The Smiths - английский альтернативная рок-группа, сформированная в Манчестере в 1982 году. Основанная на соавторстве Моррисси (вокал) и Джонни Марра (гитара), а также Энди Рурк (бас) и Майк Джойс (ударные). Семь альбомов группы поднимались на вершину UK Indie Charts; по этому показателю The Smiths догнали Depeche Mode и New Order. Группа подписала контракт с независимым лейблом Rough Trade Records, для которого они выпустили четыре студийных альбомов и несколько сборников, а также многочисленные синглы.


1. История

The Smiths образовались 1982 года: учредителями коллектива были журналист, публиковался в Melody Maker (и фанат New York Dolls, возглавлявший британское отделение их фэн-клуба) Стивен Патрик Моррисси, в прошлом - фронтмен панк-группы The Nosebleeds, и гитарист, автор песен Джон Маер (John Maher), что стал называть себя Джонни Марр (Johnny Marr) во избежание путаницы с барабанщиком Buzzcocks, полным тезкой. Марр играл с несколькими манчестерским рок-группами (Sister Ray, Freaky Part, White Dice, Paris Valentinos) и даже был одно время близок к получению контракта: одна из его групп выиграла конкурс Stiff Records: в качестве приза предлагалась возможность записаться с продюсером Ником Лоу [1]. Этот проект, однако, не осуществился, и Марр начал искать себе соавтора, который писал бы тексты: весной 1982 года он познакомился с Моррисси и они быстро сдружились. Несколько демо-записей были сделаны ими с участием Саймона Уолстенкрофта (Simon Wolstencroft) (впоследствии - участника The Fall), но осенью 1982 года в группу был приглашен Майк Джойс (Mike Joyce). Некоторое время с трио сотрудничал владелец студии Дейл Хиюберт, что выполнял и функции звукоинженера [2]. Но после первого же концерта стало ясно, что Хибберт не вписывается в коллектив, и его заменил приятель Марра Энди Рурк (Andy Rourke). название The Smiths было выбрано в пику характерной для музыкантов "Новой волны" тяге к красочным и помпезным словосочетаниями. Моррисси 1984 говорил, что предпочтение было отдано "самом простом названием", поскольку музыканты решили: "пришло время простым людям этого мира представить свои лица" [3].

The Smiths свои первые концертные выступления провели в конце 1982 года; до весны 1983-го о группе, вокруг которой сформировалась небольшая, но крепкая группа поклонников в Манчестере, узнали в Лондоне. Отвергнув предложение Factory Records, The Smiths подписали контракт со столичным лейблом Rough Trade Records, выпустив здесь сингл "Hand in Glove". Песня, которая включала в тексте гомосексуальные аллюзии [1], вызвала фурор в прессе, была замечена Джоном пылью и стала андеграундным хитом, поднявшись на 3-е место в UK Indie Chart [4]. Пресса начала живо обсуждать и сценическую персону Моррисси, который выступал со слуховым аппаратом и букетами гладиолусов, раздвигать по карманам (ими он в финале осыпал зрителей). Почти сразу же сенсацию в прессе сделали необычные интервью вокалиста, насыщенные крайне нетривиальными заявлениями на всевозможные темы. К моменту выпуска второго сингла "This Charming Man" в конце 1983 года разгорелся скандал по поводу песни "Reel Around the Fountain", прозвучавшей на Би-Би-Си, некоторые заподозрили, что она "оправдывает" развращение малолетних. Так, отмечает All Music Guide, "отстранены, высокохудожественные и ироничные тексты Моррисси были истолкованы превратно - в первый, но далеко не в последний раз" [1].

Синглы "This Charming Man" и "What Difference Does It Make?", Возглавив независимый хит-парад [4], вошли и в общенациональный: на 25 и 12 места соответственно [5] [6]. стремительный взлет группы и восторженная реакция на него британской музыкальной прессы означали (согласно Allmusic), что "группа <собственноручно> положила конец синтетическом звучанием новой волны, доминировал в Британии начала 1980-х годов " [1].


The Smiths

В феврале 1984 года группа выпустила дебютный альбом The Smiths, поднявшийся в UK Albums Chart до 2-го места [5]. Опять не обошлось без скандалов: таблоиды обратили внимание на текст "The Hand That Rocks the Cradle", попытавшись предъявить Моррисси все то же обвинение в завуалированной поддержки педофилии (которое и на этот раз было с негодованием отвергнуто). Сэнди Шоу, певица, в которой Моррисси опубликовал как-то восторженную статью, выполнила свою версию "Hand in Glove" (в сопровождении участников Smiths), также вошла в чарты (# 27, май 1984) [7]. В том же году The Smiths выпустили синглами песни, в альбом не включены: "Heaven Knows I'm Miserable Now" и "William, It Was Really Nothing" (с "How Soon Is Now?" На обороте). Первый из них (# 10, июнь 1984) ознаменовал начало плодотворного сотрудничества группы с продюсером Стивеном стрит [8]. Между тем, очередную неприятность группе принесла песня "Suffer Little Children" (би-сайд "Heaven Knows I'm Miserable Now"), которая затрагивала тему "убийств на болотах". Услышав песню, дед одной из жертв обвинил группу в попытке извлечь коммерческую выгоду из трагедии. Встретившись с Моррисси лично, он изменил свое мнение, признав искренность автора. Впоследствии у певца установились дружеские отношения с Энн Уэст, матерью Лесли Энн Дадли, убитой Брэди и Хиндли девочки, чье имя упоминалось в песне [9] [10]. В конце года вышел сборник Hatful of Hollow, куда вошел сингловый материал, а также версии песен, записанных на радиосессиях Джона Пила и Кида Дженсена. За ним последовал отдельный релиз "How Soon Is Now" (# 24). Группа стала лучшей новой группой Великобритании, но в США осталась известной на уровне колледж-радио, поскольку гастролей здесь до тех пор не проводила [1].


Meat Is Murder

В начале 1985 года The Smiths выпустили второй альбом Meat Is Murder, отличавшийся от предшественника присутствием более акцентированных политических и социальных заявлений. Заглавная песня, протестовавших против убийства животных, имела четко выраженный вегетарианский подтекст, в "Nowhere Fast" содержались республиканские идеи, "The Headmaster Ritual" и "Barbarism Begins at Home" поднималась проблема физического наказания ребенка в школе и семье. В интервью того времени Моррисси утверждал, что The Smiths все вегетарианцы, а поскольку это не соответствовало действительности, запретил (как позже выяснилось) коллегам употреблять мясные продукты публично, чтобы не быть за этим занятием сфотографированными [1]. Это выглядело тем более странно, что Марр (согласно AllMusic) "глубоко погрузился в рок-н-ролльный образ жизни и стал выглядеть как нечто среднее между Китом Ричардсом и Брайаном Джонсом" [1].

На альбом, критика отметила рост музыкального мастерства группы и стилистическое разнообразие (гитарный рокабилли "Rusholme Ruffians", фанк -бас "Barbarism Begins at Home"). Альбома предшествовал выпуск синглом "How Soon is Now?" (Песни, прежде казалась би-сайдом), она не вошла в оригинальный вариант альбома, но прилагалась к нему в переизданиях. Позже Дж. Роган назвал песню "How Soon Is Now?" "Stairway to Heaven 80-х" [11]. Meat Is Murder стал первым и единственным студийным альбомом группы, который поднялся до первого места в Великобритании [6].

Между тем Моррисси продолжал шокировать прессу и публику своими интервью. Он критиковал правительство Тэтчер, монархию, Band Aid. Знаменитой стала его фраза: "Можно, оказывается, одновременно очень беспокоиться о народе Эфиопии и причинять ежедневные страдания народа Англии " [12]. В марте и июне 1985 года (соответственно) синглами вышли "Shakespeare's Sister" (песня, не вошедшая в альбом, # 26) и "That Joke Isn't Funny Anymore" ( # 49) [6].


The Queen Is Dead

1985 группа провела длительные гастроли по Великобритании и США, одновременно записывая третий студийный альбом. The Queen Is Dead вышел в июне 1986 года, вскоре после сингла "Bigmouth Strikes Again" (# 26), и поднялся до 2-го места в британских чартах [5]. В числе песен, обратили на себя внимание критики, были "Never Had No One Ever", "гимн меланхолии" (в котором некоторые критики расслышали самоиронию, некоторые - нет), сатирическая "Frankly, Mr. Shankly" (обращения в руководителе Rough Trade Джеффу Трэвису, оформленное как заявление работника предприятия об увольнении по собственному желанию), а также "There Is a Light That Never Goes Out" и "Cemetry Gates", песни, в которых соединились как мрачные, так и светлые оттенки.

К тому времени атмосфера в группе осложнилась. Юридические склоки с Rough Trade явились причиной задержки релиза: альбом, работа над которым была завершена в ноябре 1985 года, вышел на семь месяцев позже намеченного срока. Марр стал ощущать на себе последствия стресса, связанного с непрерывными гастролями и студийной работой. Он признавался, что злоупотреблял алкоголем и чувствовал себя больным человеком [13]. Рурк, подсевший на героин, в начале 1986 года, был уволен из группы. Джон Харрис, автор книги "Trouble At The Mill", утверждал, что музыкант узнал об этом он с сообщения, приклеенного на лобовом стекле автомобиля: "Энди, ты ушел из The Smiths. Прощай, и удачи тебе, Моррисси" [14]. Вокалист группы отрицал этот факт. Рурк, которого заменил Крейг Геннон, прежде участник Aztec Camera, уже через две недели уволен был восстановлен в составе (Геннон перешел на ритм-гитару). Квинтет записал и выпустил синглы "Panic" и "Ask" (второй - с приглашенной вокалисткой Керсти Макколл), поднявшиеся до 11 и 14 мест соответственно [5]. При этом "Panic" снова вызвал скандал: многократно повторялись здесь строки: "Спали дискотеку ... повесь диск-жокея" (Burn down the disco ... hang the DJ) некоторыми были истолкованы как проявление расизма [1]. После окончания британского турне в октябре 1986 года Геннон покинул состав. Окончательно поссорившись с Rough Trade, The Smiths стали рассматривать предложения из мажорных лейблов и наконец подписались к EMI, это решение было воспринято неоднозначно - как в музыкальной прессе, так и в среде поклонников группы [13].


Strangeways, Here We Come

В начале 1987 года вышел сингл "Shoplifters of the World Unite" (# 12 UK) [5]. За ним последовал сборник The World Won't Listen, в его заголовке отразилось неудовлетвренность Моррисси тем фактом, что группа так и не вошли в мейнстрим [5]. За ним последовал хит-сингл "Sheila Take a Bow" (# 10 UK) [5]. Другая компиляция, Louder Than Bombs, была подготовлена ​​для американского рынка; к материалу The World Won't Listen были добавлены "Sheila Take a Bow" и песни Hatful of Hollow, сборника, к тому моменту США не выпускался.

В составе группы до тех пор обострились конфликты. Джонни Марр страдал от нервного истощения и находился на грани алкоголизма. В июне 1987 года он взял отпуск, что, как ему показалось, коллегам не понравилось. А потом Марр объявил об уходе, поскольку решил, что статья в NME "Smiths to Split" была "подброшена" Моррисси (хотя тот к ней в действительности отношение не имел) [15]. Статья, написанная Дэнни Келли, преимущественно основывалась на слухах о трениях, которые существовали между Моррисси и Марром. В частности, утверждалось, что вокалист был недоволен тем, что гитарист сотрудничает с другими музыкантами и их личные взаимоотношения достигли точки разрыва, Марра не устраивает отсутствие гибкости в вокалиста. Марр связался с NME [16] чтобы объяснить: его решение уйти из группы не было вызвано личными отношениями, а мотивировалось желанием расширить собственные возможности. Из более поздних интервью музыкантов следовало, что основными причинами были отсутствие менеджера и слишком большой стресс, который испытывали оба [17]. Марр говорил позже, что переполнило чашу терпения решение Моррисси записать каверы на песни Твинкл и Силли Блэк [18].

Заменить Марра призван гитарист группы Easterhouse Айвор Перри [19] [20] и группа записала несколько новых песен с ним, которые закончены так и не были (в частности, "Bengali in Platforms": ее предлагалось выдать обороте сингла "Stop Me If You Think You've Heard This One Before " [21]. Перри, от которого, как он сам замечал, ожидалось преобразования в "второго Марра", чувствовал себя во время записи некомфортно, а Моррисси в конечном итоге вообще покинул студию [21]. В то время, как в сентябре вышел четвертый альбом Strangeways, Here We Come в сентябре, группа распалась.

Strangeways, Here We Come поднялся до 2-го места в Британии и стал самым успешным альбомом группы в США (# 55 в Billboard 200. [5] [22]. Он был прохладно встречен критикой, но и Моррисси и Марр называли его своим любимым из всех альбомов Smiths [23]. Год спустя вышел концертный альбом Rank, записанный в 1986 году, еще с Геннон.


1.5. После распада

После распада группы Моррисси вместе с продюсером Стивеном Стрит и ирландским музыкантом Винни Райли (лидером The Durutti Column) приступил к работе над первым сольным альбомом. Viva Hate (заголовок которого описывал чувства автора по поводу кончины Smiths) поднялся на вершину британских чартов [24] и положил начало успешной сольной карьере вокалиста.

Джонни Марр вернулся к активной музыкальной деятельности 1989 года. Вместе с Бернардом Самнером с New Order и Нилом тенант ( Pet Shop Boys) он создал супергруппу Electronic, которая в 1990-х годах выпустила три альбома. В составе The The Марр записал два альбома, вышедшие в 1989 и 1993 годах. При этом он работал и сессионным музыкантом, записываясь с такими исполнителями, как The Pretenders, Брайан Ферри, Pet Shop Boys, Билли Брэгг, Black Grape, Talking Heads, Crowded House, Beck, Oasis (альбом Heathen Chemistry), Айзек Брок ( Modest Mouse, альбом We Were Dead Before the Ship Even Sank). Некоторое время он считался полноправным участником коллектива, затем вошел в состав группы The Cribs [25].

Энди Рурк и Майк Джойс некоторое время продолжали совместную деятельность: в частности, работали сессионным дуэтом с Моррисси (1988-89) и Шинейд О'Коннор. Рурк гастролировал с группой Proud Mary, позже стал участником группы Freebass, куда вошли также Питер Хук (New Order и Joy Division) и Мани ( The Stone Roses и Primal Scream), записала один альбом. Сейчас он живет в Нью-Йорке, где ведет еженедельную радиопрограмму на eastvillageradio.com.


1.5.1. Судебное разбирательство

Морріссі, лідер The Smiths, брав всі рішення в групі, які стосувалися фінансових справ. Авторські відрахування отримували тільки він і Марр; за студійну роботу Джойсу та Рурку виплачувалися по 10 відсотків від загальної суми заробітку. 1996 року Майк Джойс викликав в суд Морріссі та Марра, заявивши, що ніколи не давав згоди на те, щоб отримувати саме такий відсоток та вимагав перерахунку на свою користь відрахувань за студійну та концертну роботу. Морріссі та Марр, в свою чергу, стверджували: заперечуване 10 відсотків були обговорені усіма учасниками квартету з моменту його утворення [26].

Суддя Вікс, що встав на сторону Джойса, охарактеризував його і Рурка як людей "прямих та чесних, але безумовно недосвідчених у фінансових справах". Навпаки, Морріссі, за його словами - особистість більш складна, "з незадоволенням давав свідчення", більше того, виявляв "виверткість та непослідовність, коли справа стосувалася його власних інтересів". Марр, за словами судді, більш охоче співпрацював з судом, проявивши розум та розсудливість, але і його свідчення виявилися "прикрашеними" [26]. Слухання в суді тривали сім днів. Справа була вирішена на користь Джойса, який отримав один мільйон фунтів стерлінгів у вигляді одноразової виплати та наступні суми - відрахуваннями по 25 відсотків. Рурка це рішення не стосувалося: щоб розплатитися з боргами, він ще 1989 року погодився на суму в 83000 фунтів і 10 відсотків авторських.

Морріссі стверджував, що суддя був упереджений, а самому йому довелося перебувати по "палючими вогнями, майже в кайданах" та відповідати на питання, які зводилися до тем: "Як ви смієте бути багатим ?.. Як ви смієте продовжувати?.." Про розпад групи він говорив: "The Smiths - це було прекрасно, але Джонні < Марр > покинув групу, А Майк < Джойс > її знищив" [27]. Морріссі також висловив думку, що Рурку та Джойсу в життя неймовірно пощастило: "З іншим вокалістом вони не просунулися б далі торгового центру в Солфорд". Навіть юрист Морріссі Іен Мілл визнавав, що його клієнт часом "виявляв деяку зарозумілість" [26]. Морріссі подав апеляцію, але успіху вона не мала [28].

В ноябре 2005 года Майк Джойс в интервью BBC 6 Music признал, что снова испытывает финансовые проблемы и чтобы решить их, вынужден продавать редкие пленки группы на eBay. Некоторое время спустя Моррисси сделал публичное заявление на радиостанции true-to-you.net [29], в котором со своей стороны предъявил Джойсу обвинения. Он заявил, что последний не сообщил Рурку о правах последнего на часть финансовых средств, барабанщик отсудил у Моррисси.


1.6. 2000 - настоящее время

На протяжении всех 2000-х годов слухи о возможном воссоединении The Smiths не прекращались, но каждый раз Марр и Моррисси опровергали их. 2005 года канал VH1 попытался собрать музыкантов вместе для выступления в программе Bands Reunited. Но ведущему Амер Халиму так и не удалось войти Моррисси в контакт. В декабре 2005 года было объявлено, что Johnny Marr and The Healers сыграют на благотворительном концерте "Manchester v Cancer", организованном Энди Рурком и его продюсерской компанией Great Northern Productions [30]. Марр опроверг слухи о том, что это выступление может стать первым шагом к воссоединению [31], однако, впервые после распада The Smiths Рурк и Марр действительно оказались на одной сцене, исполнив "How Soon Is Now?".

Вплоть до самого последнего времени Моррисси решительно отвергал даже мысль о воссоединении группы [32]. В марте 2006 года он признал, что участникам предложили 5 миллионов долларов за воссоединение и выступление на фестивале Coachella Valley Music and Arts Festival. "Нет, - поскольку дело тут не в деньгах", - заявил он. Суть своей позиции певец сформулировал позднее так: "Это было фантастическое путешествие. А потом она подошла к концу. Я не считал, что она должна заканчиваться. Я хотел продолжать. <Марр> решил ее закончить. И на этом все" [33].

На вопрос, почему он не желает реформировать The Smiths, Моррисси отвечал: "Я считаю, что сам я после распада The Smiths много работал, а остальные - нет. Зачем мне обеспечивать им внимание, которого они не заслуживают? Мы не друзья, мы не общаемся. С какой стати мы должны быть вместе на сцене? " [34].

В августе 2007 NME сообщил о том, что Моррисси отверг 40 миллионов фунтов, обещанных за мировой тур (50 концертов) вместе с Марром (без участия Рурка и Джойса) в 2008 - 2009 годах [35]. Согласно информации true-to-you.net (неофициального фэн-сайта, который пользуется поддержкой Моррисси), сумма, предложенная за возможные мировые гастроли с Марром под названием The Smiths, составила 75000000 [36]. Появились сообщения также и о том, что предложение было фальшивкой [37].

В октябре 2007 года на BBC Radio 5 Live Джонни Марр намекнул на возможность потенциального воссоединения в будущем, заявив: "Бывали же и более странные вещи, так что, кто знает?". при этом он отметил: "Сейчас Моррисси занят своими делами, а я своими, в этом и весь ответ" [38]. Сообщение газеты "Сан" в декабре 2008 года о том, что Smiths выступят 2009 года на Coachella Festival [39] Джонни Марр по каналам своего менеджмента назвал "чушью" [40].

10 ноября 2008 вышел сборник The Sound of The Smiths. Джонни Марр проследил за ремастеринг всех треков, Моррисси выбрал для пластинки название [41]. В феврале 2009 года Моррисси опроверг слухи о возможном воссоединении в очередной раз. "Прошлое отодвинулось вдаль, и мне это нравится", - сказал он в интервью BBC Radio 2 [42]. В том же году Марр признал, что им предлагались "50 миллионов за три-пять концертов", но отметил, что шансы на воссоединение не имеют никакого отношение к сумме денежного вознаграждения [43].


2. Музыкальный стиль

Музыкальный стиль The Smiths определялся взаимодействием двух участников: Моррисси и Джонни Марра.

" Все было между нами фифти-фифти. Мы находились в полном согласии относительно того, что делать в той или иной пластинке "

[44]. Как отмечала Encyclopaedia Britannica, "не-ритм-энд-блюзовый, исключительно белый сплав года 1960-х годов и пост-панка группы был своего рода отказом от танцевальной поп-музыки того времени" [45]. Марр как гитарист (его инструментом был Rickenbacker) находился под влиянием The Byrds, Crazy Horse, Джорджа Харрисона и Джеймса Ханимена-Скотта с The Pretenders, а также продюсера Фила Спектора. "Мне ближе музыка, звучащая" симфонический ", музыка, где все инструменталисты соединяются в создании общей атмосферы" [44], - говорил он.


3. Дискография

Альбомы