Надо Знать

добавить знаний



VEGA (ракеты-носителя)



План:


Введение

VEGA - ракета-носитель легкого класса, с 1998 года разрабатывается совместно Европейским космическим агентством ( ESA) и Итальянским космическим агентством (ASI). Ракета названа в честь самой яркой звезды северного полушария.

Изначально проект "Вега" разрабатывался с начала 1990-х ASI, как замена РН "Скаут" производства НАСА. 27-28 ноября 2000 года проект "Вега" принят в программу ракеты-носителя (РН) "Ариан".

Первый запуск осуществлен 13 февраля 2012 года, с космодрома Куру ( Французская Гвиана).


1. История создания

Изначально проект Vega (Vettore Europeo di Generazione Avanzata) разрабатывался с начала 1990-х Итальянским космическим агентством, как замена РН Scout производства США. 27-28 ноября 2000 года программа "Вега" принята в программу РН "Ариан".

В начале 1990-х годов ряд европейских государств выступил с инициативой создания легкого носителя, который служил бы дополнением к тяжелому семейства РН Ariane. Итальянское космическое агентство ASI активно продвигал концепцию, основанную на своих предыдущих наработках в области ракетных двигателей твердого топлива (РДТТ).

Итальянское космическое агентство ASI еще в декабре 1997 г. объявило о том, что в стране разработаны РН семейства Vega ("Beга"), работы по которому велись с 1988 г. фирмой BPD Difesae Spazio. Изначально планировалось увеличить грузоподъемность американской РН Scout-Gl вдвое, оснастив ее двумя твердо-топливными навесными ускорителями РАР от носителя Ariane-4. Для проведения экспериментов по микрогравитации предусматривалась установка возвращается капсулы. Запуски предполагалось осуществлять с плавучей стартовой платформы San Marco, расположенной недалеко от экватора в заливе Формоза у берегов Кении. Стоимость работ оценивалась в 200 млн дол., Первый запуск намечался на 1995 г.

Этот проект, известный как Scout-2 или San Marco Scout, B 1993 г. как чисто итальянский разработка был переделан под технологию РДТТ Zefiro ("Зефир"), созданных на базе ускорителей РАР, но с качающимся соплом. В 1991 г. было проведено четыре стендовых огневых испытания, а проведение 18 марта 1992 г. на военном полигоне в Сардинии первое летное испытание связи из трех двигателей Zefiro было частично успешным. Предполагалось закончить наземные испытания до середины 1995 г. и выполнить два квалификационных полета носителя в конце того же года, с тем чтобы начать эксплуатацию в середине 1996 г.

Однако в 1994 г. график работ был изменен и ракета получила нынешнее название Vega. Кроме основного варианта Vega-KO предлагались варианты К2 и К4 с двумя или четырьмя РДТТ Zefiro как навесных ускорителей, однако в конце концов от ускорителей отказались.

Программа Vega была официально принята ЕКА в июне 1998 г., но финансирование ограничивалось лишь начальным этапом. Дальнейшие шаги требовали одобрения программы министрами государств - членов ЕКА на их встрече в Брюсселе в мае 1999 г. Но тогда к соглашению прийти не удалось из-за разногласий по поводу участия в программе разных стран. Последующий период неуверенности стимулировал ряд переговоров, нацеленных на поиск приемлемого компромисса. Наконец консенсус был достигнут, и работы по проекту легкого носителя продолжены.

Формально проект финансирования программы Vega в объеме 335 млн евро был представлен государствам - участникам ЕКА в декабре 2000 г. Италия является крупнейшим источником финансирования программы (65%), далее следуют Франция (12.43%), Бельгии (5,63%), Испанию (5%), Нидерланды (3,5%), Швейцарии (1,34%) и Швеции (0,8%).


2. Назначение

Планируемое полезная нагрузка РН "Вега" составит 1500 кг на круговую орбиту высотой 700 км.

В последнее время наметилась необходимость вывода на полярные круговые низкие орбиты от 300 до 2000 кг спутников. Как правило, это низкобюджетные проекты исследовательских организаций и университетов по наблюдению земли в научных миссиях, а также разведывательных спутников, научных спутников и любительских спутников. РН такого класса присутствуют в линейке космических носителей разных стран, например, индийская "PSLV", российские "Днепр" и "Рокот", американские "Антарес" и "Фэлкон", китайский "В Жирный текст елико поход-2C".

Ракета предназначена для перевозки небольших полезных нагрузок на орбиту, от 300 до 2000 кг в низкие орбиты или полярные, особенно солнечно-синхронную, Вероятно, будет возможность вывести два-три небольших спутника на различные орбиты, что является редкостью для таких небольших ракет космического назначения.

Arianespace осуществляет маркетинг носителя Вега, как системы, предназначенной для миссии на низкие околоземные и солнечно-синхронные орбиты. Однако в первом квалификационном запуска VEGA должна доставить основным полезной нагрузкой аппарат массой 400 кг, LARES (спутниковое ТВ), на орбиту высотой 1450 км с наклоном 71,5 град.

В рамках первых квалификационных испытаниям планируется вывести на орбиту ряд спутников: LARES; ALMASat 1; AtmoCube; E-Star; Goliat; OUFTI 1; PW Sat 1; UNICubeSat; UWE; XaTcobeo.


3. Оценка проекта, его значение и перспективы

3.1. Оценка и значение носителя Европейского космоса

С появлением РН "Вега" ЕКА получает в свою линейку носитель легкого класса и закрывает всю линейку РН всех классов. К этой линейке относятся тяжелый "Ариан-5" и появился в распоряжении ЕКА средний российский носитель "Союз-СТ":

Вега Союз-СТБ Ариан-5
Класс Легкий Средний тяжелый
Масса, т 137 313 777
Длина, м 30 51,1 59
Число ступеней 4 3 2
Топливо РДТТ / НДМГ + АО керосин + кислород керосин + кислород
Полезная нагрузка на Ноо, кг 1 500 - 2 000 9 000 - 9 200 16 000 - 21 000
Полезная нагрузка на УСН, кг - 4 900 6 200 - 10 500

3.2. Значение и цели проекта

  • Возможность вывода небольших спутников разработки европейских институтов на полярную орбиту;
  • Меньшая зависимость европейских космических разработчиков от посторонних космических агентств;
  • Привлечение средств за вывод зарубежных спутников за счет удешевления стоимости вывода и надежности носителя
  • Исследование новых технологий в области аэрокосмических полимерных материалов и твердотопливных двигателей для ракет-носителей;
  • Получение новых данных о околоземном космическом пространстве, благодаря программе "CubeSat".

3.3. Перспективы носителя и развитие конкурирующих легких проектов

Потребовалось 25 лет разработки, нескольких отсрочек и более 700 млн ?, чтобы европейская бюджетная РН "Вега" была окончательно готова к первому своего полета. РН "Вега" - наименьший из 3 носителей ЕКА. Космическое агентство рассчитывает что новая ракета сможет удовлетворить запросы рынка по запуску небольших научно-исследовательских спутников и сделает космические исследования доступными для университетской науки [1]. РН будет использоваться в основном для спутников, ведущих наблюдение за поверхностью Земли.

В дальнейшей перспективе выполнить 5 запусков до 2016 года. Их оплатит ЕКА, спутники которого и будут основными грузами РН "Вега" в ближайшие годы. В космос отправятся "Sentinel-2, -3", "Proba-V" и "Aeolus", а также научный спутник для изучения гравитационных волн "LISA-Pathfinder". После 2016-го года ESA будет самостоятельно искать коммерческую нагрузку на рынке. В качестве потенциальных клиентов рассматриваются национальные космические агентства, университеты и коммерческие компании.

После удачного завершения первого запуска РН "Вега" будет выполнять 3-5 миссий yf год, а ориентировочная стоимость запуска составит 4-5 миллионов долларов США [2] [3].


4. Конструкция

"Вега" разрабатывается как моноблочная ракета, которая включает три твердотопливные ступени и космическую головную часть (КГЧ) с дополнительной степенью на жидком топливе, расположенную в главном обтекатели (ГО). Три твердотопливных степени выводят КГЧ на низкую орбиту. Жидкостная ступень, называемая "Верхним модулем доводки и ориентации" AVUM (Attitude and Vernier Upper Module), используется, чтобы улучшить точность первичного вывода (компенсировать рассеяния характеристик РДТТ) для "скругления" орбиты и выполнения маневра сведения с орбиты пустой ступени. Модуль также обеспечит управление креном при работе третьей степени и трехосное управления на баллистических участках полета и перед отделения КН.

Первая ступень Вторая ступень Третья ступень Четвертая ступень
Наименование P80 Zefiro 23 Zefiro 9 AVUM
Высота 10.5 м 7.5 м 3.85 м 1.74 м
Диаметр 3 м 1.9 м 1.9 м 1.9 м
Масса топлива 88 т 23.9 т 10.1 т 0.55 т
Тяга (макс) 3,040 кН 1,200 кН 213 кН 2.45 кН
Коэффициент расширения сопла 16 25 56 -
Время работы 107 с 71.6 с 117 с 315.2 с

4.1. Р80

Первая ступень РН имеет длину 10,5 м, диаметр 3 м, масса топлива - 88 т, двигатель РДТТ, тяга 3040 кН, коэффициент расширения сопла 16, Время работы 107 с. Изготовлена ​​из поливолокна, сопло двигателя оснащены электроприводом отклонения. 30 ноября 2006 был успешно завершен первое испытание. 4 декабря 2007 успешно прошло второе испытание, в результате которого была достигнута тяга 190 тс при продолжительности работы 111 с, параметры работы двигателя находились в пределах заявленных.

Первая ступень "Веги" включает в себя новый РДТТ P80 (разработан по параллельной программе), конструктивные элементы, необходимые для соединения с второй ступенью, с наземной инфраструктурой и с ведущим узлом бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) степени.

Двигатель P80 адаптирован под малую РН Vega, но его масштаб позволяет применить эти технологии на новом поколении твердотопливных стартовых ускорителей для Ariane 5


4.2. Zefiro 23

Развитие двигателя Zefiro было инициировано компанией "Avio" и профинансировано как "Avio", так и ISA. Есть второй ступенью РН "Вега". Изготовлена ​​из углеродно-эпоксидного волокна, а сопло с углеродно-фенольного волокна с углеродно-волоконными вставками. Использование этих материалов обусловлено уменьшением веса конструкции, так и увеличения ее прочности. Длина - 7,5 м, диаметр - 1,9 м, масса топлива - 23,9 т, тяга - 1200 кН, коэффициент расширения сопла - 25, время работы 71,6 с. Первый успешный запуск был совершено 26 июня 2006 в Сальто-ди-Квир, Сардиния, Италия. Второй запуск 27 марта 2008 был успешно завершен присвоением квалификации ступени ракеты-носителя.

Двигатель для второй ступени Vega - удлиненный вариант итальянского РДТТ Zefiro 16, с увеличенной до 24 т массой топлива. Три двигателя Zefiro прошли огневые стендовые испытания (в июне 1998 г., июне 1999 г. и декабре 2000 г.) с положительными результатами. Новый удлиненный РДТТ, известный как Zefiro 23, имеет легкий корпус из КМ, изготовленный путем спиральной намотки углеродной нити с эпоксидным связующим, теплоизоляцию на базе пластика EPDM малой плотности и движимое сопло с гибким шарниром.

Цилиндрическая шашка топлива НТРВ 1912 имеет звездообразный внутренний канал в хвостовой части двигателя. Давление в камере сгорания Zefiro 23 равен 95 бар, максимальная тяга в вакууме - 1200 кН. Сопло имеет диаметр критического сечения 294 мм и степень расширения (геометрическую) примерно 25. Номинальное время работы РДТТ на второй - примерно 71 сек.

Кроме двигателя Zefiro, вторая ступень включает элементы конструкции, необходимые для соединения со смежными ступенькам и ведущим узлом БРЭО. Стыки в "полярных" областях двигателя и межступенчатие фланцы - из высокопрочного алюминия. Переходник между второй и третьей ступенями - алюминиевая цилиндрическая конструкция.


4.3. Zefiro 9

Сравнение ракет носителей VEGA и Ariane-5

Вторая ступень РН имеет длину - 3,85 м, диаметр - 1,9 м, масса топлива - 10,1 т, тяга - 213 кН, коэффициент расширения сопла - 56, время работы 117 с. Первые испытания успешно были проведено 20 декабря 2005 года на полигоне Сальто-ди-Квир, на юго-восточном побережье Сардинии, Италия. Второе испытание состоялось 28 марта 2007 года в Сальто-ди-Квир. Однако, на 35-й секунде работы двигателя произошло резкое падение внутреннего давления, что привело к потере тяги. Это было вызвано конструкционными недостатками. 23 октября 2008 были проведены успешные повторные испытания с модифицированным соплом, зарегистрированном, как Zefiro-9A. 28 апреля 2009 на полигоне Сальто-ди-Квир были проведены окончательные огневые испытания с присвоением квалификации ступени РН Вега.

Двигатель третьей ступени РН Vega - укороченный РДТТ Zefiro 16 из уменьшенной до 9.5 т массой топлива. По конструкции он аналогичен двигателю второй степени.

Давление в камере сгорания Zefiro 9 равен 67 бар, а максимальная тяга в вакууме - 280 кН. Сопло имеет диаметр критического сечения 164 мм и геометрическую степень расширения 56. Возгорание происходит после нескольких секунд стадии пассивного полета (в зависимости от требуемой траектории), после выгорания Zefiro 23. Номинальное время работы РДТТ - приблизительно 116 сек.

Мижступинчатий переходник соединяет Zefiro 9 из AVUM, а также БРЭО и системой безопасности степени.


4.4. AVUM

AVUM (англ. Altitude Vernier Upper Module) - четвертая ступень РН "Вега". Длина - 1,74 м, диаметр - 1,9 м, масса топлива - 550 кг, тяга - 2,45 кН, Время работы - 315,2 с. Оборудована некриогенним ЖРД закрытого цикла с многократным включением. Топливо - несимметричный диметилгидразин, окислитель - азотный тетраоксид. Степень оборудована двигателем и авионикой. Содержит основные компоненты авионики РН.

Верхнюю ступень AVUM включает две секции. В первой установлены элементы двигательной установки (ДУ) АРМ (AVUM Propulsion Module), во второй - отсек оборудования ААМ (AVUM Avionics Module).

APM обеспечивает управление ориентацией и осевую тягу на заключительных стадиях полета "Вега", выполняя следующие функции:

  • управления креном на участке работы третьей и четвертой степеней;
  • управления ориентацией при пассивном полете и на орбите;
  • коррекцию ошибок скорости из-за разброса характеристик РДТТ;
  • импульс скорости для выполнения скругления орбиты;
  • нацеливания спутника;
  • маневр при отделении спутника;
  • отвода пустой ступени с орбиты.

Общая масса топлива - 250 - 500 кг в зависимости от конфигурации РН и планируемой миссии.

КГЧ, кроме ступени AVUM и обтекателя, включает адаптер КН (предполагается использовать существующий адаптер РН Ariane диаметром 937 мм). ГО высотой 7.9 м имеет сложную конструкцию (две композитные углерод-углеродные оболочки и сотовый алюминиевый заполнитель) с цилиндрической частью внешнего диаметра 2.6 м и длиной 3.5 м.

Сброс ГО осуществляется посредством срабатывания замков и удлиненного пиротехнического заряда на участке пассивного полета между работой РДТТ второй и третьей степеней.

Базовая архитектура БРЭО "Вега" соответствует подходу, аналогичного концепции Ariane 5 и включает четыре главных подсистемы:

  • Электропитания и распределения энергии;
  • Телеметрии;
  • Локализации неисправностей и безопасности;
  • Управление полетом и введение полетных заданий.

5. Участие Украины

В 2004 г. Государственное конструкторское бюро "Южное" получило право поставлять ракетные двигатели для европейской ракеты-носителя Vega в рамках контракта с итальянской фирмой Avio [4]. В рамках контракта с компанией Avio (Италия), КБ "Южное" ведет разработку маршевого двигателя VG 143, входящего в состав жидкостной двигательной установки разгонного блока европейской РН VEGA и предназначенного для создания тяги, управления вектором тяги по тангажу и рыскания, осуществления маневрирования разгонного блока, отвод разгонного блока с орбиты [5]. КБ Южное течение четырех лет работало над созданием уникального разгонного блока - жидкостного ракетного двигателя 4-й степени РД-868 Р с тягой 250 кг.

18 июля 2006 в КБ Южное начато квалификационные огневые испытания блока маршевого двигателя VG 143.

13 апреля 2010 ГП ПО ЮМЗ, по чертежам ГП КБ "Южное", собрало и сдало заказчику Первую летную модель блока маршевого двигателя (БМД) управляющего модуля IV ступени ракеты-носителя. БМД упакован в контейнер и будет отправлен в Авио (Италия) в конца апреля 2010 года [6]. Так началась передача серийных двигателей заказчику.


5.1. Этапы выполнения контракта

27 июля 2006 года проведено первое настроечных испытания.

18 июля 2006 в КБ Южное начато квалификационные огневые испытания блока маршевого двигателя VG 143

13 апреля 2010 года началась передача серийных двигателей заказчику.


5.2. Перспектива сотрудничества

Однако европейские разработчики планируют заменить на этой ракете украинских разгонный блок. Сейчас разгонный блок Vega работает на классических высококипящих компонентах, но европейцы хотят отказаться от использования этого токсического, хоть и эффективного топлива. Они намерены перевести разгонный блок на кислород-метановое ракетное топливо. К его производству планируют привлечь Немецкий концерн Astrium. Втім на даний момент планується близько 17 запусків носія в найближчі 5 років. Ці запуски будуть здійснені з використанням українського четвертого ступеня [7].

Планується, що європейська версія четвертого ступеня не буде знижувати енергетичні можливості носія Vega.


6. Стартовый комплекс

На даний момент запуск ракети планується здійснювати з площадки ELV космодрому Куру (Французька Гвіана). ELV - Encemble de lancement Vega (фр. Майданчик для запуску Веги) був переобладнаний з ELA-1 - старої площадки для запуску РН "Європа", Аріан - 2,3. Після побудови майданчик називалася CECLES і використовувалася для запуску РН "Європа-2".

Перший запуск з майданчика був здійснений 5 листопада 1971 року. Запуск закінчився невдало. Стартовий майданчик був зруйнований. У 1979 році майданчик відновили для запуску РН Аріан-1, а 24 грудня 1979 року був здійснений перший запуск, який пройшов успішно. Майданчик назвали ELA-1, скорочення від Encemble de lancement Ariane (фр. Майданчик для запуску Аріан). 31 травня 1986 був успішно проведений запуск РН Аріан-2, а 4 серпня 1984 року був успішно проведений запуск РН Аріан-3. У 1988 році майданчик перейменували в ELA-1, так як була введена в лад ELA-2 для Аріан-4. Експлуатація Аріан-1 була припинено 22 лютого 1986, Аріан-2 - 2 квітня 1989 року, Аріан-3 - 12 липня 1989 року. Майданчик ELA-1 був зруйнований. У 2011 році майданчик була відновлена ​​для проекту "Вега".

Стартовий комплекс ЄКА (Гвіанський космічний центр CSG в Куру, Французька Гвіана) дозволяє виводити КА при різному азимуті пуску (екваторіальні, полярні і проміжні способу). Стартова площадка, відібрана для "Вега", розташована між комплексами для пуску Ariane 4 і Ariane 5. Новий наземний сегмент використовує існуючу інфраструктуру, включаючи стартовий стіл ELA-1, який був спочатку побудований для Ariane 1, і Центр управління Ariane 5. Збірка РН та операції інтеграції будуть виконуватися на стартовому столі в новому пересувному спорудженні BIV (Bailment d'lntegration Vega), яке буде приділятися після заключної збірки. Управління операціями по запуску буде проводитися зі спеціальної кімнати в межах Центру управління Ariane 5 (CDL-3).


7. Конкуренты

Сравнение характеристик РН легкого класса
Ракета-носитель Страна Первый полет количество запусков в год (всего) Широта СК Старт. масса, т Масса КН, т Успешных. пусков,% стоимость запуска, млн $
Ноо ? ГПО ССО ?
" Дніпро" [8] Украина Украина / Россия Россия 21.04.1999 1-3 (17) 46 ? / 51 ? 211 3,7 2,3 94% 30,7 [9]
"Рокот" [10] Россия Россия 20.11.1990 1-2 (18) 46 ? / 62 ? 107,5 2,1 1,6 89% 22,5 (? 15) [11]
"Вега" [12] Европейский союз Европейский союз 13.02.2012 2 (1) 5 ? 137 2,3 1,6 100% (1 пуск) 42 [13]
" Циклон-4" [14] Украина Украина конец 2013 0 2,3 ? 193 5,5 1,6 3,7 23 ?
" Союз-2.1в" [15] Россия Россия Ноябрь 2012 0 62 ? / 46 ? / 5 ? 160 2,8 1,4 ⁴
"Ангара 1.2" [16] Россия Россия 2013 0 62 ? 171 3.8
" Антарес" [17] США США 06.2012 0 38 ? 240 5,6 4,4
? - высота 300 км, наклонение соответствует космодрома; ? - высота 300 км, наклонение 98 ?; ? - оценка, 2007; ⁴ - высота 835 км

В мировом рынке запуска носители легкого класса Vega по мощности конкурирует с:

  • Taurus от Orbital с 1320 кг (2910 фунтов) на LEO
  • Fulcon-1e от SpaceX из 1010 килограммов до LEO
  • Великий поход Китайской Народной Республики с 1,800-8400 кг LEO.
  • Стрела из России с 1700 кг до LEO
  • Рокот из России с 1950 кг до LEO или 1200 кг до SSO

Примечания

  1. "[" Вега "сделает космические полёты более доступными Запуск легкой ракеты" Вега "с космодрома Куру перенесен на 13 февраля]", http://science.compulenta.ru - science.compulenta.ru, 01.02.2012.
  2. "Рекламный буклет Вега" - esamultimedia.esa.int / docs / VEGA.pdf. ESA . http://esamultimedia.esa.int/docs/VEGA.pdf - esamultimedia.esa.int / docs / VEGA.pdf . (Англ.)
  3. "Перспективы развития итальянской космонавтики" - www.flightglobal.com/news/articles/italian-space-agency-plans-its-relaunch-318226/. ESA . http://www.flightglobal.com/news/articles/italian-space-agency-plans-its-relaunch-318226/ - www.flightglobal.com/news/articles/italian-space-agency-plans-its- relaunch-318226 / . (Англ.)
  4. http://fbc.net.ua/news/newscompany/KB_Juzhnoe_izgotovilo_blok_marshevogo.html - fbc.net.ua / news / newscompany / KB_Juzhnoe_izgotovilo_blok_marshevogo.html
  5. http://www.yuzhnoye.com/?idD=33&id=124&path=News/News - www.yuzhnoye.com/?idD=33&id=124&path=News/News
  6. http://www.yuzhnoye.com/?idD=75&id=124&path=News/News - www.yuzhnoye.com/?idD=75&id=124&path=News/News
  7. http://www.spaceflightnow.com/news/n1203/22legall/index.html - www.spaceflightnow.com/news/n1203/22legall/index.html
  8. "Днепр" - www.yuzhnoye.com/?id=28&path=Aerospace Technology / Launch Vehicles / Dnepr / Dnepr. Конструкторское Бюро "Южное" . http://www.yuzhnoye.com/?id=28&path=Aerospace% 20Technology/Launch% 20Vehicles/Dnepr/Dnepr - www.yuzhnoye.com/?id=28&path=Aerospace Technology / Launch Vehicles / Dnepr / Dnepr . Проверено 07.04.2012 .
  9. "Iridium Reports Double-digit Revenue Growth in First Half of 2011" - www.spacenews.com/satellite_telecom/20110808-iridium-reports-double-digit-revenue-growth.html. Space News. 8.08.2011 www.spacenews.com/satellite_telecom/20110808-iridium-reports-double-digit-revenue-growth.html . Проверено 08.04.2012 .
  10. "Rockot User's Guide, EHB0003, Issue 5, Revision 0" - www.eurockot.com/joomla/images/stories/PressMedia/5-60-Download/60-61-UserGuide/ch 3 users guide iss 5 rev 0.pdf . EUROCKOT Launch Services GmbH. Август 2011 www.eurockot.com/joomla/images/stories/PressMedia/5-60-Download/60-61-UserGuide/ch 3 users guide iss 5 rev 0.pdf . Проверено 07.04.2012 .
  11. "European SMOS and Proba-2 Successfully Launched by Rockot" - www.spacenews.com/earth_observation/european-smos-and-proba-2-successfully-launched-rockot.html. Space News. 9.11.2009 www.spacenews.com/earth_observation/european-smos-and-proba-2-successfully-launched-rockot.html . Проверено 08.04.2012 .
  12. "Vega User's Manual Issue 3, Revision 0, стр. 2-7" - www.arianespace.com / launch-services-vega / VEGAUsersManual.pdf. ARIANESPACE. 03.2006 . http://www.arianespace.com/launch-services-vega/VEGAUsersManual.pdf - www.arianespace.com / launch-services-vega / VEGAUsersManual.pdf . Проверено 08.04.2012 .
  13. "Vega Expected to be Price-competitive With Russian Rockets" - www.spacenews.com/launch/012312-vega-expected-price-competitive-with-russian-rockets.html. Space News. 23.01.2012 . http://www.spacenews.com/launch/012312-vega-expected-price-competitive-with-russian-rockets.html - www.spacenews.com/launch/012312-vega-expected-price-competitive-with -russian-rockets.html . Проверено 07.04.2012 .
  14. "CYCLONE-4 Launch Vehicle User's Guide Issue 1 - October 2010, стр. 53-56" - www.alcantaracyclonespace.com/images/pdfs/cyclone-4_user "s_guide_oct_2010_v02.pdf. Alcantara Cyclone Space. 10.2010 . http://www.alcantaracyclonespace.com/images/pdfs/cyclone-4_user% 27s_guide_oct_2010_v02.pdf - www.alcantaracyclonespace.com/images/pdfs/cyclone-4_user "s_guide_oct_2010_v02.pdf . Проверено 07.04.2012 .
  15. "Союз-2 этапа 1в" - www.samspace.ru/RN/souz_1.htm. ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс . http://www.samspace.ru/RN/souz_1.htm - www.samspace.ru/RN/souz_1.htm . Проверено 07.04.2012 .
  16. "Семейство ракет-носителей" Ангара "" - www.khrunichev.ru/main.php?id=44. ФГУП "Государственный космический научно-производственный центр имени М.В.Хруничева" . http://www.khrunichev.ru/main.php?id=44 - www.khrunichev.ru/main.php?id=44 . Проверено 07.04.2012 .
  17. "Antares Medium-Class Launch Vehicle" - www.orbital.com / NewsInfo / Publications / Antares_Brochure.pdf. Orbital Sciences Corporation . http://www.orbital.com/NewsInfo/Publications/Antares_Brochure.pdf - www.orbital.com / NewsInfo / Publications / Antares_Brochure.pdf . Проверено 07.04.2012 .

Источники

п ? в ? р Flag of Ukraine.svg Ракеты-носители Украине
Циклон Zenit-3SLБ.jpg
Зенит
Днепр
Маяк
Маяк-12 ? Маяк-22 ? Маяк-23
АКС
Международные проекты
Antares ? VEGA

Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам