Аль-Фараби

Фараби на 200-тенговых купюре Казахстана

Абу Наср Мухаммед ибн Тархан ат-Турки аль-Фараби ( 870 - 950) - ученый и философ, систематизация восточного перипателизму ( аристотелизм), представитель этико-философского направления.

От Фараби идет распространен в средневековой персидской философии разделение размышлений на пять типов, исходя из которого решался вопрос о соотношении между философией, теологией и религией :

  • аподиктические ("абсолютно истинные"), создающих фундамент науки, философии;
  • диалектические ("в основном истинные") и софистические ("в основном ложные"), лежащих в основе спекулятивной теологии ( мутной)
  • риторические ("в равной степени истинны и ложные") и поэтические ("совершенно ложные"), на которых базуетья религия.

В социальных трактатах Фараби развивает учение об идеальном обществе ("благотворительное город"), председателем которого является правитель-философ, наделен также функциями духовного руководителя ( имама): как философ он познает основы, управляющие природным и человеческим миром, а как имам передает полученные таким образом истины невишуканий в философии "широкой публике" в образносимволичний форме "идеальной религии".

Фараби также автор произведений по теории музыки. Его "Большой трактат о музыке" является важным источником сведений о музыке Востока и древнегреческой музыкальную систему.

Фараби оказал сильное влияние на средневековую философию мусульманского Востока, а также на философию и науку средневековой Западной Европы.


1. Биография

Существует немного сведений о жизни Фараби. Часть из них - легендарные. Точно известны лишь годы его смерти и переезда в Дамаск, остальные даты - приблизительные. Причина этого в том, что доступные источники, содержащие биографические сведения о Фараби, были созданы достаточно поздно - в XII-XIII вв. Среди биографов Фараби можно указать Бейхаки, Кифта, Ибн Аби Усейбия, Ибн Хеликана. Поздние авторы в своих работах опираются на биографические сведения, указанные именно этими авторами. Существуют упоминания о более раннюю биографию Фараби, которая была представлена ​​в справочной работы о великих мудрецов прошлого, заключенного Абу Саидом ибн Ахмадом (автор XI в.), Но эта работа не сохранилась до наших дней и известна лишь по цитатам и ссылкам с других источников.

A.
Абу Наср Аль-Фараби.

Считается, что Фараби родился в местности Фараб (совр. Отрар, Пд.Казахстан), там где река Арысь впадает в Сырдарью [2]. Современник Фараби, Ибн-Хаукаль, указывал, что в города Фарабського округа принадлежит Весидж, из которого происходит Абу-Наср аль Фараби. Для однозначного определения этнической принадлежности Фараби существующих фактов недостаточно. [3]. Традиционно считается, что Фараби происходит от среднеазиатских тюрков. В то же время существует равноценная версия о его персидское происхождение. С середины ХХ в. некоторые авторы ведут научно необоснованную дискуссию о принадлежности Фараби к какой-либо конкретной национальности Средней Азии.

Предполагают, что начальное образование Фараби получил на родине. Существуют свидетельства о том, что до своего отъезда из Средней Азии Фараби побывал в Шаши ( Ташкент), Самарканде и Бухаре, где некоторое время учился и работал. Продолжать получать образование философ отправился в Багдад, столицу и культурный центр Арабского халифата. По дороге туда он побывал во многих городах Ирана : Исфахане, Хамадане, Рее ( Тегеране). В Багдаде Фараби поселился в период правления халифа аль-Муктадира (908-932) и занимался там изучением различных языков и наук. Нет согласия по имен его учителей. Однако известно, что он изучал медицину, логику и греческий язык. Багдад был Меккой для интеллектуалов того времени. Там работала известная школа переводчиков, значительную роль в которой играли несториане. Они переводили и комментировали произведения Платона, Аристотеля, Галена, Евклида. Параллельно шел процесс усвоения культурных достижений Индии. Такая работа стимулировала и самостоятельную творческую активность.

Наставниками Аль-Фараби в Багдаде были Юханна ибн Хайлан и известный переводчик античных текстов на арабский язык Абу Бишри Матта. О Юханна ибн Хайлань, по сообщению Усейбиа, Аль-Фараби рассказывал как о носителе живой традиции передачи наследия Аристотеля от учителя к ученикам на протяжении многих поколений. Абу Бишри Матта преподавал логику. Но, как сообщают средневековые источники, ученик довольно быстро превзошел учителя. Во время своего обучения в Багдаде Аль-Фараби имел возможность ознакомиться с "Второй аналитике? Аристотеля, которую теологически настроенные несториане пытались "скрыть", поскольку там развивались теоретико-познавательные взгляды, не оставляли места для религиозного откровения.

Иранская марка, 1950

Незадолго Фараби стал известным ученым. В 941 году он переезжает в Дамаск, где проводит остаток жизни, занимаясь научной работой. В Дамаске Фараби завершает начатый ранее, "Трактат о ... город". Очевидно, что в первые годы Фараби жилось в Дамаске нелегко. В литературе имеются повествования, он был вынужден работать садовым сторожем, а научной деятельностью занимался лишь по ночам, при свете свечи, купленной на заработанные днем ​​деньги. Однако вскоре от находит покровителя - Халебского правителя Сайф ад-Даулаа Али Хамданида (943-967), который занимался передовым людям своего времени, в частности поэтам из разных стран Востока, среди которых были Абу Фирас, Абул Аббас ан-Нами, Абул Фарадж ал- Вава, Абул Фатх Кушуджим, ан-Наши, ар-Раффи, Ибн Нубата, ар-Раки, Абдуллах ибн Халавейхи, Абу-т-Тайиб аль-Лугави ал-Фариса и др.. Однако придворным ученым Аль-Фараби не стал и не переехал в Халеба, только приезжал туда из Дамаска. В 949-950 гг Фараби побывал в Египте. Существует две версии смерти Фараби. Согласно первой версии, он умер естественной смертью в Дамаске, согласно второй - убит грабителями при поездке в Аскалани. [4]. Также известно, что Фараби был похоронен без участия духовенства. [5]. Вместе отдельные мусульманские авторы пытаются показать Фараби правоверным мусульманином. [6].

Упоминаются ученики Фараби - Яхья ибн Ади в Багдаде и Ибрагим ибн Ади в Алеппо, которые после смерти учителя писали комментарии к его трактатов, а также продолжили его работу по толкованию произведений греческих философов.


2. Политические учения

Аль-Фараби один из первых философов-арабов поднял проблему соотношения религии и философии. Он стал известным благодаря комментариям к трудам Аристотеля, из-за чего получил почетное имя "Аристотель Востока". Свои государственные и правовые взгляды изложил в трактатах "О взглядах жителей добродетельного города", "Афоризмы государственного деятеля" и т.п.. В указанных работах Аль-Фараби значительное внимание уделял исследованию сущности власти, задачей и целью которой является создание условий для счастья и согласия.

Как и большинство философов, он пытался разработать проект идеального общества - города-государства. Он классифицировал общества на большие (объединение всех людей, народов, населяющих землю), средние (сообщество определенного народа) и малые (объединение людей в отдельные города).

Важным условием достижения счастья считал умелую деятельность верховной власти. Именно с этих позиций все города-государства он делил на добродетельные (в которых высоконравственные правители и жители стремятся к счастью, в основе которого - знание и блага) и необразованные (верхушка власти стремится только к личной выгоды). Преимущество философ отдал первому виду, в котором общественная жизнь построена на принципах высокой нравственности людей и взаимопомощи.

Население в таких городах-государствах он делил на пять категорий:

  • мудрецы и другие достойные лица;
  • "Люди религии", поэты, музыканты;
  • врачи, геометры, астрологи и другие;
  • воины-ратники, стражи;
  • землевладельцы, купцы, богатые люди.

Причем отмечал, что все они связаны взаимными интересами, справедливым отношением друг к другу. Добродетельную город-государство, по словам Аль-Фараби, должен возглавить философ-правитель, должен познать факторы, управляющие природой и обществом, и передать эти знания населению в образно-символической, т.е. религиозной, форме. Достижение счастья и лучшей судьбы для человека он связывал не из соблюдением принципов шариата, а с морально-этическими принципами, положенными в основу управления государством.

Но его проект идеального общества (города-государства) противоречил идеям Корана о божественной передвизначенисть: "все во власти Бога". Мусульманское духовенство восприняло идеи Аль-Фараби как посягательство на порядок, установленный Аллахом. Аль-Фараби вообще отвергал теологические учения о происхождении государства и утверждал, что государство - результат объединения людей для удовлетворения жизненных потребностей.

Политико-правовое учение аль-Фараби существенно отличается от доктрины западноевропейских мыслителей как по содержанию, так и в программных положениях. Политическая жизнь Арабского халифата не давало оснований для обсуждения традиционных для европейской государственно-правовой мысли проблем различных форм правления, соотношения церкви и государства, государства и права. Что касается политического устройства, то за его основу Аль-Фараби принимал мусульманскую общину - связано шариатом территориальное объединение верующих, оказывало существенное влияние на власть.



Литература

  • Аль-Фараби, Абу Наср. Книга религии. Перевод с арабского и комментарии Михаила Якубовича / / Украинская религиезнаство. - Νο. 47. - 2008;
  • Философия исламского мира в переводах Михаила Якубовича
  • Ислам. Словарь атеиста. Москва. Издательство политической литературы. 1988. стр.. 224. (Рус.)
  • Мирошниченко И., Мирошниченко В.И. История учений о государстве и праве. - К.: Атика, 2010. - 460 c.
  • Орленко В.В. История учений о государстве и праве. - М., 2011. - 200 с.
  • Шульженко Ф. П. История политических и правовых учений: Учебник. - М.: Юридическая литература, 2004. - 464 с.