McDonnell Douglas F-4 Phantom II

Макдоннел-Дуглас F-4 "Фантом" II ( англ. McDonnell Douglas F-4 Phantom II ) - Многоцелевой истребитель, самолет наземной поддержки третьего поколения.


1. Общие положения

F-4 можно считать одним из самых удачных и лучших самолетов, универсальность которого не ставится под сомнение. Этот самолет был разработан по заказу военно-морских сил США, вообще-то, с целью защиты кораблей и был предназначен для замены старого F-3 Демон. Кроме того, на него возлагали задачу по перехвату советских стратегических истребителей. Но когда F-4 развил скорость больше чем в F-104 "Старфайтер", который находился в то время в использовании военно-воздушных сил США. Узнав о такой ситуации, последние очень заинтересовались и в конце заказали "Фантом" для себя.

Сначала F-4 использовался ВМС США как истребитель-перехватчик, но впоследствии он вступил в корпус морской пехоты США в качестве самолета наземной поддержки. Новая конструкция сделала его первым типом самолета среди американских машин, которые использовались одновременно ВВС, ВМС и морской пехотой США.

F-4 был оборудован новейшей электроникой. Он первым среди самолетов такого типа мог находить цели в воздухе без помощи наземных станций. Таким образом "Фантом" смог записать на свой счет более 150 побед в воздушных сражениях.

Благодаря возможности в два раза превышать скорость звука, этот самолет сразу же полюбился пилотам как простая и очень надежная машина. На F-4 было установлено мировых рекордов, среди которых:

  • рекорд высоты полета в 30 040 метров ( 6 декабря 1959);
  • рекорд скорости - 2585,425 км / ч ( 22 ноября 1961);
  • рекорд скорости на земле - 1452 км / ч, никто не мог преодолеть 16 лет.

"Фантом" производили с 1958 по 1979 год, всего было собрано 5195 машин. 5057 из которых в Сент-Луисе, штат Миссури, США и еще 138 изготовили на заводах Мицубиси в Японии. Пик производства F-4 пришелся на 1967 год, когда завод Макдоннел изготовлял более 70 самолетов в месяц. На вооружении ВВС США было 2874 таких самолетов, в то время как в ВМС и морской пехоты только 1264.

Страны-операторы F-4 Phantom II
Страны, которые сняли с вооружения F-4 Phantom II
Страны, которые продолжают эксплуатацию F-4 Phantom II
Трехмерная проекция самолета F-4 Phantom II

2. Другие страны

Постоянно обновляя конфигурацию, "Фантомы" использовались в 11 странах: Австралии, Великобритании, ФРГ, Греции, Египта, Израиля, Ирана, Испании, Южной Корее, Турции и Японии.

В Великобритании "Фантомы" несли службу одновременно в ВВС и на флоте начиная с 1968 года и последний самолет был снят с вооружения в январе 1992 года. В США "Фантом" вышел из активного использования в 1996. В 1998 году, когда праздновали 40-летие самолета, он все еще был на вооружении 9 стран: ФРГ, Греции, Египте, Израиле, Иране, Испании, Турции, Южной Кореи, Японии. К тому же, все кроме Ирана и Испании планируют провести модернизацию своих F-4, для того, чтобы использовать "Фантомы" в 2015 года.


3. Модификации

Сначала самолеты для ВМС носили отметку F4H, а самолеты для ВВС - F-110 "Спектр". В 1962 году в связи с унификацией системы обозначения самолетов в вооруженных силах США все "Фантомы" получили названия F-4.

3.1. Вариации для ВМС и морской пехоты США

  • F4H-1F (F-4A) - первая модификация (45 самолетов собрано)
  • F4H-1 (F-4B) - истребитель-бомбардировщик с двигателями J79-GE-8A (B) (649 самолетов собрано)
  • RF-4В (F4Н-1Р) - разведчик на основе F-4В
  • F-4G (не путать с F-4G "Уайлд Визл") - вариант F-4В (12 самолетов собрано)
  • F-4J - палубный многоцелевой истребитель
  • F-4N - палубный истребитель, модифицированный с F-4В с прочной конструкцией и новым оборудованием
  • F-4S - палубный истребитель, модифицированный с F-4J с прочной конструкцией, модернизированным двигателем и оборудованием

3.2. Вариации для ВВС США

  • F-4С - первая серийная модификация для ВВС США. Сначала обозначался как F-110A.
  • RF-4С (RF-110А) - невооруженный разведчик на основе F-4С.
  • F-4D - улучшение F-4С.
  • F-4Е - улучшенный многоцелевой истребитель.
  • F-4G "Уайлд Визл" V (не путать с F-4G для ВМС) - протирадиолокацийний самолет, перестроенный из истребителя F-4Е.