Надо Знать![]() |
Введение![]() Медальон на тему войны 1812 г. Cкульптор Ф. Толстой, представитель российского академизма. Изделие мануфактуры Веджвуд Академизм в искусстве - термин, употребляемый в истории изобразительного искусства и означает художественные системы, направления, сложившиеся в академиях искусств на основе подражания искусства античности и Возрождения. В разные эпохи академизм играл разную роль - от ограниченно прогрессивной (в искусстве Франции, Российской империи 18 в.) До откровенно агрессивной, реакционной, анахронического - в искусстве 19 в. 1. ГенезаАкадемизм возник в Италии в конце 16 в., и тогда сыграл положительную роль в становлении художественного образования. Постепенно, с преобразованием академий в государственные учреждения в 17 - 18 вв., Становится официальным направлением, поддержанным королевскими династиями разных стран (Франция, Германия, Российская империя). В 18 веке академическое образование поддерживала существование и укоренения классицизма в искусстве Франции, Германии, Великобритании, Российской империи. Меньше этим процессом были охвачены искусство Испании (испанец Рамос работал во Франции), Дании ( Бертель Торвальдсен работал во многих странах Европы). В искусстве Франции 19 века академизм перешел на оборонительные и агрессивные позиции относительно новых художественных течений - романтизма (враждебное отношение к творчеству Жерико, Делакруа), реализма (враждебное отношение к творчеству Курбе), импрессионизма (враждебное отношение к творчеству Эдуарда Мане и т.п.). Подобный процесс происходил и в Российской империи, где академизм и его представители враждебно восприняли появление передвижников, представителей критического реализма. В Российской империи академизм особенно агрессивно активизировался в 40-50-х годах 19 в. 2. Академизм и салонное искусство![]() Генрик Семирадский, "Опасная игра", Переяславль-Залесский, Ярославская обл. Академизм и салонное искусство тесно связаны в 19 в. Оба быстро проросли нераздельно один в другой. Началась настоящая эксплуатация только порядочных сюжетов (библейских или античных), только красивых, внешне привлекательных моделей, исправленных за античными образцами, виртуозным техническим исполнением самого живописи или скульптуры. Грубая, грубая действительность была виштовшнута на улице грязных портов, бедняцких районов, туберкулезных госпиталей и не допускалась в салонное искусство. Это была слащавая сказка для новейшей группы богачей, для калифов на время, только вдершихся к богатствам, но не имея традиций, утонченных вкусов, истинного знания искусства и его истории. Салонное искусство эксплуатировало эротику, обнаженное женское и мужское тело, древних римлян, привлекательных животных (котят, щенков, козлят, кроликов, голубей), цветы, части розы, элегантный современный одежду или экзотические одежды многочисленных Салом, Клеопатра, Сафо, влюбленных пар, обнаженных женщин с разбитыми вазами. Сюжетом картины мог стать пир римского императора, засыпал своих гостей лепестками роз.
Для умирающих от туберкулеза больных, толпой везли по Рейну в больницу, это было настоящим оскорблением и унижением. Именно отталкиваясь от салонного искусства возникло строгое и правдивое искусство Франсуа Милле, Эдуарда Мане, Дега, Ван Гога, Кете Кольвиц. Кризис академизма 19 в. осознавалась все больше. Показательными были карикатуры на классицистов, появление книги "Комическая история Древнего Рима", где осмеяны очевидно надоели римляне. В искусстве Франсуа Милле является поодинаки образцы академизма ("Смертельный поцелуй Сфинкса"). Но могучий талант, как болезнь, отверг его, чтобы обратиться к строгому и правдивого реализма. Эдуард Мане порезал все свои утренние картины, как ложные, нещири образцы академического искусства. Кете Кольвиц, ученица академиста и представителя салонного искусства Клингера, ничто не запозичила по искусству учителя, кроме технических навыков. Салонное искусство, поверхностное, но виртуозное за техническим исполнением, заполонило Салоны (откуда и название), выставки в Париже и значительно распространилось по Европе в 19 веке, как эпидемия. С салонного искусства Франции выросло помешаны на виртуозности, драгоценностях и пустяковому воспроизведении экзотики искусство Гюстава Моро.
3. Сосуществования стилейСтранным было сосуществование академизма и салонного искусства, поддержанного буржуазным обществом, с подлинным искусством реализма ( Курбе во Франции, передвижники в Российской империи), художниками Барбизонской школы или импрессионизмом. Именно эти Мистецкий течения правдиво воспроизвели лица 19 века и представляют его в современных музеях. Салонное искусство осталось на обочине культуры и осело в запасниках. 4. Представители академизма
5. Галерея произведений
6. Академизм в 20 векеАкадемизм (как научный термин) в 20 веке приобрел другого толкования, что приводит к путанице смыслов. Академизмом стали называть произведения художников с мощной художественным образованием, произведения высокого технического уровня без определенной связи с идеей. Академическим теперь мог быть как религиозное произведение ("Христос перед народом", Глазунов - сын), так и произведение на бытовую тему без изображения библейских или исторических персонажей. Чаще термином "академизм" пользуются теперь для характеристики построения композиции, технического исполнения произведения, высокого ступени этого исполнения. В СССР, где искусство силомиць удержали в пределах социалистического реализма, представителями академизма 20 века стали - Илья Глазунов, Александр Шилов, Сергей Смирнов и другие, несмотря на индивидуальность их художественных манер. Источники
код для вставки Данный текст может содержать ошибки. скачать |