АКСМ-321

Троллейбус модели 321 (также известный, как АКСМ-321, БКМ-321 и Белкоммунмаш-321) - 11,7-метровый низкопольный троллейбус, выпускаемой на заводе УП "Белкоммунмаш" в Минске с 2001 года. На 2013 год выпущено чуть более 1650 экземпляров данного троллейбуса, учитывая модификации и модернизации модели. Троллейбусы модели 321 эксплуатируются в Беларуси, России, Латвии (1 экземпляр в городе Рига), Сербии ( Белград, 93 шт) и Украина (29 шт).


1. История и модификации

Первые экземпляры АКСМ-321 изготовлен в 2000 году, один из первых изготовленных АКСМ-321 до сих пор работает в городе Рига, Латвия. В серийный выпуск их запущен в 2002 году. Вместе с АКСМ-321 выпускается и его длинная версия, троллейбус модели 333 (АКСМ-333), что также полностью низкопольный. С 2008 года производится с обновленным внешним видом (вместо старых одинарных фар прямоугольной формы начали ставить красивее фары Руденского производства), а сам обновленный троллейбус назвали "Сябар".

Троллейбусы нынешних лет выпуска основном выпускаются с системой управления на IGBT транзисторах, и с кондиционером, в основном только для водителя, возможно и установление его в салоне, и конечно с обновленным внешним видом. Новые экземпляры имеют функцию автономного хода на конденсаторных батареях. За время производства улучшенное качество продукции, и сам троллейбус АКСМ-321 получился довольно неплохим (хотя некоторые мелкие недостатки все же существуют).

Троллейбус АКСМ-321 имеет несколько модификаций.

  • АКСМ 321. (00) - базовая модель.
  • АКСМ 321.00С - новая модель с сербским электрооборудованием, поставляются в Белград (Белградский троллейбус), с 2010 года. Они имеют двигатель Skoda.
  • АКСМ 321.00 - модификация с IGBT-транзисторной системой управления и двигателем АНТ-155 могилевского виробнитцва.
  • АКСМ 32102 - с тиристорно-импульсной системой управления производства УП "Белкоммунмаш", и двигателем постоянного тока.
  • АКСМ 32104 - отличие заключается в системе управления ТЭД на базе IGBT транзисторов, такой экземпляр выпущен только 1.
  • Разработана специальная Московскую комплектацию с уменьшенной кабиной водителя, и обе створки передней двери ведут в салон.

Троллейбус может иметь различную комплектацию, например оборудоваться различными тяговыми электродвигателями, различными системами управления (ТИСУ или IGBT-ТРСУ) и различными мостами (ZF Passau или Raba).

В 2010 году между Украинская корпорацией "Эталон" и Белкоммунмашем был подписан договор о выпуске троллейбусов моделей АКСМ-321 в Чернигове, на мощностях Черниговского автозавода. Первый троллейбус в Чернигове собрали весной 2011 года [1] В конце 2011 года был освоен выпуск троллейбусов с электрооборудованием АРС-ТЕРМ и Чергос для российских заказчиков.


2. Описание

Троллейбус модели 321 (согласно заводским кодом АКСМ-321, в дальнейшем так его и называть) - двухосный низкопольный троллейбус большой вместимости, предназначенный для работы в городах. АКСМ-321 троллейбус довольно крупный - длина его составляет 11,7 метра, а ширина традиционные 2,50. Кузов троллейбуса имеет несущий конструкцию, главным несущим которого является жесткий стальной каркас, на который крепятся все узлы и агрегаты, АКСМ-321 имеет несущий кузов, однако он не является полностью безрамным, присутствует и пространственная рама-ферма, выполняет функцию основы и укрепления всей конструкции.

Обшивка крыши и боковин выполняется из листов высокопрочной оцинкованной стали, а обшивка передка и задка выполняется из склолпастикових панелей. Кузов обработанным лакокрасочным покровом, защищающим его от злейшего врага стали - коррозии; трубы каркаса, обшивка кузова, днище кузова, поверхности рамы-фермы, мосты и некоторые другие элементы обработаны антикоррозийными эмалями французской фирмы RM. Кузов также покрывается фосфатной краской, защищающий кузов от коррозии, кузов имеет ресурс работы не менее 10 лет.

