Надо Знать

добавить знаний



Lockheed F-117 Nighthawk


F-117 над пустыней в Неваде

План:


Введение

Локхид F-117 "Найт Хок" ( англ. Lockheed F-117 Night Hawk ) - Одноместный дозвуковой тактический малозаметный ударный самолет американской фирмы Lockheed Martin, предназначенный для тайного проникновения через систему ПВО противника и атак стратегически важных наземных объектов военной инфраструктуры (ракетные базы, аэродромы, центры управления и связи и т.п.). Стоимость производства 111,2 млн. дол. [1] Первый полет выполнил 18 июня 1981. Последний серийный экземпляр был поставлен ВВС США в 1990 году. F-117 достаточно успешно применялся в ряде военных конфликтов. Самолеты этого типа были полностью сняты с вооружения в середине 2008.


1. История создания

Обозначение и название

Все серийные самолеты F-117 были выпущены в модификации F-117A. Других модификаций не существовало. Предлагались фирмой Локхид проекты F-117B, F-117N (палубного базирования) и A/F-117X были отвергнуты.

Официальное название F-117 в ВВС США - "Найт Хок" (Night Hawk - англ. Ночной Ястреб ), Хотя встречается и слитное написание "Найтхок". Согласно системе обозначений авиатехники в вооруженных силах США, литера F присваивается истребителям. Причина, почему "Найт Хок" был классифицирован как истребитель и состоял на вооружении истребительных эскадрилий, остается неясной; вопреки сложившемуся в популярной культуре образа "истребителя Стелс" ( англ. Stealth Fighter ), F-117 является тактическим ударным самолетом ( бомбардировщиком / штурмовиком) и никогда не предназначался для выполнения истребительных задач. Аналогичная ситуация имела место с тактическим / стратегическим бомбардировщиком F-111, также носил "истребительное" обозначение.


2. Эксплуатация

F-117 в полете

Факт существования самолета F-117 впервые был официально признан 10 ноября 1988, когда Пентагон выпустил пресс-релиз с описанием истории создания самолета и обнародовал одну ретушированными фотографию. [2] Первый публичный показ двух F-117 состоялся 21 апреля 1990. В 1991 после войны в Персидском заливе "Найт Хок" был продемонстрирован на Парижском авиасалоне.

Сначала все F-117 состояли на вооружении 4450-й тактической группы (авиабаза Тонопа, Невада). В 1989 в группа вошла в состав 37-го тактического истребительного крылья. В 1992 году все самолеты были переведены на авиабазу Холломэн в сорок девятом истребительное крыло. Они находились на вооружении трех эскадрилий: двух боевых (8-я истребительная Черная овца", 9-я истребительная Летающие рыцари") и одной учебной (7-я эскадрилья боевой подготовки "Кричащие демоны").

Пилоты F-117 называли себя "бандиты" (Bandit). Каждый из 558 "бандитов", когда-нибудь летали на "Найт Хоке", имел свой порядковый номер, таким образом, например, бригадный генерал Грегори Фист (Gregory Feest) "Бандит 261" был 261-м пилотом, допущенным к полетам [3].


2.1. Боевое применение

3. Конструкция самолета

Конструкция самолета основана на стелс-технологии, в разработке которой использованы идеи российского физика-теоретика в области дифракции электромагнитных волн Петра Яковлевича Уфимцева, изложенные в 1962 году в его монографии "Метод краевых волн в физической теории дифракции". [4] [5]

Сам самолет построен по аэродинамической схеме "летающее крыло" [6] [7] с V-образным оперением. Совсем не характерно для дозвуковых самолетов крыло большой стреловидности (67,5 ) с острой передней кромкой, очерченный прямыми линиями профиль крыла, граненый фюзеляж, образованный плоскими трапецевидими и треугольными панелями расположены таким образом друг друга, чтобы отражать электромагнитные волны в сторону от РЛС противника. Такая форма самолета, построенного по концепции плоскостей-отражателей, получила название "фасеточный" (от фр. facette - Грань). Расположенные над крылом с обеих сторон фюзеляжа плоские воздухозаборники имеют продольные перегородки из радиопоглощающих материалов. Часть потока холодного воздуха отделяется на входе в воздухозаборники и, минуя двигатели, попадает в екранируеме крылом плоские сопла, имеющих размеры 165 х 25 см, нижние панели которых покрыты теплопоглощающие керамическими плитками, что значительно снижает ИК-заметность самолета. Самолет не имеет внешних подвесок, все вооружение размещено на фюзеляже.

Контуры щелей, образующихся в местах соединения фонаря кабины с фюзеляж ем, створки отсеков шасси и вооружения имеют пилообразную форму, что также обеспечивает эффективное рассеяние электромагнитной энергии и предотвращает ее прямое отражение в направлении приемопередающую антенны РЛС противника.

В конструкции самолета широко применены полимерные композиционные материалы и радиопоглощающих материалы и покрытия. В конструкции планера на долю металлических сплавов приходится только 10 процентов массы. В результате этих мер, эффективная поверхность рассеяния самолета при облучении его локатором спереди была снижена, по некоторым данным, до 0,025 м [8] [9], в несколько десятков раз меньше, чем ЭПР обычных самолетов подобных размеров.

Граненая форма фюзеляжа и необычный профиль крыла значительно ухудшают аэродинамические характеристики самолета. В процессе проектирования был достигнут компромисс, при котором требования малой заметности радиолокации взяли верх над требованиями аэродинамики - аэродинамическое качество самолета равно 4 (это немного лучше, чем в Орбитера Спейс шаттл) [10], в результате оказывается невозможным полет на сверхзвуковой скорости, ограничивается радиус действия, уменьшается боевую нагрузку и маневренность.

Следует заметить, что, несмотря на такие радикальные решения, конструкторам не удалось достичь конечной цели - построить самолет, неуязвим для противника. Во-первых, из-за ухудшившейся аэродинамики F-117 был плохо защищен от атак истребителей противника, если им удавалось его обнаружить. Во-вторых, заложенные в конструкцию идеи могли снизить видимость лишь до определенного предела, а также не обеспечивали очень низкого ЭПР для радиолокационных систем, в которых приемник и передатчик были разнесены по разным точкам. В результате советские зенитные комплексы С-200 и С-300 могли вести по нему огонь с большими шансами на попадание, а более старые модернизированные С-125 хоть и не гарантировали поражения, но также могли представлять угрозу. В частности, при налетах на Югославию F-117 был сбит именно с помощью комплекса С-125 3-й батареи 250-й бригады ПВО под командованием сербского полковника Данные Золтана [5].


3.1. Аварии и катастрофы

За всю историю эксплуатации самолетов F-117, по официальным данным, было потеряно 7 машин (не более 10% от общего числа построенных), в том числе один F-117 был сбит в ходе боевых действий [11].

  • 20 апреля 1982 - F-117A (сер. номер 80-0785), подполковник Боб Райденауер (Bob Ridenhauer) "Бандит 102". Самолет разбился на взлете из-за неправильно настроенной на заводе системы управления полетом. Пилот не успел катапультироваться, получил тяжелые травмы и был списан с летной работы.
  • 11 июля 1986 - F-117A (сер. номер 81-0792), майор Росс Малхейр (Ross Mulhare) "Бандит 198". Самолет столкнулся с землей в районе Бейкерсфилд, Калифорния, во время ночного полета. Причина - дезориентация пилота, имевшего малый налет на F-117. Майор Малхейр погиб.
  • 14 октября 1987 - F-117A (сер. номер 83-0815), майор Майкл Стюарт (Michael Stewart) "Бандит 231". Самолет столкнулся с землей в районе Тонопа во время ночного полета. Причина - дезориентация пилота, имевшего малый налет на F-117. Майор Стюарт погиб.
  • 4 августа 1992 - F-117A (сер. номер 85-0801), капитан Джон Миллз (John Mills) "Бандит 402". Самолет загорелся во время ночного вылета возле авиабазы ​​Холломэн и взорвался в воздухе. Причина - ошибка наземного технического персонала при обслуживании. Капитан Миллз благополучно катапультировался.
  • 10 мая 1995 - F-117A (сер. номер 85-0822), капитан Кеннет Левенс (Kenneth Levens) "Бандит 461". Самолет столкнулся с землей в районе Зуни, Нью-Мексико, во время ночного полета. Предполагаемая причина - дезориентация пилота, имевшего малый налет на F-117. Капитан Левенс погиб.
  • 14 сентября 1997 - F-117A (сер. номер 81-0793), майор Брайан Найт (Bryan Knight) "Бандит 437". Самолет разрушился в воздухе и врезался в здание во время авиационного шоу в Чесапик, Мэриленд. Авария произошла по техническим причинам, которая привела к потере пилотом управления. На земле пострадали 4 человека. Майор Найт благополучно катапультировался [12].
  • 27 марта 1999 - F-117A (сер. номер 82-0806), подполковник Дейл Зелко (Dale Zelko). Самолет сбит в районе села Будановцы в ходе военной операции НАТО против Югославии [13]. Подполковник Зелко удачно катапультировался и был эвакуирован поисково-спасательной группой. Согласно общепринятой версии, F-117 был сбит зенитно-ракетным комплексом С-125 (ракета 5В27Д производства завода им. XX партсъезда (ныне Авитек) 1976 [14]) 3-й батареи 250-й бригады ПВО (командир батареи - Золтан Данные). Существовали версии об участии ЗРК "Куб" или истребителей МиГ-29 и МиГ-21. По утверждению некоторых источников (в частности, российского автора Владимира Ильина и аргентинского Диего Зампини), F-117 был сбит истребителем МиГ-29, пилотируемый подполковником Гвозденом Дюкичем. В то же время сербская газета "Политика" сообщает, что "Гвоздем Дюкич" (Gvozden Đukić) - это боевой псевдоним, который использовали Золтану Данные в ходе войны [15]. Пилотом F-117 иногда ошибочно указывается капитан Кен Двили, поскольку он летал на этой машине в США и на ее фюзеляже было написано его имя.
  • 1 апреля 1999 - F-117A был поврежден и совершил вынужденную посадку [13]
  • 5 апреля 1999 - F-117A, по заявлениям сербской стороны был уничтожен во время атаки телебашни "Црвена Кот", однако потеря данного самолета американцами не подтверждается [13].

