Надо Знать![]() | ВведениеАлександр Колдер ( англ. Alexander Calder , 22 июля 1898 года, Лоунтон, Пенсильвания, США - 11 ноября 1976 года, Нью-Йорк) - американский скульптор, который приобрел всемирную известность благодаря своим причудливым фигурам из проволоки и "Мобил" - кинетическими скульптурами, которые приводятся в движение электричеством или ветром. 1. Биография и творчествоРодился в семье известного в США скульптора Александра Стирлинга Колдера и художницы Нанет Ледерер Колдер. Его дед в 1868 году приехал в Пенсильвании с Шотландии. Мать - художница, которая училась в 1888 - 1893 в Париже. Рос на ранчо в Аризоне и в Пасадене. Скульптурой занимался с детства; переезжая с отцом из города в город, всегда имел рядом с родительской свою детскую "мастерскую". В 1920-х работал художником в газете, оформителем цирковых представлений. С 1915 по 1919 годы прошел обучение в Технологическом институте Стевенса, получив диплом инженера-механика. В 1922 году в Нью-Йорке посещал вечерние курсы рисования, в 1923 году прошел курс обучения в нью-йоркской художественной школе "Арт стьюдентс лиг". В 1926 году переехал в Париж, где дружил с кругами сюрреалистов и конструктивистов. Тогда же находит новую форму скульптуры - фигурки из проволоки. Это фигуры - рисунки в пространстве, обладают юмором и подвижностью марионеток, гибкий материал, из которого они изготовлены, позволяет легко менять позы фигур. В 1927 году обосновался в Париже, приблизился к авангардных кругов ( Миро, Кокто, Ман Рэй, Мондриан, Деснос, Леже, Ле Корбюзье и др.). В 1931 вошел в группу нефигуративистив ( фр. Abstraction-Cration , "Абстракция-Творчество"). Колдера очень интересовал цирк и он создал миниатюрную модель арены, заполненную множеством фигурок циркачей "Цирк Колдера" (1926-1930). Персонажи, выполненные из мягких материалов, проводов, каучуковых трубок, и автор этой игрушки устраивал сеансы спектаклей для своих друзей. При посещении в 1930 мастерской Мондриана Колдер открыл для себя потенциал обобщенного моделирования структур реального мира. Отказавшись от принципиальной статичности мондрианивського неопластицизма, он поставил перед собой задачу создания динамических систем, отражающих непрерывную изменчивость природы. Другим стимулом перехода к кинетического искусства послужили впечатления, полученные в планетарии, где демонстрировался движение небесных тел. С начала 1930-х Колдер начинает создавать абстрактные динамические конструкции, т. н. мобили. Ранние мобили, иногда весьма близки к композиций Мондриана, приводились в движение мотором "Универсум" (1934). В дальнейшем Колдер отказывается от механики и находит "естественный" способ динамизации формы путем расчета его собственного конструктивного баланса, соотношение опорных и подвесных элементов. Легкие пластинки, прикрепленные к тонких металлических стержней, постоянно колеблются, а вся система раскачивается и вращается при малейшем дуновении воздуха. Опираясь на инженерные знания, Колдер точно выстраивал структуры неустойчивого равновесия, и ученые не раз рассматривали их как наглядные модели действительных процессов, происходящих в природе. Мобили располагались на вертикальных подставках, крепились к стене на кронштейнах, но чаще подвешивались к потолку. (Веселая рыба, 1948). В 1950-мобили Колдера стали украшением многих интерьеров благодаря их декоративным качествам, хорошо согласовывались с архитектурой функционализма. Параллельно с работой над мобилями Колдер создавал т. н. Cтабили - статические скульптуры из окрашенного металла. Ранние стабильности, небольших размеров, выглядели невиданных животных, вымышленных фантазией художника. Позже, с поступлением заказов на украшение площадей, они приобрели характер монументальных скульптур. Крупные конструкции, смонтированные из металлических плоскостей разнообразных очертаний, врезаются в пространство, оставляя большие отверстия в виде арочных пролетов. Повторяя формы технических сооружений (мостов, строительных каркасов, заводского оборудования), они одновременно включают в себя и образы органического мира - фигуры людей, экзотических животных, птиц взлетающие или упали. (Рыба - дьявол, 1937). Монументальные стабильности Колдера органично вошли в архитектурные ансамбли многих городов Европы и Америки. (Человек, площадь Монреаля, 1967) С 1950-х Колдер преимущественно занимался монументальной скульптурой. В 1966 опубликовал "Автобиографию с картинками". Умер от сердечного приступа после открытия своей большой ретроспективной выставки в нью-йоркском музее Уитни. 2. ПризнаниеПервая ретроспективная выставка состоялась в Музее современного искусства в Нью-Йорке ( 1943), затем в Париже ( 1946, предисловие к каталогу написал Сартр). В 1952 Колдер получил большую премию Венецианской Биеннале. 3. Произведения
Литература
5. Галереякод для вставки Данный текст может содержать ошибки. скачать |