Передок троллейбуса, а именно его обшивка выполняется из стеклопластиковой панели. Бампер троллейбуса выполнен из стали, и он облицован стеклопластиковой оболочкой бампер состоит из 3 частиц. У троллейбуса бывают разные фары, это зависит от года выпуска: "до-Сябаровськи" фары были прямоугольными и одинарными, с 2008 года у троллейбуса новые, гораздо красивее фары, сделанные в городе Руденск, Минская область. Также в 2007 году было выпущено несколько экземпляров с еще другой светотехникой (с округлыми фарами малого размера, ?глазками?), однако в дальнейшем машины с такими фарами уже не выпускали.

Лобовое стекло троллейбуса АКСМ-321 панорамного типа, стеклоочистители троллейбуса горизонтального типа (установлены друг под другом), и приводятся в действие от одного электрического двигателя; стеклоочистители троллейбуса является двухскоростными. У троллейбуса также имеющиеся Стеклоомыватели, доступна функция мытья лобового стекла от грязи с помощью Пеномоющая жидкости, находящейся в бачке в передней части троллейбуса. Лобовое стекло троллейбуса - конечно триплекс, и представляет собой два слоя стекла, между которыми находится тонкий прозрачный слой пластика, эти части стекла склеены между собой. Преимущество триплекса в том, что при повреждении триплекс только трескается, а не рассыпается, и обломки содержатся вместе, разбитое стекло не образует острых осколков, которые не могут никого травмировать.

На передке троллейбуса располагается выдвижной капот, двигателя с ним там, конечно нет (он-то у троллейбуса в заднем свесе), это служебный отсек. В АКСМ-321 имеющиеся электронные рейсовказивникы, один из которых размещается над лобовым стеклом; рейсовказивникы у троллейбусов электронные, "Интеграл" или "МеМЗ", их у троллейбуса 3: один спереди, один сзади и еще один в правой боковине. Боковые зеркала заднего вида выполнены сферического типа, они оборудованы антибликовым покрытием и электроподогревом, у некоторых экземпляров АКСМ-321 они выполнены "ушами".

Модернизированный АКСМ-321 № 2007 в Белграде
АКСМ-32104 № 178 в Белграде
АКСМ-32104 № 179 в Белграде (вид сзади)
АКСМ-321 № 045 в Могилеве
Троллейбус АКСМ-321 № 7890 16 маршрута в Москве
Троллейбус АКСМ-321 № 2152 3 маршрута в Минске
Троллейбус АКСМ-321 № 3502 40 маршрута в Минске

Моторный отсек троллейбуса размещен в его заднем свесе с левой стороны, тяговый электродвигатель расположен под полом салона, у троллейбуса форуме шахты моторного отсека, как, например, в ЛАЗ Е183 или в Соляриса, убирающая лишнее место, однако небольшой подъем в этом месте имеется. АКСМ-321 может комплектоваться различными электродвигателем ДК-211БМ российского производства, постоянного тока (мощностью 170 киловатт), или асинхронным чешским Skoda (мощностью 185 киловатт), троллейбус модели 321.00 оснащен асинхронным ТЭД белорусского производства АНТ-155 (мощностью 185 киловатт).

Как и в случае с различными ТЭД (тяговыми двигателями), троллейбус может оборудоваться различными системами управления тяговым электродвигателем: АКСМ-321 оборудуются тиристорно-импульсной или транзисторной системой управления. Тиристорно-импульсная система управления (далее ТИСУ) - работает по принципу пропускания через ТЭД порций электрического тока ( импульсов) с заданной частотой; если необходимо увеличить крутящий момент - импульсы тока становятся частыми и длинными во времени, если необходимо уменьшить - они становятся реже и короче по времени. Генератор импульсов формирует их последовательность, а контроллер управляет последовательностью импульсов в зависимости от требований водителя электротранспорта, для коммутации применяются сильнострумови тиристоры. Преимуществом ТИСУ над РКСУ является бесступенчатое изменение силы тока, проходящего через обмотки тягового электродвигателя позволяет плавного разгона и торможения троллейбуса, а также надежность и экономия электроэнергии на менее 20-25 процентов по сравнению с РКСУ.

Кроме этого, АКСМ-321 может комплектоваться системой управления на IGBT- транзисторах. Система управления на базе IGBT-транзисторов, или IGBT-транзисторная СУ работает по принципу изменения частоты тока, проходящего через обмотки электродвигателя, что ведет к изменению скорости вращения ротора. Чтобы превратить постоянный ток с контактной сети в переменный, необходимо устройство, которое называется IGBT- инвертором. Согласно команды инвертирования отдаются специальным микропроцессорным блоком, управляемое командами водителя, который определяет, что необходимо от транспортного средства. IGBT-транзисторная система управления является еще более экономичной от ТИСУ, и экономит в среднем на 40% электроэнергии по сравнению с реостатно-контакторной системой управления ТЭД. К тому же, здесь реализуется возврат электроэнергии при торможении в контактную сеть, в виде электрического тока - рекуперация. Большая часть электрооборудования троллейбуса вынесена на крышу, помещена в контейнеры и плотно загерметизирована. Транзисторная система управления изготовлена ​​или заводом Белкоммунмаш, или немецкой фирмой Vossloh Kiepe.

Троллейбус оборудован пневматической системой штанговловлювання, что обеспечивает дистанционный съем штанг с проводов контактной сети, в дальнейшем токоприемники фиксируются вдоль оси троллейбуса. Кроме этого, троллейбус оборудован двумя Бобина, прикрепленными к задней панели и барабанами внутри них, на которые наматываются канаты для обычного снятия штанг с контактной сети. Задняя панель, как и передок выполнена из стеклопластика, бампер стальной с стеклопластиковых облицовкой.

Троллейбус АКСМ-321 является двухосный машиной, ведущим колесами являются задние - крутящий момент, создаваемый тяговым электродвигателем передается на задние колеса по карданной передачи; передние колеса имеют односкатной ошиновки, задние колеса - двускатных. На колеса могут устанавливаться декоративные колесные колпаки, некоторые троллейбусы ездят с ними, в основном это новые экземпляры. Главная передача, точнее это зубчатый механизм, который служит для передачи крутящего момента от карданного вала к ведущим колесам - гипоидная (разновидность конической зубчатнои передачи, зубчатые колеса по форме несколько напоминает усеченный конус, откуда и название). Бортовые передачи - цилиндрические косозубые (как понимать - очень просто зубчатое колесо имеет форму цилиндра, а зубцы зубчатого колеса размещены не прямо, как это в прямозубых, а под углом). Мосты троллейбуса выполнено зарубежными европейскими фирмами: передняя управляемая ось у троллейбуса немецкого производства ZF Passau или венгерского Raba; так же и задний ведущий мост ZF Passau или Raba.

Для питания низковольтных цепей троллейбуса применяется статический преобразователь, преобразующий входное напряжение в 550 Вольт в 28 Вольт, для питания низковольтных цепей также применяются 12-вольтные аккумуляторные батареи. В новых экземпляров возможна установка конденсаторных батарей для автономного хода.

Компрессорный агрегат троллейбуса АКСМ-321 служит для нагнетания воздуха в пневмосистемы троллейбуса: Пневматические, пневмоподвески, системы открытия дверей. В АКСМ-321 компрессор немецкий - Varis, поршневой, приводится в действие от 3-киловаттного электродвигателя.

Троллейбус АКСМ-321 оборудован пневматической подвеской, передняя подвеска троллейбуса, двохбалонна, является зависимой пневматической: колеса жестко связаны и параллельные относительно друг друга; задняя подвеска является зависимой пневматической: здесь колеса жестко связаны и параллельные относительно друг друга (не считая колесный развал). Упругие элементы подвески - пневматические баллоны, кроме функции обеспечения мягкости хода дают возможность троллейбусу присесть на остановках на праве полуоси, еще снижая уровень пола на несколько сантиметров, да, на заказ АКСМ-321 может оборудоваться системой книлинга (наклона) кузова.

Тормозная система троллейбуса, как и многих других, является двухступенчатой: сначала в действие вступает электрическое тормоз, когда электродвигатель работает в генераторном режиме, производя электроэнергию для нагрева специальных тормозных резисторов, тормозное усилие зависит от изменения сопротивления, а догальмовуеться уже пневматическим тормозом. Пневматическая тормозная система троллейбуса двухконтурная, тормозные механизмы передних колес является дисковыми - открытый тормозной механизм (тормозной диск), установленный на ступице колеса, к которому прижимается тормозная колодка извне, или барабанные закрытого типа; тормозные механизмы изготовлены Raba или ZF Passau. Тормозные механизмы ведущего моста барабанного типа (закрытого типа, тормозная колодка прижимается к барабану изнутри), также или Raba, или ZF Passau. Кроме этого, троллейбус оборудован антиблокировочной системой АБС ( ABS).

К салону троллейбуса ведут три двери поворотно-сдвижного типа, имеющих систему протизатиску пассажиров, а также систему блокировки движения при открытых дверях (правда, эта функция довольно часто выключается в депо). Двери троллейбуса - малошумные, все являются распашными, передняя половинка передней двери выделена для входа и выхода водителя из / в кабину, она открывается автономно, привод открытия двери - пневматический. Троллейбус имеет низкий уровень пола при всех входах, а высота пола составляет 36 сантиметров над поверхностью, низкий пол является плюсом для троллейбуса, поскольку низкопольных техника удобна для пассажиров, особенно для пожилых людей и маленьких детей. Предусмотрено также установление откидной аппарели при входе в средних дверей служит в качестве подъема в салон пассажиров в инвалидных колясках, низкий уровень пола, даже без аппарели удобно для перевозки детских колясок и других габаритных предметов. АКСМ-321 может оборудоваться системой книлинга, и "приседая" на праве полуоси понижать уровень пола на 9 сантиметров, что улучшает удобство входа в троллейбус.

В АКСМ-321 современный и весьма неплохой салон, выполненный в серо-белых цветах, а отсутствие ступенек, большая площадь остекления и низкий уровень пола улучшают уровень комфорта для пассажиров. Пол салона выполняется с бакелизированная фанеры толщиной 12 миллиметров, который крепится к основанию кузова ( рамы - фермы), потом застилается износостойким ковром из нескользкого линолеума; обшивка бортов и потолка выполняется из пластика серого и белого цветов. Поручни троллейбуса из тонкой стальной трубы, окрашенные полимерной краской, что улучшает их устойчивость к коррозии; поручни устойчивы против физической силы и солнечного света; поручни снизу крепятся к полу салона, сверху - к потолку; вертикальные перила могут оснащаться клавишам в кабину водителя с целью остановки троллейбуса по требованию. Вертикальные перила соединены с горизонтальными с помощью дюралюминиевых кронштейнов, а позже закрепляются с помощью винтов; горизонтальные перила могут быть оборудованы кожаными ручками для большего удобства.

Сиденья троллейбуса выполняются раздельного типа, и имеют мягкую обшивку: у сидений полностью обшит спинку и подушку мягкой синтетической тканью, сделана из прочного и легко видчищуваного материала, сиденья троллейбуса достаточно комфортные, на спицы сидений часто выведены эмблему производителя - "Белкоммунмаш ". Всего в салоне размещается 26 сидений, полная вместимость троллейбуса составляет 115 человек. Система вентиляции салона представлена ​​большой сдвижной форточками, единственный существенный недостаток - отсутствие крышных люков из-за размещения электрооборудования, через в троллейбусе довольно жарко летом. А вот в новых моделей возможна установка кондиционера, хотя в основном только для водителя, на заказ возможно и установка кондиционера для пассажирского салона. Система отопления в пассажирском салоне представлена ​​4 Электрокалориферы, с двумя режимами обогрева и мощностью 4 киловатта каждый, один калорифер содержится в кабине водителя, он несколько мощнее и имеет мощность в 6 киловатт. Здесь забыто и о пожарной безопасности : в салоне имеется один огнетушитель емкостью 2 литра, в кабине имеется еще один, вместительный.

Кабина водителя троллейбуса отгорожена сплошной перегородкой от салона, у подавляющего большинства экземпляров для водителя отдано одну створку передних дверей, в специально разработанной "московской" комплектации кабина также закрыта, однако урезана, и две створки передней двери открываются отдельно. Как бы ни было, а кабина водителя в АКСМ-321 довольно просторная. Приборная панель троллейбуса сделана в виде полукружия, предоставляющая водителю быстрый доступ ко всем необходимым клавиш и рычагов, торпеда изготовлена ​​из стеклопластика и окрашена темно-серым или черным цветом. Посередине приборной панели размещены блок с показательной приборами: посередине панели размещен большой округлый спидометр (немецкого производства, VDO, если точно), оцифрованный до 120 км / ч, и имеет электронный одометр, слева и справа от спидометра размещаются манометры и показатель бортового напряжения. Справа и слева от показательных приборов размещены клавиши открытия и закрытия дверей, включение аварийной сигнализации, управления направлением движения троллейбуса (а он может сдавать назад при необходимости); слева от водителя размещается дополнительная боковая панель, на которой размещается рычаг ручного тормоза, похожий на джойстик, управление системой штанговловлювання и другие органы управления, на левой части приборной панели размещены клавиши управления включения отопления и вентиляции, внутренней и внешней светотехники.

Кресло водителя сделано мягким и комфортным, оно устроено на пневмоподвеске и может регулироваться по высоте и глубине согласно физических параметров водителя троллейбуса. Рулевой механизм оснащен гидроусилителем, что значительно облегчает работу водителя, имеются также два подрулевые рычаги: левый отвечает за включение показа поворотов, за звуковой сигнал и за функцию "мигнуть фарами"; правый рычаг отвечает за звуковой сигнал, а также за включение стеклоочистителей. Панорамное лобовое стекло придает водителю высокий уровень контроля за ситуацией на дороге, а большие стеклоочистители очищают большой процент поверхности лобового стекла от грязи и осадков. Система вентиляции в кабине представлена ​​вентилятором, сдвижной форточкой, во многих АКСМ-321 с 2008 года устанавливается кондиционер для водителя. Система отопления представлена ​​одним электрокалорифером, что имеет три режима обогрева и мощность в 6 киловатт и выводом обдува, что исключает запотевание и обледенение лобового стекла. Педали размещаются слева и справа от рулевой колонки - акселератор дело, а тормоз - слева. В кабине водителя имеется огнетушитель емкостью 10 литров.


3. Характеристика

Плюсы модели:

  • современный дизайн (особенно у новых моделей)
  • полностью низкий уровень пола по всему салоне
  • применения системы управления тяговым электродвигателем на базе IGBT транзисторов или ТИСУ, уменьшающие потребление троллейбусом электроэнергии на 35-42 процентов;
  • применения ряда современных европейских компонент;
  • просторная кабина водителя, и удобная приборная панель, а также наличие индикаторов, которые помогут определить причину неисправности троллейбуса;
  • тонированные стеклопакеты и широкие сдвижные форточки для вентиляции, в частности в новых моделей возможно и установление кондиционера;
  • отсутствие большого моторной шахты в заднем свесе;
  • электронные рейсовказивникы;
  • а также широкий выбор дополнительных опций, например, кондиционер для водителя, вещевой автоинформатор, возможность автономного хода.

Минусы:

  • отсутствие крышных люков через размещение электрооборудования на крыше троллейбуса, поэтому в АКСМ-321 довольно жарко летом;
  • поломки электроники собственного производства (система управления сделана самым Белкоммунмашем)
  • хоть и нормальная, но не очень высокое качество продукции, поэтому троллейбусы АКСМ служат практически "по сроку", то есть не намного больше, чем 10 лет.
  • громкая работа компрессора.

4. Технические характеристики

4.1. Кузов

Тип кузова
несущий, вагонной компоновки
Ресурс кузова, лет, не менее
10
Габаритные размеры, мм
Длина, мм:
- Кузова, мм
11755
- С опущенными токоприемниками, мм
12277
- На которую выступают токоприемники за габариты, мм
522
Ширина, мм
- Кузова, мм
2500
- Учитывая зеркала заднего вида, мм
2900
Высота, мм
- Кузова, мм
2861
- Вместе с электрооборудованием, мм
3666
Колесная база, мм
5900
Передний свес, мм
2390
Задний свес, мм
3465
Колея, мм
- Передних колес, мм
2096
- Задних колес, мм
1898
Клиренс, мм
135
Масса, кг
- снаряженная, кг
11100-11400
-Полная, кг
18000
Салон:
Формула дверей
2-2-2
Количество дверей:
3
Высота пола, см
36
Сидячих мест, штук
26
Стоячих мест, штук
89
Общая пассажировместимость, чел
115
Вентиляция (салон)
через сдвижные форточки
Характеристики отопления в салоне
4 калориферы по 4 киловатт каждый, с двумя режимами обогрева
Боковые окна
тонированные стеклопакеты, триплекс, толщиной 5 миллиметров
Огнетушитель (салон) / емкость, л
1 /, 2 литра
Место водителя
Рулевая система
с гидроусилителем
Ветровое стекло
панорамное, триплекс
Стеклоочистители:
2 двухскоростных приводом от одного электродвигателя
Вентиляция (кабина водителя)
одна форточка, вентилятор на два режима скорости
Кондиционер для водителя
опция
Отопление (кабина водителя)
один калорифер мощностью 6 киловатт с тремя режимами обогрева
Оборудование кабины
вешалка, солнцезащитные шторки, есть специальное место для аптечки
Огнетушитель / емкость, литры
1 / емкостью 10 литров
Электрооборудование
Тяговый электродвигатель 1) постоянного тока ДК-211БМ (производства завода "Динамо", Москва)
2) переменного тока (асинхронный) Skoda 8ML 3550 K / 4 (производства Skoda Electric, Чехия)
3) переменного тока ( асинхронный) АНТ-155 ( Могилевского производства)
Мощность, киловатт
- ДК-211БМ
170
- Skoda 8ML 3550 K / 4
185
- АНТ-155
185
Система управления ТЭД
Тиристорно-импульсная производства завода "Белкоммунмаш"

IGBT-транзисторная производства завода "Белкоммунмаш"

IGBT-транзисторная производства Kiepe Electric ( Германия)
Рабочая напряжение на токоприемниках, Вольт
550-600
Бортовая напряжение, Вольт
28
Система штанговловлювання
с пневмоприводом, что обеспечивает автоспускання штанг при их срывании с контактной сети
Мосты и подвеска
Передний мост
управляемый Raba / ZF Passau
Задний мост
ведущий Raba / ZF Passau
Колесная формула
4 ? 2
Передняя подвеска
зависимая пневмоважильна, двухбалонные
Задняя подвеска
зависимая пневмоважильна
Книлинг кузова /, на, см
опция / 9 см
Главная передача
гипоидная
Бортовые передачи
цилиндрические косозубые
Тормозная система
Тормозная система
электродинамическая / пневматическая двухконтурная
Тормозные механизмы переднего моста
дисковые / барабанные ZF Passau / Raba
Тормозные механизмы заднего моста
дисковые / барабанные ZF Passau / Raba
ABS
+
Скоростные характеристики
Разгон 0-50 км / ч с полной конструктивной массой не более, сек
26
Максимальная постоянная скорость с полной конструктивной массой, км / ч
60

5. Интересные факты

  • Троллейбус АКСМ-321 (БКМ-321, Белкоммунмаш-321) получил прозвище "Белка", из-за названия производителя "Белкоммунмаш", российское "Белка" белорусском будет "ваверка", украинский - "Выверка".

См.. также

Примечания