3.2. Снятие с вооружения

ВВС США собирались эксплуатировать F-117 по крайней мере до 2018 года [16], однако нехватка денег на закупку новых многоцелевых истребителей F-22 заставила их начать процесс снятия Найт Хока с вооружения гораздо раньше. Официально об этом было объявлено осенью 2006 года. В том же году была закрыта школа подготовки пилотов F-117, ее последний выпуск состоялся 13 октября [17].

Первые десять F-117 были сняты с вооружения в декабре 2006 года. До марта 2008 ВВС США продолжали эксплуатировать 15 самолетов этого типа [18]. Формально процедура снятия с вооружения завершилась 22 апреля того же года, когда четыре F-117 в последний раз поднялись в воздух, совершив перелет на авиабазу Тонопа [19].

Три проекции F-117

4. Тактико-технические характеристики

Источники [7] [20] [21]

4.1. Технические характеристики

* Пустого: 13380 кг
* Нормальная: 21150 кг
Максимальная: 23815 кг
* Боевая нагрузка: 2270 кг (2500 кг при уменьшении запаса топлива)
* Топливо: 5500 кг
* Нагрузка на крыло:
* При максимальной взлетной массе: 327 кг / м
* При нормальной взлетной массе: 290 кг / м
  • Фронтальная ЭПР: по некоторым данным 0,025 м [8] [9] (для моностатической РЛС X-диапазона), по другим 0,1 - 0,01 [7]
Файл Engines f404.jpg
General Electric F404-F1D2

4.2. Двигатель

  • Тип двигателя: 2 х ТРДД General Electric F404-F1D2
* Тяга максимальная: 2 x 4850 кгс
* При нормальной взлетной массе: 0,46
* При максимальной взлетной массе: 0,41
F-117 в полете

4.3. Летные характеристики

  • Максимальная скорость : 993 км / ч (0,91 М)
  • Крейсерская скорость: 905 км / ч (0,83 М)
  • Дальность: 1720 км
* Боевой радиус: 860 км
  • Практический потолок: 13700 м
  • Максимальная эксп. перегрузки: +6 G

5. Влияние

Крайне своеобразный внешний вид самолета стал источником вдохновения для некоторых дизайнеров, в результате чего появились, например, концепт Lamborghini F-117 [22], стилизованный тюнинг для Ferrari 458 Italia [23] и ноутбук ASUS ROG G73Jh [24] [25].

6. Появления в фильмах

  • Захват 2: Темная территория
  • Перехватчик
  • Приказано уничтожить - используется вымышленная десантная модификация. С ее помощью команда спецназа проникает на захваченный террористами самолет.
  • Филадельфийский эксперимент 2 (фильм) - самолет попадает в прошлое, в 1945 году. Доставленную на этом самолете атомную бомбу фашистская Германия сбрасывает на Нью-Йорк и побеждает во второй мировой войне. Начинается альтернативная реальность.

7. Примечания

  1. Aronstein and Piccirillo 1997, ст. 267
  2. F-117 Development - www.vectorsite.net/avf117_1.html
  3. Air Force's stealth fighters making final flights - www.cnn.com/2008/US/03/11/stealth.fighter.ap/index.html
  4. Головлев Н. Списание "Ночного ястреба" - www.lenta.ru/articles/2008/03/12/nochjast/
  5. а б Lenta.ru: Оружие: В копирку - lenta.ru/articles/2011/01/24/j20 /
  6. Журнал "Авиация и Время" № 01 2002 год.
  7. а б в html F-117 на сайте Paralay.com - paralay.com/f117.
  8. а б [Http :/ / www.cfc.forces.gc.ca/papers/csc/csc29/mds/hudson "SU-34/32FN Fullback Long range fighter-bomber"] . http :/ / www.cfc.forces.gc.ca/papers/csc/csc29/mds/hudson . } См. Figure 1.
  9. а б Приводится по Stealth Warplanes By Doug Richardson, 2001 (2nd edition), стр. 57 = frontcover & dq = Richardson, + Stealth & hl = en & ei = 6TzvS6TYFM2QOO3SgJYI & sa = X & oi = book_result & ct = result & resnum = 2 & ved = 0CCkQ6AEwAQ # v = snippet & q = physical% 20size% 20compared% 20to% 20RCS & f = false - books.google.com / books? id = qZlrReU-cMkC & printsec
  10. (Рус.) F-117 Nighthawk. Описание. - www.airwar.ru/enc/fighter/f117.html
  11. Информация о летных происшествиях приведена по данным сайта http://www.f-117a.com/ - www.f-117a.com/
  12. (Англ.) Видео катастрофы F-117A 14 сентября 1997. - www.youtube.com/watch?v=X2wYvr20nAg
  13. а б в F-117 на сайте Paralay.com - paralay.com/f117.html - "Настоящим шоком для Америки стало уничтожение на третьи сутки боевых действий (27 марта в 20.55) первого F-117A", "1 апреля на аэродроме Плесо (г. Загреб, Хорватия) совершил вынужденную посадку другой F-117A, получивший боевые повреждения "," Еще один самолет этого типа, по сообщениям сербов, был потерян 5 апреля во время атаки телебашни "Црвена Кот" ".
  14. Машиностроительное предприятие "Авитек" / / Энциклопедия земли Вятской. - 560 с.
  15. Miroslav Lazanski. Kako je oboren F-117 - www.politika.rs/rubrike/Drustvo/t23692.lt.html
  16. F-117A Nighthawk (FAS.org) - www.fas.org/man/dod-101/sys/ac/f-117.htm
  17. F-117 pilot school closes - www.airforcetimes.com/legacy/new/1-292925-2308561.php
  18. The USAF prepares one of its icons for retirement - www.dailytech.com / USAF Will Send Last F117s Into Retirement/article11051.htm
  19. . asp? s = 8210636 Last of Air Force's F-117 Nighthawks Retire in Tonopah - www.lasvegasnow.com / global / story
  20. LOCKHEED F-117A NIGHTHAWK на сайте национального музея ВВС США - www.nationalmuseum.af.mil/factsheets/factsheet.asp?id=410
  21. F-117 Development. Air Vectors - www.faqs.org/docs/air/avf1171.html
  22. Lamborghini F-117 - xage.ru / comments.php? id = 13591
  23. Немецкая компания превратила Ferrari 458 Italia в истребитель-невидимку - auto.newsru.com/article/03jun2010/tun
  24. Игровой ноутбук ASUS ROG G73Jh "стелс" представлен официально - www.ixbt.com/news/hard/index.shtml?12/95/96
  25. E2% 80% 98stealth-fighter% E2% 80% 98-ultimate-gaming-laptop/ASUS G73JH - ASUS Launch the G73 "Stealth-Fighter 'Ultimate Gaming Laptop - asus.co.uk / pr / press-release / laptops / asus-launch-the-g73-%

См.. также

  • Стелс-технология
  • B-2 Spirit
  • F-35

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам