Андреа дель Верроккьо
Андреа дель Верроккьо ( итал. Andrea del Verrocchio , Настоящее имя - Андреа ди Микеле Чони; * 1435, Флоренция - ? 1488, Венеция) - итальянский скульптор и художник эпохи Возрождение, один из учителей Леонардо да Винчи и Джованни Рустичи. Имя взял у своего учителя, ювелира Джулиано Верроккьо.
1. Биографические сведения
Андреа Верроккьо родился в Флоренции, в семье мастера обжига кирпича. О его детстве известно мало. Впервые его имя упоминается в документах 1452 года в связи с непреднамеренным убийством взрослого во время игры. Андреа оправдали. Тогда же умирает его отец, а он остается с мачехой и младшим братом Томмазо.
Уже в 1457 году Андреа получил право называть себя мастером. Он занимался изготовлением пуговиц для одежды священников, различной утвари и был довольно известным ювелиром того времени. С 1463 по 1487 гг Верроккьо также работал над различными скульптурными композициями, в частности в 1476 году создал статую Давида. Эта бронзовая статуя стала символом гуманистической культуры Ренессанса.
Вместе с Донателло сделал мраморную кропильницу для флорентийской церкви Сан Лоренцо ( 1465). Тогда же Верроккьо начинает интересоваться живописью. Вероятно его учителями в этом были Алессо Бальдовинетти и Росселлино.
В 1482 году Верроккьо уехал в Венеции где и умер в 1488 году.
1.1. Скульптура
Наибольшие достижения Верроккьо имел в скульптуре. В 1462-1465 годах для семьи Медичи он изготовил из бронзы статую библейского героя Давида, который возвышается как победитель над головой великана Голиафа.
В 1464 году ему заказали надгробие в часовне в честь правителя Флоренции Козимо Медичи.
14 мая 1466 года Верроккьо получил новый заказ - создать бронзовую группу "Христос и апостол Фома" для ниши Мерканции на Ор Сан Микеле (Флоренция). Над этой работой он работал 17 лет. При создании этой скульптурной группы Верроккьо одновременно исполнял другие заказы: канделябр для дворца Веккьо, рельефы, которые изображали Мадонну с младенцем (в основном со стука (искусственного мрамора) и гипса), выполнял реставрационные работы античных скульптур. С 1469 по 1472 годы Верроккьо работал над гробницей для Пьетро и Джованни Медичи.
Много трудов Верроккьо оставил незавершенными. Мраморный монумент кардиналу Никколо Фортегуерри в Пистойе ( Тоскана) он начал в 1474 году, но бросил в 1483. Только в 1753 году сумели завершить эту работу. Не успел Верроккьо доработать и конный памятник кондотьера Бартоломео Коллеони для Венеции. Летом 1488 при литье монумента Верроккьо заболел и через несколько суток скончался. Завершил памятник венецианский скульптор Олессандро Леопарди. Сейчас этот памятник стоит на площади Сан-Джованни э Паоло в Венеции.
Коллеони. Площадь Сан-Джованни э Паоло, Венеция
1.2. Живопись
Успехи Верроккьо как живописца недостаточно значительны. Довольно часто он поручал выполнять некоторые элементы картин своим ученикам - Леонардо да Винчи, Франческо Боттичини, Лоренцо ди Креди и другим. Среди работ Верроккьо наиболее известны "Мадонна с ребенком" (конец 1460-х годов) и "Товий и ангел" (1473 год).
В то же время мастерская Верроккьо в 1470-1480-х годах стала крупнейшим художественным центром Флоренции. Здесь помимо живописи и скульптуры ученики и помощники мастера изучали анатомию, математику, музыку, рисунок.
Мадонна с ребенком. 1470. Мастерская Верроккьо. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
См.. также
- 6105 Верроккьо - астероид, названный в честь художника.
Литература
В Википедии есть портал |
- Ingrid M?nch: Andrea del Verrocchio. Biographisch-Bibliographisches Kirchenlexikon (BBKL). Band 12, Herzberg 1997, ISBN 3-88309-068-9, Sp. 1278-1282.
- Vasari, Le vite de pi? eccelenti pittori, scultori e architettori, 1550 puis 1568 (?dition fran?aise sous la direction d'Andr? Chastel, Berger-Levrault, 1981-1989).
- Charles Avery, La sculpture florentine de la Renaissance, Le livre de poche, 1996.
![]() | Это незавершенная статья о художника. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее. |