The Verve - британская рок-группа, из города Уиган.

За свою двадцатилетнюю карьеру группа успела несколько раз распасться и снова возеднатися. Последний период творческой активности был в 2007-2009 годах.

Большую часть первых лет своей биографии, команда прожила в относительной безвестности, пройдя за это время большой путь - от наивной психоделии 60-х до изобретательной неопсиходелии конца 90-х и весьма оригинального альтернативного поп-рока. Творческая кульминация группы совпала с коммерческим успехом их третьего альбома "Urban Hymns".


1. История

Формирование (1990-1992)

Родиной группы Verve стало маленькое английский городок Уиган, которое входит в агломерацию Большой Манчестер. Датой рождения команды называют 1989 год. Возглавлял это начинание Ричард Эшкрофт (Richard Ashcroft), харизматичный персонаж рок-сцены, обладавший магнетической привлекательностью и шаманским обаянием. Его называют духовным преемником таких идолов рок-н-ролла, как Мик Джеггер (Mick Jagger) и Джим Моррисон (Jim Morrison). И хотя наследие этого музыканта пока выглядит скромнее, это не делает его менее колоритной фигурой. Потеряв отца в 11 лет, Ричард испытал сильное влияние своего отчима, который был членом древнего мистического ордена Розенкрейцеров и регулярно проводил эксперименты по расширению сознания, демонстрируя таланты целителя.

Создать собственную группу Эшкрофт решил, уже будучи студентом колледжа. В стартовом составе Verve его интересы разделяли его товарищи по школе - басист Саймон Джонс (Simon Jones) и барабанщик Питер Селсбери (Peter Salisbury). Четвертым присоединился гитарист Ник МакКейб (Nick McCabe), тоже студент колледжа. Профи высокого класса, МакКейб сыграл колоссальную роль в создании уникального саунда Verve. Оуэн Моррис (Owen Morris), продюсер группы Oasis, называл его впоследствии талантливым музыкантом, с которым ему приходилось работать. В своих музыкальных пристрастиях участники Verve были на редкость единодушны: на первом месте Beatles, затем Funkadelic и Can, а дальше уже всякая психоделия. Отличались разве что вкусы МакКейба, который фанатично слушал Joy Division, Led Zeppelin и Pink Floyd.

Первые годы своего существования коллектив посвятил. За это время музыканты сумели виколдовать совершенно своеобразный саунд, которому трудно было найти аналог на тогдашней рок-сцене. Привлекательными элементами их саунда был сильный, порывистый вокал Ричарда Эшкрофта и резонирующие лид-гитара Ника МакКейба. Еще задолго до первого релиза журналисты, слушали выступления Verve, называли их звучание "гигантским" и "бессмертным". У них все было необычно - начиная от волшебной музыки, с ее океаническим разливом гитар, и заканчивая рисунками на обложках дисков. Так же нестандартно проходили и живые выступления группы. Послушать собиралась довольно странная публика, под стать музыкантам, которые могли запросто прервать концерт в любом месте, если что-то происходило не так, как, по их мнению, должно было происходить. В 1991 году группа заключил соглашение с фирмой звукозаписи "Hut Recordings" [1], которая увидела в записях группы "текучий экстракт рок-н-ролла". Дебютный сингл "All in the Mind" появился в марте 1992 года. Он положил начало серии синглов, своеобразно оформленных дизайнером Брайаном Кэнноном (Brian Cannon) и уверенно покорял независимые чарты. В том же году были изданы "She's a Superstar" и "Gravity Grave", которые также добрались до верхней ступеньки независимого хит-парада Великобритании. Песня "Gravity Grave" стала их первым хитом, треком с которым ассоциировалась раннее творчество коллектива. В его поддержку был влаштованний небольшой тур, который состоял из семи выступлений в городах Северной Англии. В декабре 1992 появился одноименный мини-альбом "Verve" (иногда его называют Verve EP), основу которого составили песни из синглов "She's a Superstar" и "Gravity Grave" (заглавную песню, присутствуют только в редактируемых версиях).


Дебют (1993-1994)

В мае 1993 года команда отправилась в первую концертную поездку по Америке на разогреве у The Black Crowes, а на родине в это время вышел очередной сингл "Blue" (вторая ступень в инди-чартах). Наконец, в июне выходит их дебютный полноформатный альбом "A Storm in Heaven". Этот амбициозный запись была высоко оценен среди продвинутых музыкальных критиков, но из-за довольно вялую раскрутку диска в радиоэфире - которая отнюдь не способствовала росту продаж. Летом 1993 он поднялся лишь на 23 место в альбомном чарте страны. [1] Да и сами музыканты были очень обеспокоены собственным видение музыки, слишком углублены в свои идеи, чтобы сразу включиться в достаточно стандартизированную машину шоу-бизнеса. Однако при всем своем идеализме Эшкрофт отнюдь не был слеп к происходящему: "Я не считаю, что мы когда-нибудь сумеем достичь того, что хотим. Я думаю, это вообще невозможно, но это та цель, к которой следует идти". Verve, тем временем, начали гастролировать по Великобритании. Некоторые концерты они сыграли совместно с никому тогда еще не известном группой OASIS с Манчестеру. [2] Второй сингл с дебютника "Slide Away" - вышел в сентябре и впоследствии стал четвертым "номером один" коллектива в британском инди-чарте.

Летом 1994 года Verve получили новое приглашение США - на малую сцену фестиваля Lollapalooza. Казалось бы, поводов для радости у музыкантов хоть отбавляй. Но тур в рамках фестиваля вылился в череду скандалов и неприятностей. Барабанщик Питер Селсбери был арестован в Канзасе за то, что разгромил свой ​​номер в гостинице [3], а Эшкрофт попал в больницу в результате сильного обезвоживания организма [4]. Ричард позже вспоминал: "Начиналось все это как привлекательная, авантюрная путешествие, но в конце концов Америка едва нас не убила" [5] Еще один сюрприз приготовил британцам американский джазовый лейбл "Verve Records", под угрозой суда потребовав от них официального изменения названия, чтобы не вводить в заблуждение. Тогда-то в названии команды и появился артикль "The". Первым релизом выданным под измененным именем стал альбом "No Come Down" - компиляция, которая преимущественно состояла из би-сайдов и альтернативных версий известных песен. [6].


Второй альбом и первый распад (1995-1996)

В 1995 году The Verve приступили к студийных сессий своего второго альбома "A Northern Soul". Создавался диск не в лучших условиях: участники группы были в фрустрации после не удачного и изнурительного тура по США, а также общим разочарованием после малозаметного, хотя и многообещающего дебюта. Обстановка в команде давно внушала опасения, в определенном смысле эта запись была соломинкой, за которую хватались утопающие. Как признались сами участники, экстази и героин не переводились во время студийных сессий. Основная часть работы прошла в Уэльсе, а последние штрихи были сделаны в знаменитой студии Abbey Road под опекой продюсера Оуэна Морриса. Неординарная в творческом плане, а потому, наверное, и недооцененная, эта работа была встречена скептически - и прессой, и меломанами. Три сингла, предшествовавших выходу альбома, "This Is Music", "On Your Own" и "History", отметились в британском Тор 40, но этим их достижения и исчерпались. The Verve снова делали акцент на традиционном психоделическом саунде, насытив его энергией молодости и бурное эмоциями, спиральными пассажами гитары и шаманским вокалом. Ричард Эшкрофт описывал "A Northern Soul" как исследование души, "переживает опыт боли, восторга, потерь, романтики, любви и еще массы чувств, переплавились в этих песнях".

The Verve успели отлично выступить на фестивале T in the Park в Глазго, а затем, после ряда негативных отзывов в прессе и все такой же вялой коммерческой отдачи, Эшкрофт решил расстаться со своей командой.


Прорыв в мейнстрим и второй распад (1997-1999)

Хотя одинокие блуждания фронтмена продолжились всего несколько недель и он благополучно вернулся к товарищам, за это время группа успела попрощаться с гитаристом Ником Маккейб. Он возвращаться раз не спешил, и его место занял гитарист и клавишник Саймон Тонг (Simon Tong), школьный товарищ музыкантов. МакКейб передумал, только когда The Verve начали репетировать новый материал для будущего лонг-плею. Свой кульминационный альбом "Urban Hymns" (1997 год) музыканты записывали впятером. Стандарт рок-саунда для второй половины 90-х создавался под опекой продюсера Криса Поттера (Chris Potter), но и сама группа присоединилась к аранжировкам и отдала записи все силы. Основную часть материала (10 p 13) составили композиции, написанные фронтменом для своего гипотетического сольного проекта, которым он так и не решился заняться. Тем не менее LP "Urban Hymns" звучал слаженно и цельно, как работа единого коллектива, которому удалось создать грандиозные акустические пейзажи и, опираясь на старые рок-традиции, звучать вполне актуально.

Первый удар по меломанам нанес промо-сингл "Bitter Sweet Symphony", оснащен хорошей струнной секцией и построен на сэмплы из симфонической версии "The Last Time" Rolling Stones. Композиция стала горячим хитом лета 1997 года. Она стартовала в британском хит-параде второй строки и три месяца не покидала поп-чарта. Интерес к команде несказанно вырос после блестящего выступления The Verve (уже в качестве хедлайнеров) на фестивале в Ридинзи, так что новый сингл с этого же альбома, "The Drugs Don't Work", стал первым хитом номер один The Verve в Великобритании. Третьего альбома ждали с нескрываемым нетерпением. Стоит ли удивляться, что выданный осенью 1997 лонг-плей "Urban Hymns" стал одним из наиболее быстро раскупаются альбомов в истории британской музыки.

Только теперь группой The Verve по-настоящему заинтересовались в Соединенных Штатах. Прекрасная композиция "Bitter Sweet Symphony" в 1998 году отметилась в многочисленных американских чартах, финишировав на 12 строчке рейтинга Billboard Hot 100. Благодаря хорошему раскрутке на радио, альбом "Urban Hymns" поднялся на 23 строку чарта США, а в Канаде вошел в Тор 20. После издания "Urban Hymns" The Verve автоматически вошли в число самых популярных британских рок-групп в мире. Но это не избавило команду проблем. По иронии судьбы, очередное судебное разбирательство было связано с громким хитом в карьере команды. Компания ABKCO Music, контролирующая бэк-каталог Rolling Stones, добилась через суд, чтобы все права на публикацию песни "Bitter Sweet Symphony" принадлежали ей. Музыкантам эта песня не принесла ни копейки.

Несмотря на успех и отчетливое ощущение огромных перспектив, открывшихся перед командой, настроение музыкантов был не слишком поднят. Они успешно прокатились с концертами по США (билеты раскупались заранее с завидной скоростью) и завершили большое турне по Великобритании.

Однако в разгар нового американского гастрольного тура в 1998 году из группы ушел МакКейб. Это был последний удар, от которого команда фактически уже не оправилась. После нескольких месяцев непонятных слухов и неопределенности в начале 1999 года The Verve официально объявили о своем роспуске. "Решение распустить группу лично мне досталось нелегко, - прокомментировал ситуацию Ричард Эшкрофт. - Я отдавал команде все свои силы и ничего не собирался менять, но обстоятельства сложились так, что это стало невозможно. И все же я рад, что решение наконец принято, что я могу двигаться дальше, с новой энергией писать новые песни и готовить новый альбом ".


Сольные проекты (2000-2006)

В 2000 году Эшкрофт презентовал свой сольный дебют "Alone with Everybody" и отправился в турне по Соединенным Штатам. В 2001 году он издал второй диск "Human Conditions". В создании сольных альбомов фронтмену помогал барабанщик Питер Селсбери, а другие участники занялись собственными проектами, не исключая возможности, что когда-нибудь они еще встретятся и запишут что-нибудь вместе. Здесь есть, конечно, свои сложности. "Я никогда не смогу играть в группе, если в ней не будет Ника МакКейб, - признается лидер The Verve. - Я очень люблю его. И думаю, он смотрит на вещи так же. Нам просто нужно время, чтобы осознать это". Видимо, время пока еще не наступило ...


2. Дискография

Примечания

  1. а б Strong, Martin C., (2002), The Great Rock Discography, 6th edn, Canongate, ISBN 1-84195-312-1
  2. "The Verve" - www.musicsaves.org/verve/interviews/24.shtml. Musicsaves.org. 1995-05-15 . http://www.musicsaves.org/verve/interviews/24.shtml - www.musicsaves.org/verve/interviews/24.shtml . Проверено 2010-09-13 .
  3. Fricke, David, "The Verve". Rolling Stone (New York), 16 April 1998; p. 32
  4. "Verve | A Storm in Heaven | an unofficial site" - www.astorminheaven.com/press/recordcollector-nov97.html. A Storm in Heaven . http://www.astorminheaven.com/press/recordcollector-nov97.html - www.astorminheaven.com/press/recordcollector-nov97.html . Проверено 2010-09-13 .
  5. "Verve Interview" - musicsaves.org/verve/interviews/2.shtml. Musicsaves.org . http://musicsaves.org/verve/interviews/2.shtml - musicsaves.org/verve/interviews/2.shtml . Проверено 2010-09-13 .
  6. "Interview" - musicsaves.org/verve/interviews/7.shtml. Musicsaves.org . http://musicsaves.org/verve/interviews/7.shtml - musicsaves.org/verve/interviews/7.shtml . Проверено 2010-09-13 .