Аболиционистского литература

Аболиционистского литература (лат. abolitio - устранение, отмена) - течение в литературе и публицистике США, идейно связана с аболиционизм - влиятельным общественно-политическим движением первой половины XIX в., что ставил задачу немедленной отмены рабовладения в стране и борьбы с расизма, дискриминации и сегрегации чернокожих. Он сыграл значительную роль как в создании и деятельности так называемой "Подпольной железной дороги", так и в формировании общественного мнения накануне и в течение Гражданской войны в США. Набирая с 1820 -х годов общенациональных масштабов, это движение разворачивается прежде в северных свободных от рабства штатах, в частности, в Новой Англии. Его главными очагами становятся города Бостон, Филадельфия, Нью-Йорк. 1833 создается Американское аболиционистского общество. В широком смысле слова можно говорить о аболиционистский пафос творчества многих заметных в то время литераторов северян, тогда как южане защищали рабовладение, что лежало у основе всей экономической, социальной и культурной жизни региона.

С середины 1840 -х годов антирабовласницьки ноты звучат в речах метров американского трансцендентализма Г.Д.Торо ( 1817 - 1862) и Ральфа Волдо Эмерсона ( 1803 - 1882), органично входя в их концепции гражданского неповиновения. Эта проблематика занимает значительное место в активе известных поэтов эпохи Уильяма Каллена Брайанта ( 1794 - 1878), который поддерживал аболиционистов в редактируемой им на протяжении полувека нью-йоркской газете "Ивнинг Пост"; Генри Лонгфелло ( 1807 - 1882), в частности в знаменитом цикле "Стихи о рабстве" ( 1842): Джеймса Лоуэлла ( 1819 - 1891); Уолта Уитмена ( 1819 - 1892) с его универсально-космическим демократизмом. Для некоторых представителей художественной литературы и журналистики аболиционизм стал делом всей жизни, неотделимой от их творчества.

Просматривается устаревшие представления об этом движении, в частности, о литературу, которая создавалась в его пределах. Если раньше негры - как свободные, так и рабы, - считались скорее объектом приложения благотворительных усилий белых северян, то известны сегодня документальные материалы свидетельствуют об огромной роли черных американцев в борьбе за освобождение своего народа от рабства, которая велась, среди прочего, и словом. Наряду с "белыми" изданиями, публиковалась значительное количество неформальных газет (первая, "Фридом Лжорнад", начала выходить в Нью-Йорке 1827). Аболиционистского взгляды буди впервые четко сформулированы в памфлете негра Дэвида Уокера "Призыв к цветным граждан мира", изданном в Бостоне в 1829 и структурированном по образцу Конституции США.

Кроме того, очевидны связи аболиционизма с другими передовыми движениями - как интеллектуально-философскими ( трансцендентализм), так и общественными ( борьба за женское эмансипацию). Если аболиционизм белых часто опирался на американские морально-религиозные традиции, воплощенные, в частности, в квакерства и унитарианстви, то черные шли от реальности рабства, даже не пользовались конвенционными литературными формами.

Огромная заслуга в пропаганде идей аболиционизма и сплочении вокруг них широкого круга литераторов принадлежит публицисту Уильяму Ллойду Харрисону ( 1805 - 1979); газета "Либерейтор", что он ее выдавал в 1831 - 65 годах, стала главной трибуной движения. Его соратниками были выдающийся оратор В. Филипс ( 1811 - 1884), проповедник и оратор Т. Паркер ( 1810 - 1860), автор одной из первых книг, направленных против рабовладения, Л.М.Чайлд ( 1802 - 1880), бывший раб, ставший пресвитерианским священником, Г.Г.Гарет ( 1815 - 1882). Все силы делу аболиционизма отдавал один из его лидеров, поэт Дж.Г.Виттиер ( 1807 - 1892). Многие из его ярко публицистических, пропитанных гражданским чувством произведений вошли в сборки "Голоса свободы" ( 1846).

Поэтическая грань аболиционизма представляли негры Е.П.Раджерс ( 1818 - 1893), Дж.М.Уитфилд ( 1822 - 1871), Дж.Вашон ( 1824 - 1878), Дж.М.Симпсон ( 1820 - 1876 ​​) и др.. Выдающимся лекторкою была одна из черных писательниц Ф.Е.Гарпер ( 1825 - 1911), который посвятил значительную часть жизни антирабовласницький деятельности. В области аболиционистской прозы широко известна Г.Бичер-Стоу ( 1811 - 1896), как автор популярного романа "Домик дяди Тома" ( 1852), шо, по выражению Эмерсона, "обошел весь мир". Учитывая феноменальный успех произведения и его роль в изменении отношения многих северян к рабовладения, А. Линкольн назвал авторе "маленькой женщиной, решила большую войну. Рабство осуждается в романе с морально-христианских позиций, шо повлекло дальнейшем противоречивое отношение к нему афроамериканской культурной общности. Более реалистично изображает причины и последствия этого "чисто американского феномена" Р.Хилдрет ( 1807 - 1865) в повести "Раб или Заметки Арчи Мура" ( 1836), позже переделанной в роман "Белый раб или Заметки беглеца" ( 1852). Параллельно с раскрытием идей аболиционизма в традиционных жанрах публицистики, поэзии и прозы происходит становление оригинального жанра, стоящего у истоков афроамериканской литературы - повествований рабов.


См.. также

Литература

  • Литературоведческий словарь-справочник / Под ред Г. Т. Громъяк, Ю. И. Кузнецова, В. И. теремка. - К.: ВЦ "Академия", 2006. - С. 6
  • Литературоведческий словарь-справочник / Под ред Г. Т. Громъяк, Ю. И. Кузнецова, В. И. теремка. - К.: ВЦ "Академия", 1997. - С. 8
  • Лексикон общего и сравнительного литературоведения. - Черновцы: Золотые литавры, 2001. - С. 9