Альтобелли Мелон

Альтобелли Мэлони ( итал. Altobello Melone , 1490-1543) - итальянский художник позднего Возрождения. Делал фрески, религиозные композиции, картины бытового жанра, портреты.



1. Жизнеописание забытого мастера

Относится к забытых мастеров северной Италии эпохи Возрождения. Дата рождения будущего художника просчитали из свидетельства его сотрудника и художника Боккаччо Бокаччино. То есть, Мелони родился в 1491 - м или около того. На простой происхождения будущего художника указывает и фамилия (Мелон с итальянского - дыня).

Худ. Порденоне. "Голгофа", фреска кафедрального собора, Кремона.
Джироламо Романино. "Сошествия Христа в бездну", остатки фрески, церковь Санта Мария делла Неве, Пизонья, Италия

Наиболее вероятно, что родился в городе Кремона, потому что долго жил и работал именно там. Северное итальянское город расположен на пересечении различных южных и северных путей и культурных и стилистических идей, распространялись этими путями.

Стилистика работ мастера - поэтический, но несколько эклектична. Его учителем считают - Джироламо Романино. Но творческая манера Альтобелли Мелони имела влияния ломбардских мастеров вроде Бартоломео Суарди (известного как Брамантино) и одновременно тяготеет к образцам Якопо де Барбари, представителей венецианской школы - Чима да Конельяно, Джованни Беллини и учеников его мастерской. Более того, поэтические и необычные по характеру портреты кисти Альтобелли Мелони близкие к произведениям талантливых Лоренцо Лотто и самого Джорджоне. Последний даже считали автором некоторых портретов кисти Мелони. Но в случае необходимости Альтобелли Мелони смело пренебрег классическим законам равновесия и гармонии ради проявления индивидуальных черт характера портретируемых. Особенно когда эти черты конфликтовали с господствующими идеями гуманизма и распознавались как непоколебимая жестокость, склонность к преступлениям, коварство, жажда роскоши и наслаждений, цинизм. Эмоциональный диапазон лиц, портретируемых Мелони, чрезвычайно широк - от меланхолии и неуверенности в себе, недовольстве жестокости эпохи Возрождения до исступления в преступлениях.

1512 на севере Италии войска Венеции проиграли в битве с воинами французского полководца Гастона де Фуа, герцога Немурського. И среди разоренных и ограбленных городов была соседняя Брешия. Два художника (Джироламо Романино и Альтобелли Мелони) вместе с жителями, спасая собственную жизнь, бежали в дальние горные деревни в междуречьях Олья и Мелья. Именно 1512 годом датируется возникновение стенописей в небольшой часовни Святого Онофрио в Бовеццо. Было создано шесть сцен из жизни Св. Онофрио, три верхние связывают с авторством Джироламо Романино, а три нижние - с Мелони ("Причастие", "Смерть Св. Онофрио", "Похороны святого"). Об этом свидетельствуют малый опыт художника и более архаичная манера исполнения, логические для молодого художника.

Известно о контракте художника на создание фресок в кафедральном соборе города Кремона. Он работал там с 1516 до 1518 с условием создать стенописи, лучше произведения Боккаччо Бокаччино. После выполнения двух первых фресок ("Бегство в Египет" и "Истребление младенцев") была созвана комиссия для оценки качества произведений. Фрески восприняли одобрительно, и Альтобелли выполнил очередную фреску "Тайная вечеря", где оставил надменный подпись "Altobellus Melonibus" как полномочный мастер. Цикл фресок в кафедральном соборе невольно стал зенитом художественной карьеры провинциального художника, которому не суждено работать в известных художественных центрах Италии.

Много вопросов вызвал портрет неизвестного чиновника с лицом волевым, но искаженным цинизмом, с тяжелым взглядом маленьких, злых глаз. Подано бюст молодого в роскошных одеждах и шляпке, украшенной ценным золотым украшением. Жестокий выражение лица вполне соотносится с мрачным пейзажем на фоне, где разыгралась гроза и мрачно шагают две бедные фигуры. Долгое время портрет связывали как с различными художниками начала 16 толиття (самый известный из которых был сам Джорджоне), так и с претендентами-чиновниками, среди которых сын-уголовник папы римского - Чезаре Борджиа. Но произведение вполне укладывается в стиль Альтобелли Мелони. Лишенное нежности и мягкости - и строгое лицо неизвестной аристократки на фоне холма с крепостными стенами. Возможно, мы знали бы больше, чтобы не потерянное имя дамы, которую связывают с изображением Альдо Гамбар.

Художник дальнейшем работал по закажите церквей, но больше как художник-станковист. Среди произведений этого периода - триптих ?Мадонна с младенцем и Архангел Рафаил и Товия и ангел". Триптих дано разделено на отдельные панели, "Товия и ангел" перешли в Ашмолеан музей, Оксфорд, "Мадонна на троне" - в университет Миссури, США.

Дата смерти художника определяют третьим мая 1543.


2. Галерея


3. Избранные произведения



Источники

  • Mina Gregori, Altobello e G. Francesco Bembo, in "Paragone", VIII, 93, 1957;
  • Mina Gregori, Altobello Melone, in I Campi e la cultura artistica cremonese del Cinquecento, catalogo della mostra a Cremona, Electa, Milano, 1985;
  • Marco Tanzi, Riflessioni sull'attivit? di Altobello Melone dopo il 1520, in "Studi e bibliografie 3", "Annali della Biblioteca Statale e Libreria Civica di Cremona", xxxvii / 1, Cremona, 1986
  • Francesco Frangi, Sulle tracce di Altobello giovane, in "Arte Cristiana", 729, 1988
  • Харальд Маркс, "Обзор Дрезденской картинной галереи старых мастеров", Дрезден, Фелькерфройндшафт, третье русское издание, 1986