Надо Знать

добавить знаний



Абрамович Никанор Никандрович



Митрополит Никанор
Митрополит Никанор
митрополит Украинской Автокефальной Православной Церкви в диаспоре
2-й первоиерарх Украинской Автокефальной Праваславнои Церкви в диаспоре
Церковь: Украинская Автокефальная Православная Церковь в Диаспоре
Рождения: 27 июля 1883
с. Мизове, сейчас Старовыжевского района Волынской области
Смерть: 21 марта 1969
Карлсруэ, Германия
Принятие священного сана: 1910
Принятие монашества: 1942
Епископская хиротония: 9 февраля 1942

Абрамович Никанор Никандрович - (наст. - Бурчак-Абрамович * 27 июля (08 августа). 1883, с. Мизови, кол. Ковельского уезда, на Волыни; - ? 21 марта 1969 г. Карлсруэ, Германия) - церковный и культурно-образовательный деятель, митрополит УАПЦ в диаспоре (1953-1969). Брат Петра Абрамовича.


Биография

Митрополит Никанор (мирское имя Никанор Бурчак-Абрамович) родился 27 июля (ст. ст.) 1883 г. в с. Мизови, кол. Ковельского уезда, на Волыни. Предки Митрополита принадлежали к духовному сословию. Владыка Митрополит учился сначала в начальной школе в Мизови, затем в Духовной школе в Мацийови, а после в Волынской Духовной семинарии в Житомире. По окончании семинарии Никанор Абрамович учился еще в Киевском коммерческом институте, а после рукоположения в священники - в Киевской Духовной Академии и на историко-филологическом факультете св. Владимира в Киеве. На священника был рукоположен 23 октября 1910 в городе Владимире на Волыни епископ Владимир-Волынский Фадеем. Священническое служение проходил сначала в с. Беличах при тестю; в 1912 г. на собственное желание получил приход в с. Тишкович на Владимирщине, откуда был эвакуирован во время первой мировой войны в июне 1916 г. в Житомир, где находился до 1919 г. В Житомире занялся опекой над беженцами. Во времени украинской государственности проводил в Житомире организацию украинской церковной жизни и был волынским губернияльним инструктором народного образования. Здесь он также был деятельным членом Братства Святого Спаса, ставило одной из своих задач возрождение украинских традиций в Православной Церкви.

Чудом спасшись от расстрела большевиками, летом 1919 г. оставил Житомир и отправился в с. Сельце на Владимирщине, куда был назначен настоятелем прихода. В вновь организованные тогда Владимирском Духовном Правлении становится свящ. Н. Абрамович секретарем и разворачивает широкую деятельность. С инициятиви свящ. Н. Абрамовича и по благословению правящего тогда Волынской епархией епископа Дионисия (позднего Митрополита Варшавского) в днях 3-8 октября 1921 г. в Почаевской Лавре состоялся Волынский Епархиальный Съезд, председателем которого был избран о. Н. Абрамович, который также во время этого съезда отправил Литургию на украинском языке. Это была первая Служба Божья украинским языком на той части Волыни, оказалась под Польшей.

Острый меморандум Владимирского Духовного Правления в Свящ. Синода Православной Церкви в Польше о необходимости украинизации Церкви вызвал закрытие Духовного Правления и наказания его руководителей. Несмотря на это о. Н. Абрамович, с 1924 г. получил сан протоиерея, ведет дальше активную работу в направлении украинизации Церкви. В связи с тем и по требованию протоукраинских факторов высшая духовная власть начала следствие против прот. Н. Абрамовича, длившееся более двух лет и было закончено в феврале 1927 оправданием его со всех обвинений. Когда украинское гражданство стало требовать от высшей церковной власти рукоположения прот. Н. Абрамовича на Епископа, Синод в марте 1928 г. сослал его в Дерманского монастыря якобы за церковную несубординизацию, потому продолжал отправлять богослужения на украинском языке. Целых три года находился прот. Н. Абрамович в заточке в монастыре и был уволен после того, как в монастыре поднялся движение за украинизацию Богослужень, спричинником чего церковная власть считала прот. Н. Абрамовича.

Освобожден из монастыря, прот. Н. Абрамович был назначен настоятелем православного прихода в осадке Киверцы возле Луцка, где собственно он только организовал приход. Живя возле Луцка, что в то время стал центром украинского православного церковной жизни на Волыни, прот. Н. Абрамович принимал живое участие в работах Луцкого подкомиссии перевода Священного Писания и богослужебных книг на украинский язык и был членом Общества им. Митр. Петра Могилы. С 26 октября прот. Н. Абрамович был назначен благочинным второй деканата Ковельского уезда. Перед второй мировой войной он провел полную украинизацию церковной жизни в своем деканате. В том же селе он провел первой оккупации Волыни советской властью с 1939 по 1941 год. Когда после освобождения украинских земель от большевиков появилась возможность восстановления церковной жизни на центральных и восточных землях Украины и встал вопрос о конечность рукоположения новых епископов, одним из первых кандидатов на епископа стал прот. Н. Абрамович. По благословению Митрополита Варшавского Дионисия, начальник Православной Церкви, в составе духовенства которой находился прот. Н. Абрамович, в Пинске на Полесье 9 февраля 1942 состоялась хиротония прот. Н. Абрамовича на Епископа, что перед тем принял монашество и стал архимандритом. Довершили хиротонию Архиепископа Александр Пинский и Поликарп Луцкий и Ковельский и Епископ Юрий Брестский согласно канонам Святой Православной Церкви.

Владыка Никанор был рукоположен для Киева, куда прибыл 13 марта 1942, а 16 марта в Свято-Андреевском соборе в Киеве был всенародно избран на Киевскую епископскую кафедру. 19 марта 1942 репрезентантами УАПЦерквы в Киеве, вследствие желания верующих и главнокомандующим органов УАПЦерквы в Украину, Епископу Никанор было передано превосходство и представительство этой церкви. Одновременно, в связи с запретом оккупационными властями деятельности Всеукраинской Православной Церковной Рады, состав ее был включен в Высшего Церковного Управления при Епископу. За время пребывания Владыки Никанора в Киеве было им посвящен для Украинской Автокефальной Православной Церкви 8 епископов, 187 священников и организовано только на самой Киевской 580 украинских православных приходов. Постановлением Собора Епископов с участием представителей от духовенства и верующих в Киеве 17 мая 1942 Владыку Никанора было возведено в сан Архиепископа Киевского и Чигиринского. Деятельность Владыки Никанора проходила в Киеве в очень тяжелых условиях военного времени, при полной недоброжелательности, а то и враждебности оккупационной гитлеровской власти к УАПЦерквы и самого Владыки Никанора.

25 сентября 1943 Владыка Архиепископ Никанор был вынужден покинуть Киев и отправиться на Запад. После короткого пребывания на Волыни выехал по приглашению Митрополита Дионисия в Варшаву, где находился под его опекой и активно участвовал в Соборе Епископов УАПЦ, который состоялся там в марте-апреле 1944 г. Позже через Словакию прибыл в 1944 г. в Германии. После войны, с 1945 г. поселяется в Карлсруэ, где проживал до своей смерти.

Постановлением Собора Епископов УАПЦерквы в Мюнхене 15 мая 1947 Владыка Архиепископ Никанор был избран Заместителем Митрополита и Председателя Собора Епископов УАПЦерквы, а Собор Епископов УАПЦ в Париже 15 сентября 1952 предоставил ему титул Митрополита УАПЦ в Германии. После упокоения ок. Пам. Митрополита Поликарпа 22 октября 1953 постановлением Чрезвычайного собора УАПЦ в Париже ему был присвоен титул Митрополита УАПЦ в диаспоре. Митрополит Никанор возглавлял УАПЦеркву в Диаспоре 16 лет. Важнейшим событием в бытность Митрополита Никанора начальником УАПЦерквы на чужбине был бесспорно Собор УАПЦ, который состоялся 16-18 декабря 1956 г. в Карлсруэ. Этот Собор состоялся под председательством Митрополита Никанора и принял ряд важных постановлений, в частности утвердил новый устав УАПЦерквы на чужбине.

Помимо своей архипастырским деятельности Митрополит был с 1948 г. председателем Богословско-научного Института УАПЦ. С появлением журнала "Родная Церковь" с сентября 1952 возглавлял как митрополит УАПЦ его редакционную коллегию. Под редакцией Митрополита Никанора вышел в 1949 г. Служебник, а в 1950 г. Часослов. Кроме этого, Митрополит Никанор написал и издал такие работы как "Догматически-канонический строй Вселенской Православной Церкви", "История Дерманского монастыря", "Старые церковные обычаи Волыни" и ряд других работ, которые печатал под разными псевдонимами в различных журналах.Митрополит Никанор имел высокую богословское образование.

Он был большой знаток канонического права и других богословских дисциплин. Он умело сочетал старые украинские православные церковные традиции со современностью. Это был лучший представитель нашего старого духовенства еще дореволюционных времен, великий украинский патриот, всецело себя отдал на служение своей Украинской Православной Церкви.

Надгробие в Карлсруэ

Митрополит Никанор почил в ночь с 20 на 21 марта 1969 г. в г. Карлсруэ.

Редакутор журнала "Богословский вестник" и "Родная Церковь", изданий "Служебника" ( 1949) и "Часослова" (1950). Автор трудов "Догматически-канонический строй Вселенской Православной Церкви", "История Дерманского монастыря" (обе - 1948), "Старые церковные обычаи на Волыни" (1950), статей на церковные и исторически-краеведческие темы.


См.. также

Источники и ссылки

Предшественник: Первоиерарх Украинской Автокефальной Праваславнои Церкви в диаспоре
1953 - 1969
Преемник:
Поликарп (Сикорский) Мстислав (Скрипник)

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам