Анри Лабруст

Анри Лабруст, фр. Pierre Fran?ois Henri Labrouste (11 мая 1801 г. - 24 июня 1875 г.). Выдающийся французский архитектор, один из первых, кто начал использовать в архитектуре достижения промышленной революции. В своих теоретических и практических работах заложил основы архитектурного рационализма и Модернизма ХХ века.


1. Ранние годы

Анри Лабруст родился 11 мая 1801 года в Париже в семье юриста Франсуа-Мари Лабруст, который принимал активное участие в политической жизни писляреволюцинои Франции. В 1809 году пошел на учебу в колледж Св.Варвары, а в 1819 был зачислен в Королевской школы Красных искусств. С 1823 года, стал работать как младший надзиратель на стройке под руководством известного французского архитектора Этьена-Ипполита ч до. Поворотным моментом творческого пути Лабруст стал 1824 год, когда он получил Римскую премию - награду что присуждалась деятелям культуры и искусства Франке и давала возможность бесплатного проживаня в Риме на Вилле Медичи. [1]


2. Годы в Риме

В течение пяти лет пребывания в Италии, Лабруст занимался исследований памятников античности и попытками их гипотетической реконструкции. Однако, изучая древнеримские и древнегреческие руины, он стал постепенно интересоваться не только их образной, но и конструктивной стороной. [2] Лабруст был одним из первых кто обнаружил цветное отинькування древнегреческих храмов и, что еще важнее, пришел к выводу, что их архитектура сформировалась как воспроизведения в камне конструкции характерной для строительства древнейших, еще деревянных храмов. Это открытие о форме как отражение конструкции, а не просто создание красивого эстетического образа, в корне изменило представление Лабруст о содержании работы архитектора.


3. Годы в Париже

Вернувшись в Париж, Лабруст в 1830 году основывает свою собственную проектировочной мастерской и школу архитекторов, обучение в которой отводило главную роль конструктивной целесообразности, функциональности и рациональности. Именно Лабруст сформулировал фразу, которая впоследствии стала главным лозунгом Модернизма и функционализма в архитектуре ХХ века о том, что "форма всегда должна следовать функции". Явное отличие школы Лабруст от академических принципов школы Красных искусств вылилась в острую борьбу, следствием которого было его устранение от крупных заказов. В 1836 году он женится и выполняет ряд проектов для города Лозанны, которые однако не были реализованы, а реальная практика сконцентрировалась на богатых надгробиях парижского кладбища Монпарнас. Только в январе 1838 года, Анри Лабруст был назначен архитектором Министерства общественных работ, а в октябре того же года ему было заказан проект нового здания библиотеки Св.Женев 'Евы.


4. Библиотека Святой Женевьевы

Интерьер библиотеки Святой Жеревьевы
Фасад библиотеки Святой Жеревьевы со стороны площади Пантеона в Париже

Библиотека Святой Женевьевы, была построена в период между 1843-1851 годами и стала на более ранним образцом рационалистического мышления и влияния промышленной революции в архитектуре. Хотя внешне, сооружение решена в формах традиционной академической классики, внутренняя структура образована из смелой конструкции с чугуна и кованого железа - материалов, которые к тому использовались лишь для сооружения фабрик и паровых машин. Тонкие, удлиненные вверх металлические колонны и ажурные арки, давали возможность максимально освободить интерьер от несущих конструкций. [3] Высокохудожественная интерпретация этих "машинных" материалов в монументальной общественной сооружении стала незаурядным взносом Лабруст в историю архитектуры. Она открыла страницу взаимопроникновение промышленности и искусства, в дальнейшем стала сутью явления Модернизма в культуре ХХ века.


Примечания

  1. Baltard, Louis-Philippe, Vaudoyer, ALT: Les Grands Prix d'architecture, Paris, 1818-1834 (W Fol 4744 inv. 662)
  2. Correspondance des directeurs de l'Acad?mie de France ? Rome, tome 1, p.28.
  3. Recueil des plans de la Biblioth?que Sainte-Genevi?ve, par H. Labrouste, Paris, cca. 1852 (W Fol Sup 393 et ​​Microfiche GR 300)