украине Danone работает с 1998 года. Danone Украина имеет 8 региональных представительств. Компания реализует в Украине молочные продукты под торговыми марками Актимель, Активиа, Растишка, Даниссимо, Живинка, Веселый Пастушок [3].


2. История компании

Именно компания Danone распространила по всему миру такой продукт как йогурт. А в начале ХХ века большинство людей даже не знали о его существовании, в отличие от сегодня, когда он является популярным и обычным молочным продуктом. В то время о йогурт знали только на востоке и Балканах, а развитая Европа и Америка даже не слышали о продукте [4]. Компанию по производству йогурта основал Исаак Карасу, который жил в Греции и с детства знал об этом продукте. Ведь там йогурт продавали прямо на улицах. Идея возникла, когда Карасу ознакомился с гипотезой выдающегося Российского биолога Ильи Мечникова. Ученый изучал влияние болгарской палочки (содержащийся в йогурте) на организм человека и считал, что она хорошо влияет на пищеварение и повышает защитные силы организма. Но в 1912 году вспыхнула Первая Балканская война, Исаак по политическим причинам был вынужден покинуть Грецию, и поехал в Барселоны. Там он сменил фамилию и стал Исаак Карассо, потому что считал, что так ему будет легче привлечь к себе внимание и благосклонность людей. И в 1919 году он создает компанию, которую назвал в честь своего сына Danone означает "маленький Даниэль". Он распространял йогурты через сети аптек. На то было несколько причин: во-первых по профессии Карассо был доктором, и это было ему ближе, во-вторых выводить новый для того времени продукт на рынок было очень рискованным делом, в-третьих аптечные препараты наоборот пользовались значительным спросом. Сначала йогурты продавались по рецепту как лекарства, помогали детям при кишечных расстройствах. Впоследствии пост главы компании занял Даниэль Карассо. Он считал нужным внедрить значительные изменения и переместил компанию в Париж ближе к Института Пастера. Ведь лаборатория Мечникова при Институте была главным поставщиком болгарской палочки для Danone. В то время европейцы уже привыкли к йогурту и считали его не только как лечебным препаратом, но и полезным молочным продуктом. Вскоре наступила вторая мировая война, и Даниэль был вынужден покинуть Европу, как когда-то покинул Грецию его отец. Причиной для этого стало то, что Даниэль Карассо знал о своем еврейские корни и не хотел рисковать. Поэтому он отправился в США, где вскоре основал компанию Dannon Milk Products Inc. Для успеха Даниэлю Карассо пришлось адаптировать продукт к потребностям местного населения. В 1951 году Даниэль Карассо возвращается в Европу с целью восстановить бизнес, потом продает американскую компанию. В 1953 году Danone выпускает свой ​​первый фруктовый йогурт. Это было такой же неожиданностью как и появление йогурта своего времени. В 1967 году происходит слияние компании с ведущим французским производителем сыров Gervais, что вызывает расширение ассортимента продукции. Благодаря этому значительно выросли доходы Danone. В 1973 году происходит слияние с BSN, ведущим производителем окон и изделий из стекла Европе. Далее следовала целый ряд компаний, которые были приобретены корпорацией BSN-Danone-Gervais. Так, начало 1990-х годов компания производила йогурты, сыр, пиво, минеральную воду, детское питание, шампанское, макароны, бисквиты, тосты, различные болеутоляющие средства и многое другое [4]. Политика главы компании Антуана Рибу и поведение на рынке были достаточно агрессивными - он заключал сделки в очень короткие сроки. Это позволило компании усилить позиции на многих рынках. Но со временем некоторые направления бизнеса оказались балластными и впоследствии были проданы. Затем компанию возглавил сын Антуана - Франк Рибу. Именно он инициировал реструктуризацию компании, целью которой было избавление от ненужных брендов. Сегодня компания сконцентрировалась на трех основных для нее направлениях с высоким потенциалом роста: свежие молочные продукты и детское питание, печенье и минеральная вода. Эти продукты питания были полезными для здоровья, а значит, наиболее соответствующие критериям Группы. Деятельность в Западной Европе, в то время насчитывала уже 80% продаж, распространилась на Азию, Африку, Восточную Европу, Северную и Южную Америку. В 2007 году начался новый этап в истории Danone: с одной стороны, был продан направление производства печенья, с другой - произошло объединение с голландской компанией Royal Numico, занимающего передовые позиции в мире в сфере производства детского и медицинского питания [5]. 30 ноября 2010 года Danone и "Юнимилк" объявили о слиянии активов молочного бизнеса в СНГ. В результате была создана объединенная компания, 57,5% акций которой будет контролировать Danone, 42,5% - акционеры "Юнимилка". Кроме этого, Danone (по состоянию на февраль 2008 года) принадлежало 18,36% российской продовольственной компании "Вимм-Билль-Данн" (летом 2010 года в связи со слиянием с "Юнимилком" была достигнута договоренность о продаже этого пакета акций компании "Вимм-Билль-Данн").


3. Danone в Украине

Danone в Украине работает с 1998 года. В 2006 году компания приобрела молокозавод "родичей" в Херсоне, который был модернизирован и переименован в "Данон-Днепр". С июня 2010 года, в результате слияния компаний Danone и "Юнимилк", в число украинских активов "Danone-Юнимилк" вошли три завода - "Данон-Днепр", где выпускается более 80% продукции Danone, завод "Галактон" в Киеве и "Кремез" - в Кременчуге. Компания реализует в Украине молочные продукты под торговыми марками "Актимель", "Активиа", "Растишка", "Даниссимо", "Живинка", "Веселый пастушок", "Биобаланс", "Тема", "Простоквашино", "Галактон" [ 6]. Как и во всех других странах, в Украине "Данон" пропагандирует здоровый образ жизни. Основные виды производимой продукции в Украину: молочные и кисломолочные продукты, сливочное масло, сливки, сметана, молоко и йогурт [7]. Общая доля Danone на рынке всей молочной продукции Украины (по состоянию на август 2011 года) составляет 23,9% в денежном выражении. Это - лидирующая позиция на рынке. В современных молочных продуктах доля "Данон" - "Юнимилк" в объеме производимой продукции - 43,8%, в традиционных молочных продуктах -15,5%. До слияния компаний по данным августа 2010 доля рынка Данон на всем молочном рынке страны составляла 12,5% и "Юнимилка" - 12,1% в денежном выражении. Общий объем производства молочных продуктов на заводах объединенной компании ("Данон-Днепр" в Херсоне, "Галактон" в Киеве и "Кремез" в Кременчуге) - более 130 тысяч тонн продукции в год. [8].


4. Финансовое состояние компании Danone

Основные экономические показатели, характеризующие финансовую деятельность компании с 2010 по 2011 год приведены в таблице:

Наименование категории 2010 2011 Отклонение,%
Валовая выручка, ? млн. 12776 15220 +19,1
Операционный доход, ? млн. 1696 2270 +33,9
Чистая прибыль, ? млн. 1185 1313 +15,0
Суммарные обязательства, ? млн 11261 11055 -1,8
Текущие обязательства 371,6 386,9 +4,0
Величина собственного (акционерного) капитала, ? млн 9018 8644 -4,1
Оборотные средства, ? млн. 1430 1699 +18,8
Товарно-материальные запасы, ? млн. 544 310 - 43,0
Капитальные затраты, ? млн. 12776 15220 +19,1
Капитальные инвестиции, ? млн. 1696 2270 +33,9
Свободный денежный поток, ? млн. 1185 1313 +15,0
Общая сумма активов, ? млн. 11261 11055 -1,8
Количество акций на конец года, шт. 371,6 386,9 +4,0
Цена 1 акции на конец года, ? 9018 8644 -4,1
Рыночная капитализация компании на конец года, ? млн. 32000 22186 -30,7
Прибыль на одну акцию, ? 6,1 3,7 -40,5
Коэффициент общей финансовой независимости, собственного капитала (отношение собственного капитала к общей сумме активов),% 124,9 27,9 +2,4


Коэффициент ликвидности: lr2010 = 1430 / 371,6 = 3,9 lr2011 = 1699 / 386,9 = 4,4
Коэффициент мгновенной ликвидности: qr2010 = (1430 - 544) / 371,6 = 2,4 qr2011 = (1699 - 310) / 386,9 = 3,6
Коэффициенты управления активами: atr2010 = 12776/15784 = 0,81 atr2011 = 15220/4157 = 3,66
Коэффициент задолженности: kl2010 = 11261/15784 = 0,7 kl2011 = 11055/4157 = 2,7
Коэффициент прибыльности по сбыту: Rs2010 = 1185/12776 = 0,1 Rs2011 = 1313/15220 = 0,09
Основной коэффициент доходности: kp2010 = 1696/15784 = 0,11 kp2011 = 2270/4157 = 0,55
Коэффициент прибыли на собственный (акционерный) капитал: ROЕ2010 = 1185/9018 = 0,13 ROЕ2011 = 1313/8644 = 0,15
Отношение цены акции к прибыли: Р/Е2010 = 61,47 / 6,1 = 10,1 Р/Е2011 = 43,18 / 3,7 = 11,7
Балансовая цена акции: book value share 2010 = 9 018 000 000/512851460 = 17,58 евро book value share 2011 = 8 644 000 000/513802144 = 16,82 евро
Коэффициент отношения рыночной стоимости акции к ее стоимости по данным бухгалтерского учета: kmv/bv2010 = 62,4 / 17,58 = 3,55 kmv/bv2011 = 43,18 / 16,82 = 2,57


На основе анализа рыночной и отраслевой ситуации, рассчитанных показателей можно определить такой набор целей МНК на следующий год: 1. Объемы сбыта. При сохранении существующей тенденции к росту объема сбыта компании на 19,1% в год, несмотря на то, что мировые объемы сбыта по профильной продукции вырастут лишь на 5%, а рынок данной продукции приближается к насыщению, хотя и предполагается некоторый рост, свя связан со сглаживанием последствий мирового экономического кризиса, можно прогнозировать рост объемов продаж на 20%. 2. Доходность. Компании в сложившихся кризисных условиях удалось сохранить прибыльность продаж, и даже в некоторой степени улучшить показатели рентабельности активов в предыдущем году. При этом нужно учитывать, что таких улучшений нельзя добиваться снижением размеров активов в критически малых. Поэтому реальной целью на следующий год является сохранение уровня рентабельности на оценке 10-12%. 3. Рыночная стоимость фирмы. Стоимость предприятия определяется путем суммирования стоимости всех акций предприятия, стоимости долговых обязательств, за исключением средств и их эквивалентов. Таким образом, несмотря на то, что стоимость компании в настоящее время составляет примерно 22 186 + 11 055 - 1699 = 31 542 млн. евро., При развитии существующих тенденций изменения показателей, входящих в ее состав, стоит ожидать, что рыночная стоимость компании "Danone" в 2012 году составит: 22186 * 0,693 + 11055 * 0,982 - 1699 * 1,188 = 28815,13 млн. евро. Существенным образом на такое падение стоимости компании делает почти 30% снижение стоимости акций компании при минимальном роста их количества (менее 1%). В тоже время, если компании удастся сохранить имидж и наращивать объемы сбыта, ситуация может наладить.


5. Интересные факты о Danone

  • В 1930-е годы Danone был поставщиком королевского двора Испании.
  • В конце XX века, и в начале XXI Nestle хотела поглотить компанию Danone. Но слияние так и не произошло, поскольку правительство Франции выпустил закон, согласно которому Франция не позволяла продавать свои стратегически важные предприятия зарубежным корпорациям [9].

Примечания

  1. Генеральный директор "Данон-Юнимилк" в Украине Дарио Маркетти: Объединенная компания займет 20% молочного рынка - Дело.ua - delo.ua/opinions/generalnyj-direktor-danon-junimilk-v-ukraine-dario-marketti-o-164517 /
  2. Данон в мире - danone.dn.ua - www.danone.dn.ua/
  3. Danone - Журнал "Корреспондент" - files.korrespondent.net / organizations / danone
  4. а б История Danone: как мир привыкал к йогурту. uptothetop.biz - uptothetop.biz /? p = 175
  5. Официальный сайт Danone в Украине - danone.ua / about_company / view / history
  6. "Danone-Юнимилк" в 2011г инвестировал в завод "Кремез" более 2 млн евро - Телеграфъ -
  7. Данон-Украина - cisbusiness.info - cisbusiness.info/ukraine/data06/inf06868.htm
  8. Глава Данон Украина раскрыл детали сделки с Юнимилк - ЛигаБизнесИнформ -
  9. История успеха компании Danone - Украинская газета.com - www.ukrgazeta.com/5438/