Альберт Якобс Кейп

Альберт Якобс Кейп
Aelbert (Aelbrecht) Jacobsz Cuyp (Cuijp)
Дата рождения крестный 20 октября 1620
Место рождения Дордрехт
Дата смерти 15 ноября 1691
Место смерти Дордрехт
Гражданство Нидерланды Нидерланды
Жанр пейзаж, жанровые картины, изображения животных

Альберт Якобс Кейп (Aelbert (Aelbrecht) Jacobsz Cuyp (Cuijp) крестный 20 октября 1620, Дордрехт - 15 ноября 1691, там же) - нидерландский живописец, график и гравер эпохи барокко, прежде всего известен своими пейзажами.


Биография и творчество

Гавань Додерехта
Скот на лугу
Горный пейзаж
Пейзаж с серым конем
Индюки
Пейзаж с холмами

Недавно было установлено, что Альберт Кейп родился 1620 года, а не 1605 года, как утверждается в некоторых источниках. И дед, и дядя Альберта были художниками, специализировались на витражах, отец - Якоб Герритсен Кейп - был известным портретистом. Вероятно, именно у отца Альберт обучался живописи, а в начале 1640 -х годов отец и сын совместно работали над заказами: Якоб писал портреты, а Альберт украшал их пейзажным фоном. Но к тому времени Кейп-младший уже писал и самостоятельные произведения. Трудно сказать, были ли у Альберта другие учителя. Версия, пейзажной живописи художник учился в ван Гоена, пока подтверждений не нашла. Во всяком случае, творчество последнего заметно отразилась на произведениях Альберта Кейпа, особенно ранних.

Кейп проявил себя в самых разных жанрах живописи, его кисти принадлежат библейские, мифологические и исторические полотна, натюрморты, портреты (последние свидетельствуют о несомненном влиянии на него Рембрандта), но славу ему принесли именно пейзажи. К началу 1640-х годов, в период, который вошел в историю искусства как тональный направление в нидерландской живописи, художник писал чаще картины малого формата, главная тема которых - виды родной Голландии, с фигурами и животными. В цветовой гамме преобладают охристые и зеленовато-коричневые цвета.

В середине 1640-х годов все явственнее становится влияние Утрехтского мастера Яна Бота. К тому времени Бот вернулся из Италии, переняв стиль итальянской школы. Некоторые исследователи считают, что Кейп побывал в Утрехте и лично общался с Ботом, а через его произведения опосредованно познакомился с художественными открытиями великого французского пейзажиста Клода Лоррена. Вторая половина 1640 -х и 1650 -е годы. - Это время создания лучших картин Кейпа. В этот период он пишет беззаботные виды берегов Мааса и Вааля у Дордрехт, с лодками, плывущие речной гладью, стада, расположившиеся на отдых на фоне заходящего неба, рейнские ландшафты с группами всадников или крестьян.

Художник прославился умением передавать свет и воздушную среду туманного утра, яркого полудня, золотого вечера. Он с удовольствием воспроизводит теплоту летнего или осеннего неба, янтарный дымка окутывает окружающие холмы, отражения в сонной воде. Солнечный свет на его полотнах разливается картиной, раз разом выхватывая какую-то небольшую деталь панорамы. Травинка, лошадиная грива, рог коровы, склонилась над ручьем, шляпа крестьянина - все купается в желтовато-охристый свете. Лучи света отражаются и преломляются предметами, словно гранями бриллианта, и сами предметы как бы растворяются в лучах света. Учителем Кейпа в таких случаях была сама природа, и в изображении света Кейп считается предшественником Вермера. Иногда Кейп писал море, и спокойное, и бурное, был одним из лучших в отражении лунного освещения в ночных пейзажах. Его композиции заданы, как правило, с низкой точки зрения, что создает ощущение большого пространства.

Кейп творил преимущественно в Дордрехте. После смерти отца 1651 или 1652 года Альберт унаследовал значительные состояния и вошел в число самых уважаемых горожан. Он был активным членом голландской реформистской церкви и занимал важные городские и церковные должности. 1659 году он стал деканом реформистской общины, в 1682 году вошел в состав суда.

Сохранилось мало сведений о деятельности мастерской Кейпа. Известно, что его учеником был Барента ван Калрат, и, возможно, его брат, Абрахам ван Калрат, который настолько скрупулезно следовал художественную манеру Кейпа, позднее последнем приписывалось много картин Абрахама, тем более что инициалы в подписях на их полотнах одинаковы - "А . К. ".

Документальных свидетельств о том, что Кейп куда-то выезжал Дордрехт, нет, но судя из местностей, изображенных на его пейзажах, он очевидно же путешествовал Голландией, бывал в верхней части Рейна, возможно, в Вестфалии. 1658 года художник женился Корнелией Бошман (Boschman), богатой вдовой военного моряка Иоганна ван де Корпут, происходившего из известной в городе семьи. У жены к тому времени уже было трое детей, а через год она родила Альберту дочь. После женитьбы творческая деятельность Кейпа практически сошла на нет - видимо, через активное участие в церковных делах (Корнелия была очень набожной), а возможно, из-за нехватки финансовых трудностей. Жена умерла 1689 года, и последний год своей жизни Кейп жил у своей дочери и ее мужа, владельца пивоварни. Под конец жизни Кейп создавал мало картин. Умер 1691 года, похоронен в Августинской церкви в Дордрехте.

Кейпа не слишком ценили при жизни, что совсем не помешало ему писать так, как он считал нужным. Первыми, кто в XVIII веке открыл всю его значимость как художника, были англичане, и неудивительно, что большая часть творческого наследия Кейпа сосредоточена в Великобритании. Интересы Кейп достигло таких масштабов, что вскоре в самых Нидерландах почти не осталось каких-либо значительных творений художника. У него появились последователи, такие как Абрахам ван Стрей и его брат Якоб.

Среди известных работ Кейпа можно назвать картины "Королевская охота", "Стадо на водопое", "Выезд на прогулку", "Прогулка", "Прибытие Морица Нассауского в Схевенинген", "Вид окрестностей Дордрехт", "Вечера", "Пастбище" "Отъезд", "Возвращение", "Охотник", "Коровы", "Коровниця", "Кони в конюшне", "Закат", "Вход на постоялый двор". Художник также оставил ряд гравюр и множество рисунков - зарисовок с натуры, которые, сами по себе являясь законченными произведениями искусства, служили художнику в его мастерской подспорьем в создании живописных работ.

В творчестве Кейпа так полно собраны все стороны голландской жизни, особенно сельского, что только размах и разнообразие его работ вызывает значительный интерес. Пейзажи, море, лошади, скот, люди разных слоев, начиная с богачей и до пастухов, маленькие и большие фигуры, портреты, птичьи дворы - на все это распространялось любознательность художника и его талант. Кейп больше, чем кто-либо другой, принял свой дар, чтобы расширить поле наблюдений над своей страной, расширяя тем самым и пределы ее искусства. Но при этом умении прекрасно писать во всех жанрах Кейп сам не создал ни нового жанра, ни нового искусства. С его именем не связана и особая манера видеть, чувствовать или писать, как есть в случае с Рембрандтом, Паулюсом Поттером или Рейсдалем. Несмотря на такую ​​оговорку, он занимает очень высокое место в списке своих современников.


Литература

  • Carl von Lemcke: Cuyp, Albert. In: Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Band 4, Duncker & Humblot, Leipzig 1876 S. 666 f.
  • C. Hofstede de Groot: Beschreibendes und kritisches Verzeichnis der Werke der hervorragendsten holl?ndischen Maler des XVII. Jahrhunderts II, E?lingen aN und Paris 1908 S. 5-246.
  • W. Bernt: Die niederl?ndischen Maler des 17. Jahrhunderts I, 3. Aufl. M?nchen 1969-70.