Надо Знать![]() |
Примечания ВведениеАльберт Кинг ( англ. Albert King , Имя: Альберт Нельсон, англ. Albert Nelson ; 25 апреля 1923, Индианола, Миссисипи, США - 21 декабря 1992, Мемфис, Теннесси, США) - американский блюзовый гитарист, певец, композитор, автор песен, продюсер. Одобрение критиков и широкая известность принесли Альберту Кингу славу наиболее уважаемого и влиятельного исполнителя среди блюзовых и рок-гитаристов. Интенсивным, густым звуком своей гитары и обманчиво простым стилем выполнением, Кинг вдохновлял как темнокожих, так и белых музыкантов, от Отиса Раша и Роберта Крея к Эрика Клэптона и Стиви Рей Она. [1] Альберт Кинг, вместе с Б.Б.Кингом и Фредди Кингом носят титул "Королей Блюза" ( англ. king - Король) [1]. Кинг выпустил большое количество альбомов, его песни среди самых популярных песен в истории блюза, некоторые из них впоследствии стали классикой жанра. Его композиция "Born Under a Bad Sign" считается блюз-стандартом и зачастую выполняется другими блюзмена. В 1983 году имя Альберта Кинга внесены в Зал славы блюза [2], а в Список 500 лучших альбомов всех времен по версии журнала Rolling Stone его творчество представлено альбомом Born Under a Bad Sign [3]. Кроме того, этот альбом был внесен в Зал славы Грэмми в 1999 году. 1. Биография1.1. Детство![]() Форрест-Сити, штат Арканзас - город, в котором прошло детство Альберта. Альберт Кинг родился в Индианола, небольшом городке в центральной части штата Миссисипи, но и его настоящее имя, и принята дата рождения, 25 апреля 1923 [1], всегда вызывали сомнения - многие из знакомых музыканта утверждали, что Альберт на несколько лет старше. Альберт принял популярный в то время среди блюзменов псевдоним "Кинг" в начале 50-х, вслед за успехом композиции Three O'Clock Blues, которую Би Би Кинг записал в 1951 году. Отцом Альберта был бродячий проповедник, который оставил семью, когда мальчику было всего 5 лет. Мать Альберта, Мэри Блевинз, впоследствии вышла замуж за Уилла Нельсона, и вся семья переехала в Форрест-Сити, штат Арканзас [4]. Мальчик взял фамилию своего отчима, став Альбертом Нельсоном. ![]() Примерно так выглядела гитара "Бо Диддли", на которой учился играть Альберт. Альберт провел свои детские и юношеские годы помогая родителям на ферме. Как и другие крестьянские дети Южных штатов того времени, Альберт почти не ходил в школу, а научился писать и читать, когда стал взрослым. Свои первые ноты Кинг сыграл на легендарной гитаре "Бо Диддли" - бутылкой на натянутому проволоке. Впоследствии он смастерил себе гитару. Много лет спустя Кинг вспоминал:
Когда Альберт подрос, он устроился работать водителем бульдозера. В 1942 году он купил свою первую настоящую гитару марки Гилд (Guild) за один доллар и 25 центов [4]. Вдохновленный музыкой Блайнд Лемон Джефферсона, Лонни Джонсона, Санни Бой Уильямсона, а впоследствии и Ти-Боун Уокера, Альберт провел немало времени, пытаясь освоить игру на своем новом инструменте. Альберт был левшой и держал обычную гитару грифом влево, вверх ногами. В то время он пел в местном госпел -группе The Harmony Kings. 1.2. Ранние годы1.2.1. Оцеола и In The Groove BoysОдна из характерных особенностей его стиля - игра без медиатора. Осенью 1977 года в интервью журналу Guitar Player он рассказал:
В 1950 году Альберт случайно познакомился с М. С. ридер (MC Reeder) и переехал в Оцеола. Ридер был владельцем знаменитого клуба "Т-99". Оцеола находится между Мемфисом и Сент-Луисом, раз на 61-й дороге, и каждый группа, переезжая из одного города в другой, часто счел нужным там остановиться. Клуб посещали такие светила из Мемфиса, как Би Би Кинг, Бобби Бленд, Руфус Томас, Роско Гордон и Джонни Эйс. Был в "Т-99" и свою собственную группу с непостоянным составом, The In The Groove Boys, в котором разные времена играли гитарист Эдди Сноу, который работал на знаменитый лебл Sun, Карл Тейт, Кларенс Дрейпер и Уолтер Джефферсон. А потом и Альберт Кинг. Он присоединился к группе со своей новой электрогитары, Epiphone, которую приобрел за 20 долларов. ![]() Клуб "Т-99" Оцеола, штат Арканзас. Бывший гитарист Айка Тернера и житель Оцеола, Джимми Томас, который был тогда лишь подростком, вспоминал:
Карл Тейт, который тогда играл в The In The Groove Boys на барабанах, также вспоминал:
The In The Groove Boys был популярным вместе, и, кроме "Т-99", они также играли в других барах Оцеола и соседних городов. А еще их постоянно приглашали на местную радиостанцию. Тейт рассказывает:
Альберт вполне прижился в Оцеола. У него родилось трое детей, а двое из его сестер, Эдди Лу и "Биг Ред" также переехали и поселились неподалеку. Впрочем, его жизни не было очень гладким. Альберт не любил вспоминать об аварии, в которую он попал в начале 50-х в городке Мэрион, что в Арканзасе. Грузовик, которую вел Альберт, столкнулась с другой машиной, и в результате погибло несколько человек. Погибшие были белые, а в напряженной атмосфере южных штатов это могло вылиться в большую беду. Впоследствии Альберт попал в тюрьму. К счастью, у Альберта были влиятельные знакомые: М. С. Ридер и известный белый бизнесмен по имени Хал Джексон помогли ему выйти из тюрьмы. Вдохновленный десятками блюзменов из Арканзаса и Миссисипи, которые получить признание на Севере, Альберт решил перебраться в Гэри, штат Индиана. Там он присоединился к группе легендарных блюзменов Джона Брим и Джимми Рида. И Брим, и Род были гитаристами, поэтому Альберту пришлось сесть за ударную установку. В то время стало появляться все больше новых незалежнии лейблов, неустанно охотились за новыми талантами. Когда Альберт решил попытать счастья записать свое первую песню, это оказалось нетрудно сделать. Никто иной как Вилли Диксон познакомил Альберта с чикагским диджеем Элом Бенсоном, владельцем лейбла Parrot. ![]() "Be on Your Merry Way" - первый сингл Альберта Кинга, вышедший на Parrot. Альберт вспоминал их встречу:
30 ноября 1953 года состоялся дебют Альберта Кинга в студии звукозаписи. В сессии участвовали Вилли Диксон, который играл на бас-гитаре вместе с музыкантами из группы Элмора Джеймса, пианистом Литтл Джонни Джонсоном и барабанщиком Оди Пейном. Они записали пять композиций, две из которых - "Be on Your Merry Way" ( 1.2.2. Сент-ЛуисДва последующих года Альберт играл вместе с In The Groove Boys по барам и кафе Арканзаса, а уже в 1956 переехал в Сент-Луиса. В этом городе была большая блюзовая сцена и работы для музыкантов хватало. Но и конкуренты у него были серьезные: Kings of Rhythm Айка Тернера, Hound Dogs Джимми О'Нила, группы Литтл Милтона и Рузвельта Маркса. Сначала Кинг ходил по многочисленным клубах, знакомился с людьми, играл в джем-сейшн. В октябре 1956 у Альберта уже был собственный группа, с которым он начал регулярно играть в клубах. Гитарист Ларри Дэвис, долгое время играл с Кингом, вспоминает:
В 1958 году у Альберта появилась гитара "Гибсон" - Gibson Flying V, которая будет всегда ассоциироваться с Кингом. Он назвал ее "Люси". Возможно, он последовал примеру своего однофамильца Би Би, который назвал свою гитару "Люсиль", но сам Альберт утверждал, что он назвал ее в честь актрисы Люсиль Болл из популярного комедийного шоу Я люблю Люси [5]. Альберт начал привлекать внимание публики. Постепенно он претворювався из никому неизвестного новичка в одного из ведущих блюзменов Сент-Луиса. В том же году Роберт Лайонс, менеджер радиостанции KATZ, открыл Bobbin Records, в основном чтобы выпускать пластинки Литтл Милтона. Первый сингл Милтона стал хитом, и Лайонс начал искать другие местные таланты. На этом лейбле записывались блюзменов, госпел-группы и даже исполнители рокабилли; летом 1959 года к этому списку присоединился Альберт Кинг. К тому времени его группа увеличилась, и обычно с ним играли двое духовых музыкантов и пианист; в составе иногда участвовали и ведущие исполнители города. Музыка также изменилась: теперь звучания Кинга напоминало джамп-блюз. Сам Альберт стал увереннее лидером, и его "фирменный" звук - яркая гитара со свинг-джазовой поддержкой - уже вполне сформировался.
1.2.3. The Big Blues (1962)![]() Обложка первого альбома Кинга The Big Blues. Среди записей Кинга на Bobbin Records практически не было слабых. Ряд синглов, которая увеличила аудиторию его почитателей и укрепила его репутацию среди музыкантов, увенчалась "Don't Throw Your Love on Me So Strong" ( Среди коллег-музыкантов, Альберт был известен не только своей игрой на гитаре, но и тяжелым и неуживчивым характером. Состав его группы постоянно менялся. Раймонд Хилл, игравший вместе с Кингом в 60-х, вспоминал:
Барабанщик Юджин Вашингтон описывает это иначе:
1.2.4. Leo's FiveВ мае 1964 года Альберт вновь попал в студию, на этот раз он записывался для маленького независимого лейбла Coun-Tree. Джазовый вокалист Лео Гуден, который также был владельцем клуба под названием "Gooden's Blue Note Club" в Ист-Сент-Луисе, основал Coun-Tree, чтобы продавать пластинки собственного группы, Leo's Five. Кинг был одним из немногих "посторонних" на лейбле. На этой сессии Кинга сопровождали Leo's Five, с Доном Джеймсом на органе и Кенни Райсом на ударных. Они записали материал на два сингла: "Worsome Baby" и "You Threw Your Love on Me Too Strong". Последняя композиция была переработкой хита Кинга на Bobbin Records. По звуку эти записи - прямые предшественники его "золотого периода" на Stax Records. Эти пластинки хорошо продавались в Сент-Луисе, Чикаго и Канзас-Сити. Кенни Райс, который в то время перешов в Leo's Five, вспоминает проблему тогда предстала перед Гуден:
Наконец Гуден решил проблему этого соперничества простым способом - ризирвав контракт с Кингом. Гитаристу пришлось искать новую компанию звукозаписи, которой стали Stax Records. 1.3. Успех на Stax Records (1966 - 1974)1.3.1. Born Under a Bad Sign (1967)Основан в 1959 году под названием Satellite Records, этот независимый лейбл впоследствии стал одним из китов жанра соул. На нем записывались, среди других Руфус и Карла Томас, Booker T. & The MG's, Отис Реддинг и дуэт Sam & Dave. Но до Кинга на Stax не было ни одного блюзового музыканта, и президент компании, Джим Стюарт, отнесся к предложению о сотрудничестве с Кингом довольно скептически, считая, что блюзовые пластинки не будут продаваться. К счастью, сестре Стюарта, Эстель Экстон, удалось его убедить. С самого начала Альберт чувствовал себя как дома. Хаус-бенд компании Booker T. & The MG's оказались идеальной поддержкой для его стиля. Его творческие силы были на подъеме, и записи, сделанные на Stax Records, вместе получили большую популярность среди слушателей и имели большое влияние на коллег-блюзменов. На первой же сессии была записана ныне классическая песня "Laundromat Blues" ( ![]() Обложка альбома Born Under a Bad Sign. За ней последовала "Crosscut Saw" ( В 1967 году Букер Т. Джонс и Уильям Белл записали демо-версию "Born Under a Bad Sign" ( В конце того же года вышел первый альбом Кинга на Stax - Born Under a Bad Sign, частично состоял из синглов, а частично из нового материала [9]. В него вошла популярная песня Вилберта Харрисона "Kansas City" ( 1.3.2. Live Wire / Blues Power (1968)![]() Обложка альбома Live Wire / Blues Power. В июле 1968 года он впервые дал концерт в знаменитом Филлмор Вест в Сан-Франциско. Часть записей из него вышли под названием Live Wire / Blues Power - одним из лучших живых блюзовых альбомов, а все остальное было выпущено несколько лет спустя на пару пластинок под названием - Wednesday Night In San Francisco и Thursday Night in San Francisco. Выступление открыла инструментальная композиция, джазовый стандарт Херби Хэнкока "Watermelon Man". За ней последовала десятиминутная "Blues Power", в которой Альберт рассказывает слушателям о блюзе, играя свои фирменные "жалящие" соло. [10] 1.3.3. Years Gone By (1969)Вернувшись в Мемфиса, Альберт записал свой третий студийный альбом, Years Gone By, с участием все тех же MG's и духовой секции The Memphis Horns. В альбом входили версии такой классики блюза, как "Killing Floor" Хаулина Вулфа, "The Sky Is Crying" Элмора Джеймса, а также собственная композиция Кинга "Drownin 'on Dry Land". [11] Альберту пришлось сыграть довольно неожиданный концерт в ноябре 1969 года, когда его пригласили выступать в Powell Concert Hall вместе с симфоническим оркестром. Он сыграл пять своих недавних хитов записанных на Stax. Но его изобретательный менеджер на этом не остановился. Следующим проектом был "Концептуальный альбом" Blues For Elvis - King Does The King's Things, в котором Альберт выполнил самые известные песни Элвиса Пресли. [12] 1.3.4. I'll Play The Blues For You (1972)Однако следующая запись оправдал ожидания слушателей. Альбом I'll Play the Blues for You, вышедший в 1972 году, был записан с духовыми группами The Bar-Kays, The Movement и The Memphis Horns, и был идеальной смесью современного соул / фанка и блюза. Многие, как, например, Б.Б. Кинг пытались воссоздать это звучание, однако их усилия оказались напрасными. В отличие от других Альберт на этих записях звучит естественно и раскованно. Композиции из этого альбома впоследствии стали классическими: например, "Answer to the Laundromat Blues" - ответ на его ранней хит - "Angel of Mercy", печальный и медленный блюз, или "Breaking up Somebody's Home" сделали его "Библией" современного блюза. Но настоящей жемчужиной была песня "I'll Play the Blues for You", которую до сих пор крутят на "черных" радиостанциях [5]. 1.4. Последние годыВ 1974 году в Stax начались финансовые трудности, и Альберт перешел на лейбл Utopia, на котором вышли два следующих его альбомы. К сожалению, оба были очень неровными, и гитара и вокал Альберта теперь было плохо слышно из-за большого количества струнных и бэк-вокала. К концу 1970-х Кинг начал записываться на Tomato Records, и качество его музыки значительно улучшилась. Его Опыты с соул-блюзовым гибридом закончились, и он опять вернулся к чистому блюзового звучания. Кинг работал в студиях Детройт и Нового Орлеана, и одна из этих сессий вышла под названием New Orleans Heat. В 1980-х Кинг подписал контракт с Fantasy Records: два альбома, вышедшие на Fantasy, состояли из старых композиций и неплохого нового материала. В середине 1980-х Альберт начал говорить об окончании музыкальной карьеры, а впоследствии и действительно ушел в отставку, но это не помешало ему регулярно выступать на всех крупных блюзовых фестивалях и гастролировать далее по Европе [4]. Последний свой концерт он сыграл в Лос-Анджелесе 19 декабря 1992. На следующий день он вернулся домой в Мемфис, где у него произошел инфаркт. 21 декабря Альберт Кинг ушел из жизни в возрасте 69-и лет [4]. 2. Дискография2.1. Альбомы
2.2. Посмертные релизы
2.3. Видеография
Литература
Примечания
код для вставки Данный текст может содержать ошибки. скачать |