"Gaumont" ( фр. Gaumont - французский киностудия художественных и документальных фильмов основана 1895 инженером, изобретателем, сподвижником кино Леоном говорит. Считается одной из старейших киностудий мира [1].


1. Логотип

Символом компании "L. Gaumont et Cie", ее основатель, Леон Гомон выбрал стилизацию под цветок маргаритку. Это было в знак памяти матери Леона [2]., чье имя было Маргарита. Кроме того, в середине рисунке (по горизонтали) было вписано надпись "Gaumont" (уже потом, в разные годы, надписи эти менялись, в зависимости от наименования компании на то время) [3]. Само же изображение логотипа, со временем, видоизменялись (в середине XX века на эмблеме был изображен планету, окруженную солнечными лучами). А начиная с 70-х годов, стилизованная маргаритка снова стала логотипом Gaumont, к тому же, во всех филиалах компании (в Англии, США, Германии ....) всегда присутствовала стилизация "под маргаритку".


2. История киностудии

История более чем 100-летней компании многогранна: были взлеты и падения, непродолжительное упадок, и возрождение. А в начале 2000-х годов это уже глобальная компания в индустрии кино (присутствует во всех уголках планеты) с уставным капиталом более 180 мльйонив ? и годовым оборотом в сотни миллионов ? и прибыли в 10 миллионов ?.

2.1. Предыстория

Более столетняя кинокомпания Gaumont обязан в своем существовании - талантливому французскому инженеру и сподвижнику фотографии и киноискусства - Леону Гомона. Будучи блестящим студентом, будущим инженером, Леон Гомон был вынужден покинуть колледж в возрасте 16 лет, поскольку его отец был уже не в состоянии продолжать оплачивать его обучение. Тогда Гомон стал пидмайстерком на производстве биноклей, где очень увлекся оптикой, а затем все-таки продолжил обучение, но уже в вечернее время. Интерес оптикой, пизнеше переросло в увлечение фотографией (модным тогда явлением), и благодаря своей природной сообразительности и приобретенными практическими и инженерными навыками - Леон получил благосклонность и славу в кругу фотохудожников и фотомастеров. Вскоре его в 1893 году был приглашен в компании братьев Ричардс - Comptoire General de la Photographie. И уже в возрасте 28 лет, настырный и мастеровитый инженер-оптик Леон Гомон стал, в начале 1895 года, директором этой компании - известного производителя оптического и фотографического оборудования. Но вскоре произошла досадная розмовка между учредителями компании и ее руководством и коллективом, а так как братья Ричардс одиночку не имели достаточных средств на содержание всего коллектива и дальнейшего развития компании - они предложили Леону выкупить ее. И известный в парижском светском и научном кругу Леон Гомон, все-таки совершил это - заручившись поддержкой астронома Джозефа Валло (Joseph Vallot), знаменитого инженера Густава Эйфеля и, несомненно, своего друга - финансиста Альфреда Беснера (Alfred Besnier). Беснер, в июле 1895 года, нашел возможность для приобретения компании с ее оборудованием, а получив контоль над компанией, Гомон с единомышленниками переименовал ее в "L. Gaumont et Cie" (дословно - "Л.Гомон и Компания").


2.2. Начала

На своих началах, компания была известна, как производитель оборудования для фотографирования, и различных оптических приборов (особенно благодаря содействию в научных кругах и громких исследований астронома Джозефа Валло - который пользовался, непосредственно, оптическими новинками и доспехи от инженера Гомона). Будучи видомив в науке, Гомон очень быстро осознал потенциал "синематограф" (основанного братьями Люмьер в 1895 году), он сразу же увлекся этим явлением и начал работать над своими собственными кинокамерами. И уже в следующем году компания вывела на рынок Хронотограф (Chronophotographe), усовершенствованный аппарат, выпущенный на основе патента-разработки изобретателя Джорджа Демени (Georges Demen?). Уже на первых порах своего становления в бизнесе, Гомон показал, очередной раз, свою смекалку и предусмотрительность - так, чтобы увеличить обороты (продажи) своего аппарата-новинки в кинеметографии, он основал еще и параллельный подразделение в своей компании, который занимался выпуском кино-материалов для показа их на этих кино-аппаратах (следует учитывать, что по тем временам огромный спрос на такие кино-продукты). А функции руководителя производственных кино-мастерских стала его секретарь Алис Ги Бланше (Alice Guy Blach?), которая, с тех пор, и считается первой женщиной кино-режиссером. Но все же, к концу 19-го века основной интерес компании Гомона лежал в технической плоскости (производство киноустановок и оптических приборов), тогда как художественный сегмент - был только в развитии.

На рубеже 19-20 веков кинокомпания Гомона стала обществом единомышленников - пионеров кинематографа, Леону удалось собрать вокруг себя прогрессивных творцов кино и переманить нескольких ключевых персон от братьев Люмер и парижских фотостудий. А мода на кино еще больше способствовала развитию компании - спрос на киноустановки рос, дефицит кинолент был еще большим, так, построенная в 1896 - 1897 годах, студия и мастерской в Бют-Шомон, пригодились. А когда же, в 1900 году братья Люмьер отошли от производства кинолент - "Gaumont" стал одним из монополистов киноиндустрии на грани веков (американские / нью-йоркские студии были еще в зачаточном состоянии, как и английские, а главным конкурентом была Парижская киностудия "Path?"). И новаторства Леона Гомона на этом не заканчивались:

  • компания "L. Gaumont et Cie" начинает свою сеть кинозалов (на арендную или концессионных условиях)
  • начали строить свои собственные большие профильные кинозалы - первым из которых был Тh?tre Cin?matographique in Buttes-Chaumont, открытый в 1905 году.
  • студия Гомон стала одной из первых студий, которая запропонуваа "multifilm contracts" (постоянно действующие контракты) для своих режиссеров и актеров (до того это были просто приглашены на одноразовые съемки артисты, режиссеры театра).
  • а уже с 1912 года компания начала добавлять в титры и афиши имена актеров - создавая им условия публичности, и так учреждая систему формирования своих первых кинозвезд (полностью автономных от театральной среды).

2.3. Первая из первых

2.4. Времена Великой депрессии

2.5. Эпоха Николя Сейду

В 1975 году на пост президента компании пришел Николя Сейду. Этот финансист при поддержке своей семьи, постепенно скупив акции компании, начал реорганизацию компании и вывел ее из стагнации. Он значительно ускорил развитие компании, увеличивая парк залов и продолжая амбициозную продюсерскую деятельность. Затем его семья продолжала инвестиции в киноиндустрию и скупив акции второго ключевого игрока французского кино - компании "Pathe". В дальнейшем, семейный бизнес Сейду стал управлять двумя кинокомпаниями, а зал славы "Gamont" и "Pathe" объединены в компании "Europalace". И на конец 20 века компания Леона Гомона стала крупнейшим киногравцем во Франции с годовыми оборотами в сотни миллионов долларов. Компания вновь вернула себе реноме новатора киноиндустрии: внедряя новые методы продвижения, сотрудничества между различными направлениями киноискусства, кино-кооперации (особенно в масштабах европейского кино), внедрение цифровых технологий [4] и самого цифрового кинематографа.


3. Фильмография

За всю историю студии было снято тысячи различных кинолент (документальных, игровых, анимационных, учебных, телевизионных). А самыми стали:

  • 1896 - "Верный Гюстав"
  • 1896 - "Проход молочных коров"
  • 1896 - "Купание в потоке"
  • 1896 - "Ножная ванна"
  • 1896 - "Крестьянин"
  • 1896 - "Сбор свеклы"
  • 1896 - "Птичий рынок"
  • 1896 - "Уход парохода из Гавра"
  • 1896 - "Игра в снежки"
  • 1897 - "Большие фонтаны Версаля"
  • 1897 - "Завтрак птиц в Венском курзале"
  • 1897 - "Выход из заводов Панарда и Левасор"
  • 1897 - "Приезд президента республики на скачки"
  • 1897 - "Заклинательница змей"
  • 1899 - "Плохой суп"
  • 1899 - "Приключения угольщика"
  • 1899 - "Бочар"
  • 1899 - "Молитва моряков"
  • 1899 - "К чему ведет пьянство"
  • 1899 - "Добрая рюмочка абсента"
  • 1899 - "Преступление телячьей головы"
  • 1900 - "Восхождение на Монблан"
  • 1904 - "Свидание по объявлению" → режиссер Альфред Коллинс
  • 1904 - "Убийца и кюре"
  • 1904 - "Маленькие вредители зеленых насаждений" → режиссер Анри Галле
  • 1904 - "Убийство лионского курьера" → режиссер Анри Галле
  • 1904 - "Украденная цыганами" → режиссер Анри Галле
  • 1905 - "Ужасный ребенок"
  • 1905 - "Сон курильщика опиума" → режиссер Жассе
  • 1905 - "Эсмеральда" → режиссер Жассе, Жорж Ато
  • 1905 - "Жизнь Иисуса Христа" → режиссер Жассе, Жорж Ато
  • 1907 - "Блудный сын"
  • 1907 - "Да здравствует саботаж!" → режиссер Альфред Коллинс
  • 1907 - "Автомобильная катастрофа" → режиссер Фейад
  • 1907 - "Намагниченный человек" → режиссер Фейад
  • 1908 - "Фантасмагория" → режиссер Эмиль Коль
  • 1908 - "Драма Фантошы" → режиссер Эмиль Коль
  • 1909 - ?Веселые микробы" → режиссер Эмиль Коль
  • 1911 - серия "Жизнь, как она есть"
  • 1913 - "Фантомас" → Fantomas
  • 1914 - 1915 - "Обрученные в 1914 году"
  • 1914 - 1915 - "Священный союз"
  • 1914 - 1915 - "Тот, кто остается"
  • 1914 - 1915 - "Француженки, будьте бдительны!"
  • 1914 - 1915 - "Смерть на поле чести"
  • 1914 - 1915 - "Полковник Бонтан"
  • 1914 - 1915 - "Леоне любит бельгийцев"
  • 1914 - 1915 - "Герой Изера"
  • 1914 - 1915 - "Другой долг"
  • 1914 - 1915 - Трофеи зуавы
  • 1915 - "Вампиры" (Les vampires)
  • 1917 - "Жюдекс" → Judex
  • 1928 - "Воды Нила" → режиссер Марсель Вандаль
  • 1929 - "Колье королевы" → Гастон Равель
  • 1931 - "Трагедия на шахте" → Г. В. Пабст
  • 1934 - "Аталанта" (L 'Atalante)
  • 1940 - "Дочь землекопа" → режиссер М. Паньоля
  • 1942 - "Газеты приносят в пять часов" → режиссер Ж. Лакомб
  • 1944 - "Негодяй" → режиссер Р. Бийон
  • 1945 - "Блондинка" → режиссер Анри Имеет
  • 1945 - Клетка для соловья → режиссер Ж. Древиль
  • 1947 - Антуан и Антуанетта → режиссер Ж. Беккер
  • 1951 - Каролина, дорога → режиссер Ришар Потье
  • 1952 - Ночные красавицы → режиссер Рене Клер
  • 1954 - Монах-расстрига → режиссер Л. Жоаннон
  • 1954 - Французский канкан (French Cancan)
  • 1956 - Приговоренный к смерти - сбежал → режиссер Р. Брессон
  • 1958 - Живая вода → режиссер Франсуа Вилье
  • 1960 - Такси в Тобрук (Un Taxi pour Tobrouk)
  • 1960 - Безумные годы → режиссер М. Алесандреско и А. Торран)
  • 1964 - Фантомас (Fantomas)
  • 1965 - Фантомас разбушевался (Fantomas Se Dechaine)
  • 1966 - Фантомас против Скотланд-Ярда (Fantomas Contre Scotland Yard)
  • 1968 - Замороженный (Hibernatus)
  • 1968 - Паша (La Pasha)
  • 1970 - Несчастье Альфреда (Les Malheurs d'Alfred)
  • 1970 - Рассеянный (Le Distrait)
  • 1971 - Мания величия (La Folie Des Grandeurs)
  • 1972 - Высокий блондин в черном ботинке (Le Grand Blond Avec Une Chaussure Noir)
  • 1974 - Возвращение высокого блондина (Le Retour Du Grand Blond)
  • 1975 - Волшебная флейта (Trollfl?jten)
  • 1975 - Кузен, кузина (Cousin Cousine)
  • 1976 - Маркиза фон О → режиссер Ромер)
  • 1976 - Дальше - некуда (On Aura Tout Vu)
  • 1977 - Кружевница → режиссер Горетти
  • 1977 - Вероятно, дьявол → режиссер Робер Брессон)
  • 1980 - паяц → режиссер Лотнер)
  • 1980 - Прямой репортаж о смерти (La Mort en direct)
  • 1980 - Укол зонтиком (Le Coup Du Parapluie)
  • 1980 - Бум (La Boum)
  • 1981 - Невезучие (La Ch?vre)
  • 1982 - Бум 2 (La Boum 2)
  • 1982 - Ночь в варенье → режиссер Скола
  • 1982 - Дантон (Danton)
  • 1983 - За нашу любовь → режиссер М. Пиала
  • 1983 - Последняя битва (Le Dernier Combat) → режиссер Л. Бессон
  • 1984 - Кармен → режиссер Франческо Рози
  • 1984 - И корабль плывет ... (E la Nave Va)
  • 1984 - Подземка (Subway) → режиссер Люк Бессон
  • 1985 - Здравствуй, Мария (Je vous salue, Marie)
  • 1986 - Семейный совет (Conseil de famille)
  • 1987 - Держитесь справа (Soigne ta droite)
  • 1988 - Студентка (L'etudiante)
  • 1988 - Голубая бездна (Le Grand Bleu)
  • 1993 - Аромат любви Фанфан (Fanfan)
  • 1994 - Леон (L?on)
  • 1996 - Ягуар (Le Jaguar)
  • 1997 - Пятый элемент (Le Cinqui?me ?l?ment)
  • 2001 - Пришельцы в Америке (Just Visiting)
  • 2002 - Любовь по случаю (Im with Lucy)
  • 2004 - Набережная Орфевр, 36 (36 Quai des Orf?vres)
  • 2006 - Сдача (Cashback)
  • 2006 - Наука сна (La Science des reves)
  • 2007 - Куколка (Chrysalis)
  • 2008 - Ж.К.В.Д. (JCVD)
  • 2008 - Однажды в Марселе (MR 73)
  • 2008 - Разбитое зеркало (The Broken)
  • 2009 - Химера (Splice)

4. Управление кинокомпанией

В начале основания компании ее управления вели двое персон:

  • Леон Гомон - основатель, генеральный директор
  • Алис Ги Бланше (Alice Guy Blach?) - секретарь, руководитель художественной студии (кинопроизводства)

После того, как Леон Гомон отошел от дел, с 1930 года компанией управляли:

  • Пол Кеймен (Paul Keim) - с 1930 по 1938 годы.
  • Ален Пуаре - с 1938 года

С 1975 и по 2000-е годы компания попала под влияние финансовой империи семьи Сейду.

  • Ален Пуаре (Nicolas Seydoux) [5] - президент, главный акционер
  • Сидони Думаса (Sidonie Dumas) - генеральный директор

5. Библиография

  • Philippe BINANT, Au c?ur de la projection num?rique, Actions, 29, 12-13, Kodak, Paris, 2007.
  • Marie-Sophie CORCY, Jacques MALTH?TE, Laurent MANNONI, Jean-Jacques MEUSY, Les Premi?res Ann?es de la soci?t? L. Gaumont et Cie, Afrhc, Biblioth?que du Film, Gaumont, Paris, 1999.
  • Fran?ois GAR?ON, Gaumont. Un si?cle de cin?ma, Gallimard, Paris, 1992.
  • Philippe d'HUGUES et Dominique MULLER, Gaumont, 90 ans de cin?ma, Editions Ramsay, Cin?math?que Fran?aise, Paris, 1986.
  • Nicolas SEYDOUX, Cent ans de r?flexions, Cent ans de cin?ma, 6-15, Gaumont, Neuilly-sur-Seine, 1995.

6. Сноски

  1. Richard Abel, The Cin? Goes to Town: French Cinema, 1896-1914, University of California Press, 1994, p. 10, ISBN 0-520-07936-1
  2. Nicole de Mourgues, "Le g?n?rique de film", ?d. M?ridiens Klincksieck, 1994, 292 p. (ISBN 2-86563-318-7), p. 179.
  3. Галерея логотипов кинокомпании
  4. Cahiers du cin?ma, n ? hors-s?rie, Paris, April 2000, p. 32.
  5. Pr?sentation de la soci?t?