Надо Знать

добавить знаний



Grumman F-14 Tomcat



План:


Введение

F-14 над атомным авианосцем CVN-70 "Карл Винсон"

Грумман F-14 "Томкэт" ( англ. Grumman F-14 Tomcat ) - Двухместный реактивный перехватчик, истребитель-бомбардировщик четвертого поколения, с изменяющейся геометрией крыла производства Grumman Aircraft Engineering Corporation.

Разработанный в начале 1970-х для замены F-4 "Фантом" II. Поставлялся на экспорт в Иран. Снят с вооружения в ВМС США в 2006 и заменен на F/A-18.


1. История разработки

С самого начала работ над проектом F-14 задумывался как самолет, способный овладеть воздушным пространством в непосредственной близости от авианесущих кораблей, из которых предполагалось использовать эти самолеты, как дополнительная задача он также должен был способен наносить удары по тактическим наземным и надводным целям. В январе 1969 года проект F-14 выиграл конкурс объявлен ВМС США, на новый самолет, который предусматривался на замену устаревшим F-4 "Фантом" II. Первый прототип поднялся в воздух 21 декабря 1970 года и за ним сразу пошла предсерийная партия из 11 самолетов. Летом 1972 года были завершены испытания F-14 на авианосцах и промышленные поставки для флота начались в октябре того же года. "Томкэт" составляли эскадрильи истребителей-перехватчиков, в составе авианосных групп.

F-14 был ориентирован в первую очередь на отражение ракетных ударов по корабельным группировкам. Основным элементом F-14 система управления вооружением Hughes AN/AWG-9. По информации министерства обороны СССР, дальность обнаружения цели с ЭПР 3 м - 160 км, сопровождение 24 целей, диапазон работы РЛС 8-10 ГГц. Дальность обнаружения теплопеленгаторы (телескоп) в ППС - 220 км, в ЗПС - 300 км. [2] Для ближнего боя "Томкэт" имеет встроенную 20-мм автоматическую пушку General Electric M61A1 Vulcan, с боевым комплектом в 675 патронов. Основу ракетного вооружения составляли четыре ракеты "воздух-воздух" AIM-54 или AIM-7, располагавшиеся на пилонах под фюзеляжем. F-14 является единственным самолетом, способным нести ракету "воздух-воздух" большой дальности AIM-54A Phoenix. Эта ракета, стоимостью 500 тыс. долларов, способна поражать цели на расстоянии 185 км. Это дает F-14 возможность уничтожать большинство самолетов противника до того, как сам он появится у них на экране радара. В дополнение к ним на подкрыльных пилонах могли располагаться еще четыре ракеты AIM-9 Sidewinder. Кроме того, "Томкэт" был способен нести до 6576 кг наступательного вооружения различного класса.

Работы над F-14A были омрачены потерей первого прототипа в декабре 1970 года, однако несмотря на это, ВМС США были поставлены 478 машин и еще 79 были проданы Иран в 1976 - 1978 годах модификация F-14A-GR. Следующей должна была стать модель F-14B, оснащенный двигателями Pratt & Whitney F401-PW-400, но работы над ней были свернуты. Вместо этого 38 самолетов F-14A начиная с 1986 были переоснащены двигателями General Electric F110-GE-400, и впоследствии получили обозначение F-14B. Модификация F-14D отличалась от предыдущих более мощным радаром Hughes AN/APG-71, система позволяет сопровождать 24 цели и осуществлять захват и запуск ракет по 6 из них одновременно, на разных высотах и ​​дальностях, усовершенствований авионикой и переоборудованной кабиной. Всего было построено 37 самолетов этого типа, еще 104 переделали из ранее выпущенных F-14A они имели обозначение F-14D (R).


2. Эксплуатация

F-14 сопровождает советский разведчик Ту-95, 1991 год

F-14 был принят на вооружение в сентябре 1974. Американские "Томкэт" принимали участие в двух столкновениях с ливийской авиацией над заливом Сидра, сбив в 1981 году два Су-22 (см. первый инцидент в заливе Сидра), а в 1989 году - два МиГ-23 (см. второй инцидент в заливе Сидра).

F-14 принимали участие в операции "Буря в пустыне", где обеспечивали воздушное прикрытие американским бомбардировщикам и штурмовикам. В последующих конфликтах (операция "Умеренная сила", война против Югославии, войны в Афганистане и Ирак) F-14 применялись для нанесения ударов по наземным целям.

Страны-операторы F-14 Tomcat
Страны, которые продолжают эксплуатацию F-14 Tomcat
Страны, которые завершили эксплуатацию F-14 Tomcat

3. F-14 ВВС Ирана

Иран был единственной страной, куда экспортировались F-14. Всего было поставлено 79 самолетов, участвовавших в ирано-иракской войне. Несмотря на проблемы с запчастями, "Томкэт" до сих пор эксплуатируются иранскими ВВС.

Иран заказал 80 истребителей вместе с вооружением и запчастями в 1974 году. Весь парк самолетов начал службу тремя годами позже, к этому времени было обучено более 120 экипажей и почти столько же наземного персонала.

Несмотря на исламская революция 1979, в результате которой были приостановлены все отношения с США, иранские Tomcat оставались боеспособными.

Через год они приняли участие в войне с Ираком, во время которой их пилоты уничтожили более 200 целей. Хотя количество целей осталось неуточненным, более 25 из них были уничтожены ракетами AIM-54 Phoenix.

В 2008 году на вооружении Ирана находилось более 40 самолетов. И в конце 2006-2007 годов они не только провели несколько бескровных воздушных встреч с американскими и британскими истребителями, которые действуют вдоль границ Ирана, но также сбили два разведывательных беспилотные летательные аппараты (предположительно США) в воздушном пространстве Ирана.


4. Снятие с вооружения

Сначала окончания эксплуатации F-14 было запланировано на 2008 год, но успешное введение в действие истребителей F-18E / F Super Hornet позволило сделать это раньше установленного срока.

F-14 официально сняты с вооружения ВМС США 22 сентября 2006 года, последний полет эскадрильи VF-31 и VF-213 оснащены F-14D совершили 10 марта того же года, все самолеты моделей A и B были выведены в резерв еще раньше [3].


5. Варианты

F-14D
YF-14A
Прототипы и предсерийные самолеты. Построено 12 экземпляров.
F-14A
Двухместный всепогодный истребитель-перехватчик для ВМС США. Позже в состав вооружения были добавлены высокоточные боеприпасы. В ВМС США были поставлены 545 самолетов. Последние 102 самолета были оснащены усовершенствованными двигателями TF30-P-414A.

В Иран планировалось отправить 80 самолетов, однако было поставлено только 79; 80-й иранский самолет остался в ВМС США.

F-14A + или F-14B
Улучшенная версия самолета F-14A с двигателями GE F110-400. Большая часть оборудования, в том числе радар AWG-9, оставлена ​​без изменений. Позже получил обозначение F-14B. Всего было построено 38 самолетов F-14B, еще 48 были переоборудованы из варианта F-14A. [4] В конце 90-х годов в 67 F-14B был продлен ресурс планера и улучшено бортовое оборудование. Модифицированные самолеты получили обозначение F-14B Upgrade.
F-14D Super Tomcat
Последняя модификация F-14 с двигателями GE F110-400. Аналоговое бортовое оборудование было заменено на цифровое, также был установлен новый радар APG-71. Было построено 37 самолетов модификации F-14D, еще 18 были переоборудованы из варианта F-14A. [4]

6. Тактико-технические характеристики (F-14D Super Tomcat)

Трехмерная проекция Grumman F-14 Tomcat.

6.1. Технические характеристики

  • Экипаж : 2 человека (пилот и оператор вооружения)
  • Длина : 19,1 м
  • Размах крыла
    • В сложенном состоянии: 11,65 м
    • В развернутом положении: 19,45 м
  • Высота : 4,88 м
  • Площадь крыла: 54,5 м
  • Профиль крыла NACA 64A209.65 mod корень крыла, 64A208.91 mod законцовках крыла
  • Масса пустого: 19838 кг
  • Масса снаряженного: 27700 кг
  • Максимальная взлетная масса: 33720 кг
  • Двигатель : 2 двухконтурных турбореактивных с форсажной камерой General Electric F110-GE-400

6.2. Летные характеристики


6.3. Вооружение

  • Пушечное: 1 шестиствольная пушка M61A-1 Vulcan калибра 20 мм, 675 снарядов
  • Боевая нагрузка: 5900 кг различного вооружения:
    • Ракеты "воздух-воздух": AIM-54 Phoenix, AIM-7 Sparrow, AIM-9 Sidewinder
    • Бомбовое вооружение: GBU-10, GBU-12, GBU-16, GBU-24, GBU-24E Paveway I / II / III LGB, GBU-31, GBU-38 JDAM, Mk-20 Rockeye II, Mk-82, Mk -83 и Mk-84
  • Варианты вооружения:
    • 2 AIM-9 + 6 AIM-54
    • 2 AIM-9 + 2 AIM-54 + 4 AIM-7
    • 2 AIM-9 + 4 AIM-54 + 2 AIM-7
    • 2 AIM-9 + 6 AIM-7
    • 4 AIM-9 + 4 AIM-54
    • 4 AIM-9 + 4 AIM-7

7. Дополнительные факты

  • На F-14 летала Кара Халтгрин, первая в истории ВМС США женщина, которая получила квалификацию летчика-истребителя. Она погибла в авиакатастрофе 25 октября 1994.

Примечания

  1. Bob Petrella (Writer), Max Raphael (Narrator). (2002, 12 March). Modern Marvels [DVD]. The History Channel.
  2. Министерство обороны СССР. Палубный истребитель F-14. 1984 с.33, 44 - www.airwar.ru/other/bibl/f14book.html
  3. Официальные данные ВМС США - www.navy.mil/navydata/fact_display.asp?cid=1100&tid=1100&ct=1 (Англ.)
  4. а б Anft, Torsent. "F-14 Bureau Numbers" - www.anft.net/f-14/f14-serial.htm. Home of MATS . http://www.anft.net/f-14/f14-serial.htm - www.anft.net/f-14/f14-serial.htm . Проверено 2008-03-05 .

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам