Аллегория Юстиции

Аллегория Юстиции или Справедливость - аллегорическая скульптура, заказанная венецианском скульптору в начале 18 века и предназначена для украшений сада барокко или Меншиковского дворца в Санкт-Петербурге.


1. История

1.1. Инвентарные списки Эрмитажа

Долгое время в инвентарных списках скульптур Эрмитажа произведение считали как

  • Инв № Н ск.760, высота 202 см. Не известны были ни сюжет, ни автор произведения, ни город изготовления.

1.2. Бытование скульптуры

Место Летнего сада со скульптурами

Исследование произведения и архивные розыски проводил Андросов С. Он и нашел сведения, скульптура находилась в мастерской В. И. Демут-Малиновского (русского скульптора эпохи позднего классицизма) на реставрации в 1837 году. Он реставрировал левую рук скульптуры. Произведение тогда хранили в амбарах Таврического дворца. Известно, что после сокрушительное пожара 1937 года возобновили погорели крыши и залы Зимнего дворца в Петербурге. Среди восстановленных помещений были и Парадная лестница (Иорданский лестницы). Барочные ниши Парадных лестниц и украсили мраморными скульптурами эпохи барокко, привезенные из кладовых Таврического дворца.

Новым для исследователя был протокол Канцелярии от строительства, датированный 1744 годом, который сообщал: "... прошлого 20 ноября день скульптурной дела мастер Яган Антоний Цвенгоф подпиской показал, что в древнем 1732 году в июле месяце с садовой конторы принял с мешиковського сада мраморных статуй в полный рост двадцать три (23), также из свинца в полный рост два. Из них того же года перевезены на Марлинський каскад в Петергоф мраморных пять и из свинца - две. Как они называются, того не помнит. В прошлом 1743 году по приказу Ее Императорского величества в Царское Село из упомянутых Меншиковского скультуры перевезено из Летнего сада семнадцать (17) ... Их реестр прикладываем. Одна из них именуемая Юстиция, оставленная в Летнем саду, затем в нее не имеем соответствующей ".

Итак, какую ценную мраморную скульптуру (Юстицию) вырвали с Меншиковского сада при хищения и конфискации имущества сосланного в Березов вельможи и поставили в Летний сад. Ее взяли даже для украшений барочного сада в Царском Селе, ибо к ней не имели соответствующей. Известно, что сады тогда украшали парными скульптурами или бюстами, составлявших небольшие циклы или ансамбли (Справедливость и Мир, День и Ночь т.д.).

Скульптурные аллегории Юстиции - не новость в барочных садах Санкт-Петербурга. До 21 века сохранены -

Какая-то "Юстиция" стояла и на Парадной ворот в Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны. Парной к ней была скульптурная аллегория "Милосердие". Их сняли и с целью сохранения передали - в Таврический дворец.


1.3. Тщеславный Меншиков и добродетели

Скульптура "Юстиция" не могла иметь парной в случаях, когда входила в цикл добродетелей властелина эпохи барокко. Это обычная практика суток - украшать его дворец или сад олицетворением добродетели великого властителя или его надгробие по смерти. Тщеславный Меншиков как характерная лицо эпохи барокко мог считать (или считал) Справедливость собственной добродетелью согласно тогдашней моде. Он вышел из сплошного дна Московии, пользовался презрением московских вельмож по невельможне происхождения и всячески поддерживал собственное реноме, когда выбился в привилегированное окружение царя Петра I. Он заказал в начале 18 в. венецианским скульпторам мраморные скульптуры для роскошного собственного сада в Санкт-Петербурге и в Ораниенбауме. Долю из них приобрели уже готовыми, долю - выполнили заново. Среди них как раз и были аллегории добродетелей - "Слава воина", "Юстиция" и две. "Юстиция" с Меншиковского сада не было пары из-за того, что входила в цикл добродетелей из четырех скульптур, различили в древности, в потом забыли и ее происхождение, и ее название (в 18 веке ее считали как аллегорию "Власти" или "Аллегорией Римской империи ").


2. Описание произведения

Женская скульптура с короной на голове и поднятой правой рукой. В левой руке - меч с львиной головкой, рядом - весы и клок фасций - как указание на аллегорию Юстиции или Справедливости. Скульптура представлена ​​в условно-исторической одежде, как восхищен легким ветерком. Морщины драперии создают изысканный рисунок, приближает произведение к образцам искусства барокко или перехода к рококо. Мрамор белый, высокого качества. Реставрирована только левая рука скульптуры и головка льва на мечи.


См.. также

Источники

  • "Сообщений державного Эрмитажа", № 49, Л, 1984, с. 13-16
  • Андросов С. статья "Скульптура Летнего сада (проблемы и гипотезы)" (книга "Культура и искусство России 18 века", Л, 1981, с. 50)
  • Ripa S. Baroque and Rococo Pictorial Imageri, New York, 1971
  • Коваленская Н.Н. "История русского искусства 18 в.", М, издательство Московского ун-та, 1962 (рус)
  • "Искусство стран и народов мира", т 3, М, "Сов.энциклопедия", 1971 (рус)
  • Павленко Н.И. "Александр Данилович Меншиков", М, "Наука", 1981, (рус)
  • Меншиковский дворец-музей, альбом, Л, Лениздат, 1986 (рус)