Антонио да Корреджо
Антонио да Корреджо (собственно Антонио Аллегри да Корреджо, ( итал. Antonio Allegri da Correggio или просто Correggio ), Около 1489 года, Корреджо, Эмилия - около 5 марта 1534 года, там же) - итальянский живописец периода Высокого Возрождение.
1. Биография и творчество
Работал в Парме и Корреджо (откуда и получил свое прозвище), пользовался покровительством графини Корреджо поэтессы Вероники Гамбара, которая рекомендовала его Мантуанский герцогу.
Испытал влияние Андреа Мантеньи, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Доссо Досс. Полные мягкой грации и интимной очарования, произведения Корреджо отражают постепенную утрату героических ренессансных идеалов, создание новых художественных форм и принципов. Для монументальной живописи Корреджо характерна игривая легкость и декоративное изящество (росписи в монастыре Сан-Паоло в Парме, между 1517 и 1520 годы). Со временем он обращается к поискам динамической экспрессии: в росписях церкви Сан-Джованни Эванджелиста ( 1520 - 1523) и собора (1526-1530) в Парме, где сложные ракурсы и направлена вверх вихреобразно композиция предвещают пространственные эффекты эпохи барокко.
Станковые композиции Корреджо, проникнутые праздничным светским духом, отличаются мягкостью интимных образов, эффектностью изысканных поз и движений, динамической асимметрией композиции, светлым, нарядным, прихотливо-изменчивым колоритом ("Мадонна со святым Франциском", 1514 - 1515, "Мадонна со святым Георгием", 1530 - 1532 гг., - обе в Картинной галерее, Дрезден, "Обручение святой Екатерины", Лувр, Париж). С целью усиления эмоционального звучания образов, Корреджо иногда прибегает к эффектам контрастного ночного освещения ("Поклонение пастухов", или "Ночь", около 1530, Картинная галерея, Дрезден).
Произведения Корреджо на мифологические темы ("Даная", около 1526, Галерея Боргезе, Рим, "Похищение Ганимеда", около 1530, Художественно-исторический музей, Вена) отмечены утонченным гедонизмом и эротикой, гибкостью композиционных решений.