Аналитическая философия - два связанных между собой направления в философии: логический позитивизм и, как его существенно видоизмененное продолжение, - лингвистическая философия. Лингвистическую философию можно рассматривать как некое ответвление от логического позитивизма, поскольку после ее появления некоторые из логических позитивистов оставались верными основном духовые логического позитивизма. Хронологические рамки аналитической философии - начало 20-х - 60-е годы XX ст.

В более широком и свободном смысле выражению "аналитическая философия" обозначают такую ​​тенденцию современной философии, в которой существует повышенное внимание к способу выражения мысли, к анализу и уточнения значений и смыслов. Одним из первых источников логического позитивизма стали философские труды Рассела "Наше знание внешнего мира" и "Философия логического атомизма". Рассел, отрицая идеалистическую онтологию Брэдли (духовное единство бытия), принял плюралис-тическую онтологию : первоэлементами всего существующего в его онтологии является разнородные виды бытия - такие, как признаки и отношение. Эти первоэлементы доступны исследователю в виде ?фактов?: Рассел не считал их ни идеальными (субъективными), ни материальными, а нейтральными. Поэтому свою концепцию он называл также термином "нейтральный монизм". Вторым основателем идей логического позитивизма был Людвиг Витгенштейн, который в 1921 г. опубликовал "Логико-философский трактат", ставший своеобразной программой для логического позитивизма. Выражению "логический позитивизм" в его узком значении обозначают философию Венского кружка, который возник в Вене в начале 1920-х годов, и в который входили Карнап, Шлик, Нейрат, Фейгл и Вайсман. Словами "лингвистическая философия" обозначают довольно широкий философский движение, начатое в 30-х годах, основными центрами которого стали Кембридж и Оксфорд.

Лингвистическую философию преимущественно считаете вариантом аналитической философии (хотя иногда ее противопоставляют аналитической философии, суживая понятие последней традиции логического позитивизма). Основателем лингвистической философии считают "позднего" Витгенштейна, который пересмотрел свою философскую концепцию, сформулированную в "Логико-философском трактате", и обосновал принципиально отличную от предыдущей философскую концепцию. В разработке своих новых идей он потерпел некоторого влияния "неореализма" Мура, основанный на реабилитации "Здравого смысла". В этой работе несет принципиального пересмотра теория значения и отношение к повседневной речи. Суть новой концепции заключалась в том, что значение не является предметом (как было принято в концепции именования), а способом применения выражений. Витгенштейн, различая (вслед за Сосюры) язык и речи, показывал это на примере игры в шахматы : правила игры в шахматы - это язык, а те партии, которые разыгрывают игроки, - речь. Конечно, сами правила возникли в процессе игры и в результате договоренности относительно правил использования фигур, но поскольку они возникли, то появилась и разница между самыми правилами и их использованием. Понимание значения как способа применения означало принципиальное изменение философской семантике - переход от так называемой "реалистической" семантики к прагматической. В семиотике прагматика, таким образом, должна была включать также семантику. С этой точки зрения отвергались некоторые из принципов логического позитивизма - прежде эмпирический фундаментализм вместе с принципом эмпирической верификации. Метафизика и философия становились одним из возможных видов языковых игр. Обычный язык, следовательно, больше не оценивалась как несовершенна (по сравнению с искусственной символическим языком, приспособленной для логики и математи-ки). Поскольку первичной языком был бесспорно обычный язык (ведь искусственные специальные языки возникли на ее основе), то путем для выяснения значения тех или иных сроков может быть выяснение тех первичных значений обыденного языка, на основе которых был введен определенный срок. Значение того или иного термина нужно рассматривать с точки зрения истории его использования. Это объясняет то место, которое в лингвистической философии заняла повседневный язык и анализ повседневного применения выражений для обнаружения (часто скрытых, неосознанных) значений. Поэтому лингвистическая философия имеет еще другую параллельное название - "Философия обычного языка".


См.. также

п ? в ? р Философия
Западная философия ? Философия
История философии
Области
Философия ...
антропологии ? войны ? географии ? юмора ? действия ? экономики ? закона ? информации ? истории ? литературы ? математики ? языка ? музыки ? обучения ? науки ? здравоохранения ? политики ? психологии ? религии ? сознания ? социальных наук ? техники ? физики ? Онтология ? Метафилософия
Школы
Аверроизм ? Аналитическая философия ? Аристотелизм ? Ашари ? Гегельянство ? Гедонизм ? Герменевтика ? Гуманизм ? Деизм ? Деконструкция ? Деонтология ? Диалектический материализм ? Досократики ? Дуализм ? Экзистенциализм ? Эмпиризм ? Эпикурейство ? Епифеноменализм ? Этика добродетели ? Идеализм ? Квиетизм ? Континентальная философия ? Концептуализм ? Либерализм ? Логический позитивизм ? Марксизм ? Материализм ? Монизм ? Мутазилиты ? Натурализм ? Неоплатонизм ? Нигилизм ? Новые философы ? Нью-эйдж ? Объективизм ? Пантеизм ? Партикуляризм ? Платонизм ? Позитивизм ? Постконструктивизм ? Постмодернизм ? Прагматизм ? Провиденциализм ? Рационализм ? Реализм ? Релятивизм ? Скептицизм ? Стоицизм ? Структурализм ? Схоластика ? Трансцендентная философия ? Утилитаризм ? Феноменология ? Физикализм ? Философия Авиценны ? Философия Канта ? Философия обыденного языка ? Франкфуртская школа ? Функционализм
Портал Философия ? Категория Философия