Lockheed F-104 Starfighter

Локхид F-104 Старфайтер ( англ. Lockheed F-104 Starfighter ; Англ. "Starfighter" = "Звездный воин", или "Боец со звездами") - одно-или двухместный истребитель, истребитель-перехватчик, истребитель-бомбардировщик.


1. Общая информация

NF-104, набирает высоту с включенным ЖРД
Taiwan Air Force F-104J

F-104 был разработан фирмой Локхид с учетом опыта войны в Корее. Высокие скоростные характеристики были основными при разработке этого самолета, который потом часто называли ракетой с человеком внутри. Работа над проектом самолета началась в 1951 году. Контракт на производство первых двух прототипов был подписан в 1953 и первый из них поднялся в воздух 7 февраля 1954, всего через 11 месяцев.

7 мая 1958 майор Говард Джонсон (Howard C. Johnson) поднялся на этой машине на высоту 27 830 м. 14 декабря 1959 года F-104С побил мировой рекорд высоты 31534 м (103 389 футов) и стал первым в истории самолетом, поднялся выше 100000 футов.

История разработки и использования Первый экземпляр XF-104 (англ.) русск.

F-104 был разработан фирмой Локхид с учетом опыта войны в Корее. Высокие летные характеристики были положены в основу при разработке этого самолета, который впоследствии часто называли ракетой с человеком внутри. Работа над проектом самолета начались в 1951 году. Контракт на производство первых двух прототипов был подписан в 1953 и первый из них поднялся в атмосферу 7 февраля 1954 года, только через 11 месяцев. Первые боевые машины стали поступать в ВВС США с января 1958 и носили обозначение F-104A. Эта модификация не была по-настоящему всепогодной и поэтому широко распространения не получила. В ВВС США только две эскадрильи были укомплектованы F-104A. Кроме того, эти самолеты поставлялись в ВВС ФРГ, Тайваня и Пакистана, и приняли участие в индо-пакистанских конфликтах 1965 и 1971 годов.

Общая информация

Короткие крылья F-104 стали его отличительной чертой, их максимальная толщина была всего 10,16 см и они имели такие острые кромки при парковке F-104 на крылья надевали специальные защитные чехлы, чтобы защитить от травм членов аэродромной команды.

F-104 был первым самолетом, скорость которого вдвое превышала скорость звука, а также первым самолетом, который в одно и то же время установил рекорды скорости и высоты полета. 7 мая 1958 майор Говард Джонсон (Howard C. Johnson) поднялся на этой машине высотой 27 830 м, а 16 мая капитан Уолтер Ирвин (Walter W. Irwin) достиг скорости 2259,3 км / час. 14 декабря 1959 F-104с побил мировой рекорд высоты 31 534 м (103 389 футов) и стал первым в истории самолетом, который поднялся выше 100 тыс. футов.

F-104G, который поднялся в небо в октябре 1960, был практически полностью переработанной версией, разработанной специально для Немецких ВВС, и выполнял роль истребителя-бомбардировщика. Считается, что именно эта модель F-104 была удачной.

Этот самолет использовался шире в военно-воздушных силах других стран, чем в самих США - ВВС США использовали только третью часть от общего числа построенных самолетов. Остальные машины находились на службе в военно-воздушных силах Канады, Германии, Италии, Японии, Бельгии, Дании, Греции, Норвегии, Испании, Тайваня, Иордании, Пакистана и Турции. В США последние F-104 служили в Национальной гвардии и были сняты с боевого дежурства в 1975 году. В 1997-98 Итальянские ВВС модернизировали находятся у них на вооружении F-104.


2. Аварийность

F-104 получил печальную известность благодаря высокому уровню аварийности и даже получил печальное прозвище "Widowmaker" ("Вдоводел") из-за большого количества катастроф [1]. Худшую репутацию "Старфайтер" приобрел у ВВС ФРГ: всего на вооружение западногерманских ВВС поступило 916 самолетов (треть всех построенных), из которых примерно 292 (т.е. ~ 30%) были потеряны в летных происшествиях; погибло 116 пилотов [2] [ 3]. В худший период показатель аварийности составил 139 летных происшествий на 100 000 часов [4]. Наибольшее число происшествий пришлось на первые годы эксплуатации, в дальнейшем принимаемые руководством ВВС меры привели к снижению их числа в конце 1960-х годов, но и в 1970-е ежегодно разбивалось около десятка самолетов. Тема катастроф "Старфайтер" имела большой резонанс в немецких средствах массовой информации и вышла на политический уровень (ходила даже шутка о том, как получить "Старфайтер": достаточно купить ферму и ждать, когда он на нее упадет [2]).

На самом деле уровень аварийности немецких машин, хотя и очень высокий, не был каким-то исключительным. Следует отметить, что ВВС ФРГ потеряли в летных происшествиях 36% своих F-84F "Тандерстрик" [4], однако этот факт остался сравнительно малоизвестным.

Абсолютная цифра разбились самолетов была действительно рекордной, но по уровню относительной аварийности первое место занимали ВВС Канады, потеряли примерно 46% своего парка F-104 [5]. Примечательно, что ВВС Испании, эксплуатировали около 20 F-104 в течение семи лет с налетом около 17 000 часов, не потеряли ни единой машины [6] [7].

В катастрофах "Старфайтер" погибли: в июле 1958 - ас Корейской войны Айвен Кинчелоу (Iven Carl Kincheloe, Jr.), В декабре 1967 - первый чернокожий астронавт Роберт Лоуренс (Robert Henry Lawrence, Jr.). Жертвой "Старфайтер" едва не стал известный летчик-испытатель Чак Йегер. В столкновении с F-104 было потеряно один из двух экспериментальных "трехмахових" бомбардировщиков XB-70 "Валькирия". Боевое применение

В боевых действиях F-104 принимал ограниченное участие.

 Вьетнамская война. Истребители ВВС США дважды направлялись в Южный Вьетнам, где использовались для прикрытия самолетов дальнего радиолокационного обнаружения EC-121, непосредственной поддержки войск и разведки (в том числе над Лаосом). Боев с северовьетнамскимы истребителями не было, но один самолет, нечаянно оказался в воздушном пространстве Китая, был сбит китайским МиГ-19. 

F-104 ВВС Турции участвовали в вооруженном конфликте на Кипре в 1974, а также в операциях против курдских повстанцев. F-104 ВВС Тайваня во время тренировочных полетов несколько раз встречались с китайскими истребителями, в результате чего по меньшей мере два китайских МиГ-19 были сбиты.


3. См.также

Локгидський скандал