Надо Знать

добавить знаний



Античная литература



План:


Введение

Манускрипт "Эклог" Вергилия ( 5 века)

Античная литература (от лат. Antiquus - древний) - это литература древних греков и римлян, которая развивалась в бассейне Средиземного моря (на Балканском и Апеннинском полуостровах и на прилегающих островах и побережьях). Ее письменные памятники, созданные на диалектах греческого языка и латинском языке, относятся к 1 тысячелетию до н.э. и начала 1 тысячелетия н.э. Античная литература состоит из двух национальных литератур: древнегреческой и древнеримской. Исторически греческая литература предшествовала римской.


1. Общие сведения

Одновременно с античной культурой в бассейне Средиземного моря развивались другие культурные ареалы, среди которых видное место занимала древняя Иудея. Античная и иудейская культура стали основой всей западной цивилизации и искусства.

Параллельно античной развивались другие древние культуры и, соответственно, литературы древнекитайская, древнеиндийская, древнеиранской, древнееврейский. Древнеегипетская литература переживала в тот момент период расцвета.

В античной литературе сформировались основные жанры европейской литературы в их архаических формах и основы науки о литературе. Эстетическая наука античности определила три основные литературные роды: эпос, лирику и драму ( Аристотель), эта классификация сохраняет свое базовое значение по сей день.


2. Эстетика античной литературы

2.1. Мифологичность

Для античной литературы, как и для каждой литературы, которая берет свое начало от родового общества, характерны специфические черты, резко отличающие ее от современного искусства и в определенной степени затрудняют понимание. Персонажи античных мифов полностью очеловеченные, а мифотворчество развивается главным образом в форме рассказов о героях. Богам отведена центральная роль только в некоторых специальных видах мифов - космогониях - мифах о происхождении мира, и теогонии - мифах о происхождении богов. Еще одной особенностью античной мифологии является то, что мифы лишены смысла. Вместе с тем и примитивные формы мифологических представлений не умирали, переходя в фольклорные жанры - сказки или басни.

Древнейшие формы литературы связаны с мифом, магией, религиозным культом, ритуалом. Пережитки этой связи можно наблюдать в литературе античности до времен ее упадка.


2.2. Публичность

Античной литературе присущи публичные формы бытования. Ее наивысший расцвет приходится на докнижну эпоху. Поэтому название "Литература" по ней применяется с определенным элементом исторической условности. Однако именно это обстоятельство предопределило традицию включать в литературную сферу также достижения театра. Лишь в конце античности появляется такой "книжный" жанр, как роман, предназначенный для персонального чтения. Тогда же закладываются первые традиции оформления книги (сначала в виде свитка, а затем тетради), включая иллюстрации.


2.3. Музыкальность

Античная литература была тесно связана с музыкой, что в первоисточниках, безусловно, может быть объяснено через связь с магией и религиозным культом. Гомера поэмы и другие эпические произведения пелись мелодичным речитативом в сопровождении музыкальных инструментов и простых ритмических движений. Постановки трагедий и комедий в афинских театрах оформляли как роскошные "оперные" представления. Лирические стихи пелись авторами, которые таким образом выступали одновременно еще и как композиторы и певцы. К сожалению, от всей античной музыки до нас дошло несколько разобщенных фрагментов. Представление о поздней античной музыку может дать григорианский хорал (пение).


2.4. Виршованисть

Определенным связи с магией можно объяснить чрезвычайной распространенности стихотворной формы, которая буквально царила во всей античной литературе. Эпос произвел традиционный неторопливый размер гекзаметр, большой ритмической разнообразием отличались лирические стихи, трагедии и комедии также писались стихами. Даже полководцы и законодатели в Греции могли обращаться к народу с речами в стихотворной форме. Рифмы античность не знала. Конце античности возникает "Роман" как образец прозаического жанра.


2.5. Традиционность

Традиционность античной литературы была следствием общей уповильнености развития тогдашнего общества. Наиболее новаторской эпохой античной литературы, когда сложились все основные античные жанры, было время социально-экономического подъема 6 - 5 века до н.э. В другие века изменения не ощущались, или воспринимались как вырождение и упадок: эпоха становления полисного строя скучала по общинно-родовой (отсюда гомеровский эпос, созданный как развернутая идеализация "героических" времен), а сутки больших государств - за временем полисной (отсюда - идеализация героев раннего Рима в Тита Ливия, идеализация "борцов с свободу" Демосфена и Цицерона в сутки Империи).

Система литературы казалась неизменной и поэты следующих поколений пытались идти путем предыдущих. У каждого жанра был основоположник, давший его совершенный образец: Гомер - для эпоса, Архилох - для ямбу, Пиндар или Анакреонт - для соответствующих лирических жанров, Эсхил, Софокл и Еврипид - для трагедии т.д.. Степень совершенства каждого нового произведения или писателя определялась степенью приближения к этим образцам.


2.6. Жанровисть

С традиционности следует и строгая система жанров античной литературы, было проникнуто и последующей европейской литературой и литературоведением. Жанры были четкими и устойчивыми. Античное литературное мышление было жанровым: когда поэт брался писать стихотворение, который бы индивидуальный по содержанию тот не был, автор с самого начала знал к какому жанру произведение будет принадлежать и к которому древнего образца стремиться.

Жанры делились на старые и новые ( эпос и трагедия - идиллия и сатира). Если жанр заметно менялся в своем историческом развитии, то выделялись его давние, средние и новые формы (так делилась на три этапа аттическая комедия). Жанры различались на более высокие и ниже: выше считались героический эпос и трагедия. Путь Вергилия от идиллии ("Буколики") через дидактический эпос ("Георгики") до героического эпоса ( "Энеида") явно осознавался поэтом и его современниками как путь от "низших" жанров в "высших". Каждый жанр имел свою традиционную тематику и топику, обычно очень неширокую.


2.7. Особенности стиля

Система стилей в античной литературе полностью подчинялась системе жанров. Для низких жанров был характерен низкий стиль, близкий к разговорному, высоким - высокий стиль, который формировался искусственно. Средства формирования высокого стиля были разработаны риторикой : среди них различались отбор слов, сочетание слов и стилистические фигуры ( метафоры, метонимии и т.д.). Например, учение об отборе слов рекомендовало избегать слов, которые не применялись в предыдущих образцах высоких жанров. Учение о сочетании слов рекомендовало переставлять слова и членить фразы для достижения ритмического благозвучия.


2.8. Мировоззренческие особенности

Античная литература сохраняла тесную связь с мировоззренческими особенностями родового, полисного, государственной жизни и отражала их. Греческий и частично римская литература демонстрируют тесную связь с религией, философией, политикой, моралью, ораторским искусством, судопроизводством, без которого их существование в классическую сутки теряло весь свой ​​смысл. В пору своего классического расцвета они были далеки от развлекательности, лишь в конце античности стали частью досуга. Современная служба в христианской церкви унаследовала некоторые особенности древнегреческой театрального представления и религиозных мистерий - вполне серьезный характер, присутствие всех членов общины и их символическая участие в действе, высокая тематика, музыкальное сопровождение и зрелищные эффекты, высоконравственный цель духовного очищения ( катарсиса за Аристотелю) человека.


3. Идейное наполнение и ценности

3.1. Античный гуманизм

Античная литература сформировала духовные ценности, которые стали базовыми для всей европейской культуры. Распространены во времена самой античности, они на полтора тысячелетия получили гонения в Европе, но потом вернулись. К таким ценностям относятся, прежде всего идеал активной, деятельной, влюбленной в жизнь, одержимого жаждой знания и творчества человека, готового самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои поступки. Античность считала высшим смыслом жизни счастья на земле.


3.2. Подъем земной красоты

Греки разработали понятие о облагораживая роль красоты, которую они понимали как отражение вечного, живого и совершенного Космоса. Согласно материальной природы Вселенной они красоту понимали телесно и находили ее в природе, в человеческом теле - внешности, пластических движениях, физических упражнениях, создавали ее в искусстве слова и музыки, в скульптуре, в величественных архитектурных формах, декоративно-прикладном искусстве. Они открыли красоту нравственного человека, которую рассматривали как гармонию физического и духовного совершенства.


3.3. Философия

Греки создали основные понятия европейской философии, в частности начали философию идеализма, а саму философию понимали как путь к персональному духовного и физического совершенствования. Римляне разработали идеал государства, приближенный к современному, основные постулаты права, которые сохраняют свою силу и поныне. Греки и римляне открыли и апробировали в политической жизни принципы демократии, республики, сформировали идеал свободного и самоотверженного гражданина.

После упадка античности установлена ​​ней ценность земной жизни, человека и телесной красоты утратила свое значение на многие века. В сутки Возрождение они, в синтезе с христианской духовностью, стали основой новой европейской культуры.

С тех пор античная тема никогда не оставляла европейское искусство, приобретя, безусловно, нового понимания и значения.


4. Этапы античной литературы

Античная литература пережила пять этапов.

4.1. Древнегреческий литература

4.1.1. Архаика

Период архаики, или дописьменный период, охватывает длинный ряд веков устного народного творчества и заканчивается в течение первой трети I тысячелетия до н.э. и увенчивается появлением "Илиады" и "Одиссеи" Гомера ( 8 - 7 век до н.э.). Развитие литературы в это время сосредоточен на Ионийском побережье Малой Азии.


4.1.2. Классика

Второй период античной литературы совпадает со становлением и расцветом греческого классического рабовладения (VII-IV вв. До н.э.). Этот период обычно называется классическим. В связи с развитием внутреннего мира личности появляются многочисленные формы лирики и драмы, а также богатая прозаическая литература, состоящая из произведений греческих философов, историков и ораторов.

Начальный этап периода классики - ранняя классика характеризуется расцветом лирической поэзии ( Феогнид, Архилох, Солон, Семонид, Алкей, Сапфо, Анакреонт, Алкман, Пиндар, Вакхилид), центром которой становятся острова Ионийской Греции ( 7 - 6 века до н.э.).

Высокая классика представлена ​​жанрами трагедии ( Эсхил, Софокл, Еврипид) и комедии ( Аристофан), а также нелитературные прозой ( историография - Геродот, Фукидид, Ксенофонт; философия - Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель; красноречие - Демосфен, Лисий, Исократ). Ее центром становятся Афины, что связано с подъемом города после славных побед в греко-персидских войнах. Классические произведения греческой литературы созданные на аттического диалекта ( 5 века до н.э.).

Поздняя классика представлена ​​произведениями философии, историософии, театр же теряет свое значение после поражения Афин в Пелопоннесской войне со Спартой ( 4 век до н.э.).


4.1.3. Эллинизм

Третий период античной литературы, обычно именуемый эллинистическим, возникает на новой ступени античного рабовладения, а именно крупного рабовладения. Вместо небольших городов-государств классического периода, так называемых полисов, возникают огромные военно-монархические организации, а вместе с тем появляется и большая дифференциация субъективной жизни человека, резкое отличие от простоты, непосредственности и строгости классического периода. Вследствие этого эллинистический период часто трактовался как деградация классической литературы. Необходимо, однако, помнить, что этот период продолжался довольно долго, вплоть до конца античного мира, и обладал спецификой, неизвестной классике. Следовательно, этот пислякласичний период занимает огромный промежуток времени - с III в. до н.э. до V в. н.э., в связи с чем его можно разделить на ранней эллинизм (III в. до н.э. - I в. н.э.) и поздний эллинизм (I в. н.э. - V в. н. н.э.).

Начало этого культурно-исторического периода связан с деятельностью Александра Македонского. В греческой литературе происходит процесс кардинального обновления жанров, тематики и стилистики, в частности возникает жанр прозаического романа. Афины в настоящее время теряют культурную гегемонию, возникают новые многочисленные центры эллинистической культуры, в том числе на территории Северной Африки ( 3 века до н.э. - 1 века н. н.э.). Этот период отмечен школой александрийской лирики ( Каллимах, Феокрит, Аполлоний) и творчеством Менандра.

До этого третьего периода античной литературы относится и римская литература, поэтому его часть и называют эллинистических-римским периодом.


4.2. Древнеримская литература

Подробные сведения по этой теме можно найти в статье Древнеримская литература.

4.2.1. Время Рима

В этот период на арену литературного развития выходит молодой Рим. В его литературе выделяют:


4.2.2. Переход к средневековью

В эти века происходит постепенный переход к средневековья. Евангелия, созданные в 1 веке, знаменуют полный мировоззренческий перелом, предвестник качественно нового мироощущения и культуры. Появляются описания деятельности святых и других деятелей церкви. Среди таких авторов были Евнапий, Коммодиан. Одновременно в это время творят Элиан, Оппиан, Авсоний, Клавдиан, Требеллий Поллион. В это время творит последний писатель-энциклопедист античности Марциал Капелла.

В последующие века латинский язык остается языком церкви. На варварских землях, принадлежавших Западной Римской империи, латинский язык существенно влияет на формирование молодых национальных языков: так называемых романских - итальянской, французской, испанской, румынской и др.. и значительно меньше германских - английского, немецкой и др.., которые наследуют от латинского написания букв ( латиницу). На этих землях распространяется влияние римско-католической церкви. Последний поэтом этой эпохи был Корипп.


5. Античность и Украина

На древних землях Украина, которые были колонизированы греками и римлянами начиная с 7 века до н.э. ( Ольвия, Херсонес, Пантикапей и другие города Северного Средиземноморья), зафиксированы отдельные памятники античной письменности и науки.

Славянские земли оказались преимущественно под культурным влиянием Византии (унаследовавшая земли Восточной Римской империи), в частности переняли у нее православное христианство и написание букв согласно греческому алфавита. Антагонизм между Византией и молодыми варварскими государствами латинского происхождения перешел в средние века, обусловив неповторимость дальнейшего культурно-исторического развития двух ареалов: западного и восточного.


См.. также


Источники

7.1. Литература

  • Гаспаров М.Л. Литература европейской античности: Введение / / История мировой литературы в 9 томах: Том 1. - М.: Наука, 1983. - 584 с. - С.: 303-311.
  • Шалагинов Б.Б.. Зарубежная литература от античности до начала XIX века. - М.: Академия, 2004. - 360 с. - С.: 12-16.

7.1.2. Рекомендуемая литература

  • Античная литература / Под редакцией А. А. Тахо-Хватит; перевод с русского. - К., 1976.
  • Античная литература: Справочник / Под редакцией В. Семчинский. - К., 1993.
  • Античная литература: Хрестоматия / Составитель А. И. Белецкий. - М., 1936; 1968.
  • Кун М.А. Легенды и мифы древней Греции / Перевод с русского. - К., 1967.
  • Парандовский Я. Мифология / Перевод с польского. - К., 1977.
  • Пащенко В. И., Пащенко Н.И. Античная литература. - М.: Просвещение, 2001. - 718 с.
  • Подлесная Г.Н. Мир античной литературы. - К., 1992.
  • Словарь античной мифологии / Составители И. Я. Козовик, О. Д. Пономарев. - К., 1989.
  • Содомора А. Живая античность. - К., 1983.
  • Тронський И.М. История античной литературы / Перевод с русского. - К., 1959.

Ссылки


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам